«Нужно заниматься городом». Трое белгородцев предложили вариант, как сделать парк Победы лучше

Команда энтузиастов провела исследование территории парка Победы около музея-диорамы «Огненная дуга» на улице Попова. Артём Королёв, Геннадий Гребенников и Геннадий Арчибасов изучили пешеходные и автомобильные потоки, обратив внимание на ряд проблем. Активисты, опираясь на статистику и аналитику, предложили способы, как сделать эту территорию лучше. «Фонарь» узнал подробности результатов уникального для Белгорода исследования, сделанного от начала и до конца самими горожанами.

Клич в социальных сетях о наборе волонтёров для исследования Артём Королёв бросил ещё в августе 2014 года. Тогда он вместе с командой единомышленников и простых горожан две недели изучал участок улицы Попова рядом с музеем-диорамой. Королёва интересовала активность пешеходов, велосипедистов и автомобилей. Энтузиасты хотели узнать, целесообразно ли делать этот участок дороги пешеходным. Результаты исследования, которые были представлены широкой публике только спустя два года, в четверг, 7 апреля, в выставочном зале «Родина», показали, что закрывать дорогу для автомобилей не стоит, но есть реальные возможности улучшить эту часть парка Победы другими способами.

Вместе с Королёвым результаты исследования представляли архитектор Геннадий Гребенников и руководитель дизайн-студии М207 Геннадий Арчибасов. Так как их лекция проходила в рамках лаборатории урбанистики, недавно открывшейся на базе «Родины», то они неоднократно призывали молодых дизайнеров, архитекторов и простых слушателей последовать их примеру — попытаться изменить город к лучшему, пусть и не имея профессионального опыта.

— Мы хотели показать, как проводятся полевые исследования. Мы изучали эту тему и сегодня хотим внести практический вклад. Вторая цель — вовлечь как можно больше людей в тему развития города, потому что заниматься городом нужно. Третья — показать практику того, как нужно изменять город, — объяснил Королёв.

Замдиректора Института муниципального развития и социальных технологий Артём Королёв

По его словам, для качественных изменений в городе необходимо оперировать «массивами данных и аналитикой», а не просто руководствоваться иными мотивами и желаниями. В подтверждение своих слов лектор показал несколько картинок «было-стало» из Москвы — как улицы, где господствовали автомобили, стали по сути пешеходными.

— Вообще, если мы посмотрим на Белгород, то увидим, что он обладает потрясающей инфраструктурой в плане пешеходного потенциала. Мы имеем прекрасные широкие аллеи: можно выйти в районе кольца «Пал Кириллыча» и пройти до кинотеатра «Русич», спуститься к телевышке, затем к парку Победы, перейти через реку, потом площадь, подняться на Свято-Троицкий бульвар и дальше, пройдя по пешеходной улице 50-летия Белгородской области, попасть центральный городской парк, — привёл пример глобального пешеходного маршрута Королёв, добавив, что «сейчас Белгород имеет уникальную возможность стать пешеходным центром».

Переходя к конкретному исследованию, его автор объяснил, что перед началом работы команда размышляла, какую улицу в Белгороде можно сделать пешеходной: сначала исследователи обратили внимание на Гражданский проспект, а затем остановились на участке улицы Попова вблизи музея-диорамы. Королёв напомнил, что в дни праздников её часто перекрывают, и она фактически становится пешеходной.

Исследуемый участок улицы Попова, фото из презентации проекта

При этом участок улицы входит в парк Победы, который с левой стороны доходит до гипермаркета «Лента», а с правой — заканчивается только у «нового» моста, хотя многие думают, что парк ограничивается улицей Попова. По словам исследователей, дорога лишь разбивает «единый архитектурно-планировочный ансамбль» парка. Поэтому, если посмотреть с высоты воздушного шара вниз, парк воспринимается как единое целое, а с земли такого ощущения нет.

Три части парка Победы, иллюстрация из презентации проекта

Более того, по словам исследователей, на этой территории существует ряд проблем, которые команда подробно разобрала.

Во-первых, по словам Королёва, из-за «существенного» движения с одной части дороги на другую (то есть из одной части парка в другую) люди часто переходят улицу Попова в неустановленных местах.

Ещё одна проблема была замечена на мосту чуть выше Диорамы. Здесь из-за «неупорядоченной» парковки автомобили выезжают на встречную полосу, мешая друг другу. Неудобно и людям, которые на узких пешеходных дорожках сталкиваются друг с другом.

— Возникают конфликты «пешеход-пешеход», «пешеход-водитель». Неоднократно во время исследований возникали ситуации, когда две мамы с колясками или велосипедисты не могли разъехаться, поэтому люди выходят на проезжую часть.

Сложности на дороге и тротуаре, фото из презентации проекта

Третьей проблемой стала парковка по обеим сторонам улицы. По мнению авторов исследования, она носит «стихийный» характер: «Нормальная ситуация, что если какая-то машина припарковалась боком, вторая тоже встала неправильно и так далее».

Для того, чтобы предложить решение проблем, исследователям нужна была статистика. Чтобы её собрать, они через интернет привлекли волонтёров. Откликнувшимся раздали бланки, куда они должны были заносить данные о количестве пешеходов, велосипедистов и машин на конкретном участке, и сделали график «дежурств» в онлайн-режиме, куда каждый мог вписать свою фамилию на удобное для него время. Так, по словам Королёва, было «закрыто» расписание на две недели вперёд.

— Мы исследовали пешеходный мост с разграничением по двум сторонам и дорогу. Была потенциальная гипотеза, что эта улица может стать пешеходной, — мы хотели сравнить интенсивность пешеходных потоков с машинами. Если бы пешеходов было больше, чем машин, улицу можно было бы сделать пешеходной, — рассказал автор исследования.

В результате оказалось, что нет смысла делать улицу пешеходной, но при этом появились другие любопытные цифры. Например, оказалось, что 20 процентов людей переходят дорогу в неположенном месте, и почти каждый второй велосипедист (43 процента) также пересекает Попова не по переходу.

— Это очень много. Люди осознанно идут на нарушение правил, потому что неудобство пешеходного перехода перевешивает, — заявил архитектор Геннадий Гребенников.

Результаты активности пешеходов, велосипедистов и водителей, иллюстрация из презентации проекта

Неудобство, по словам исследователя, кроется в неправильном расположении перехода. По опыту наблюдений, большинство людей хотят переходить дорогу в другом месте, ближе к Краеведческому и Художественному музеям.

— Сейчас человек переходит дорогу и упирается в ступеньки Диорамы. Миграционные потоки уходят либо влево, либо вправо. Только сотрудники диорамы и те, кто идут в диораму, идут в сам музей, остальные обходят. Получается, что Диорама — естественное препятствие на пути пешеходов, — заключил Артём Королёв.

Поэтому исследователи предложили перенести «зебру» ближе к Музейной площади и сделать ещё один переход у моста рядом с Диорамой — то есть вместо одного перехода сделать два.

— Мы видели, что утром люди хотят перейти дорогу в неположенном месте, но из-за плотного потока машин они разворачиваются и идут на переход. Иными словами, если бы переходы располагались здесь, то гораздо больше людей бы пользовались ими, — объяснил Гребенников, добавив, что переход обязательно должен быть на одном уровне с тротуаром, а не с дорогой.


Предложение исследователей, иллюстрация из презентации проекта

Исследователи подумали и над комфортностью моста. По их данным, пешеходная дорожка здесь составляет всего полтора метра. При этом определённая часть дороги не используется автомобилями. Благодаря расширению тротуара по одной стороне дороги, по словам Гребенникова, водители не пострадают, а пешеходы только выиграют.

Что касается парковки, то исследователи сказали, что максимально зафиксированным количеством припаркованных машин на участке от моста до Музейной площади было 73 машины, тогда как максимально по правилам здесь могут остановиться только 60.

— Мы предлагаем сделать по одной стороне парковку под углом, с другой — параллельно. Благодаря деревьям, если один водитель станет не совсем хорошо, то пострадает только один ряд, а не все, — объяснил Гребенников.

Он добавил, что обычно неправильная парковка одного водителя вызывает цепную реакцию, и все паркуются неправильно, а в данном случае ошибка повлияет только на три-четыре соседние машины. По словам исследователей, если будет реализована их идея, на улице появится 74 парковочных места, которых будет вполне достаточно, даже если будет достигнут максимально зафиксированный показатель. Будет место и для экскурсионных автобусов, для которых тоже предусмотрена парковка между музеем-диорамой и мостом.

Предложение по парковке, иллюстрация из презентации проекта

Есть идея у исследователей и о том, как улучшить самую Музейную площадь. Они предлагают убрать островки газонов, вокруг которых сейчас катаются юные гонщики на детских машинках, и посадить вокруг фонтана деревья. Геннадий Гребенников объяснил, что единственным спасением от жары сейчас здесь является сам фонтан, купаться в котором запрещено, поэтому тень на этом участке необходима. Территорию перед деревьями он предлагает использовать для проведения массовых мероприятий — например, для выставки ретро-автомобилей.

Предложение по площади, иллюстрация из презентации проекта

— Почему мне кажется важным этот проект? — спросил сам у себя невыступавший дизайнер Геннадий Арчибасов. — Потому что была найдена проблема и полученное решение, как её исправить, стало результатом исследования и аналитики, а не просто красивой картинки.

Арчибасов подчеркнул, что одной из целей исследования было показать всем горожанам, как можно доступно менять город к лучшему.

Руководитель дизайн-студии М207 Геннадий Арчибасов

На вопрос о том, что будет дальше со всеми результатами исследования, авторы не смогли точно и прямо ответить. При этом они выразили надежду, что благодаря открывшейся лаборатории урбанистики такие проекты будут возникать всё чаще и чаще.

— Вы не боитесь, что, сакцентировав внимание на пешеходном переходе на Попова, мы получим ещё один кошмарный подземный пешеходный переход? — спросили из зала.

Арчибасов заявил, что такое решение «разрушит цельность парка Победы», а Королёв предположил, что следующее исследование будет как раз на тему необходимости подземных переходов в Белгороде. «Это явная проблема, которую надо исследовать в городе — почему при изменении режима дороги территория становится небезопасной?» — спросил у аудитории исследователь, призвав включаться в работу над изучением уже новой проблемы.

Текст и фото: Владимир Корнев

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Эпоха заказа. Что влияет на архитектурный облик Белгорода

Эпоха заказа. Что влияет на архитектурный облик Белгорода

Не допустить депрессии. Галина Горожанкина — о застройке в центре Белгорода

Не допустить депрессии. Галина Горожанкина — о застройке в центре Белгорода

Архитектор Владимир Вишневский: «Я привёз в Белгород слово „дизайн“​»

Архитектор Владимир Вишневский: «Я привёз в Белгород слово „дизайн“​»

Новая философия Горожанкиной. Как изменятся дворы, парки и кафе Белгорода в ближайшие годы

Новая философия Горожанкиной. Как изменятся дворы, парки и кафе Белгорода в ближайшие годы

В Белгороде расследуют ДТП, в котором водитель сбил пешехода и врезался в столб

В Белгороде расследуют ДТП, в котором водитель сбил пешехода и врезался в столб

Молодёжная лаборатория урбанистики исследует отношение белгородцев к городу

Молодёжная лаборатория урбанистики исследует отношение белгородцев к городу

​В Белгороде прошло торжественное закрытие фотовыставки «Герои России, какими их не видел никто»

​В Белгороде прошло торжественное закрытие фотовыставки «Герои России, какими их не видел никто»

Белгород присоединился к всероссийскому проекту «Территория Победы»

Белгород присоединился к всероссийскому проекту «Территория Победы»

В мэрии Белгорода объяснили, почему затоплен парк Победы

В мэрии Белгорода объяснили, почему затоплен парк Победы

В центре Белгорода реализуют проект «Моя улица»

В центре Белгорода реализуют проект «Моя улица»

Из Везёлки в Белгороде достали тело девушки

Из Везёлки в Белгороде достали тело девушки

Вячеслав Гладков заявил, что после реконструкции Белгородского музея-диорамы хочет видеть возле неё очереди до 500 человек

Вячеслав Гладков заявил, что после реконструкции Белгородского музея-диорамы хочет видеть возле неё очереди до 500 человек

В белгородском парке Победы так и не появились деревья и кустарники на месте незаконно расположенного батута

В белгородском парке Победы так и не появились деревья и кустарники на месте незаконно расположенного батута

В белгородском УМВД рассказали, как наказали подростков, подравшихся на набережной

В белгородском УМВД рассказали, как наказали подростков, подравшихся на набережной

Иммерсивный кинотеатр, амфитеатр у реки и «простреленная земля». Каким будет белгородский «Парк Мирного времени»

Иммерсивный кинотеатр, амфитеатр у реки и «простреленная земля». Каким будет белгородский «Парк Мирного времени»

В Белгороде реставрируют крупнейшее в Европе полотно, посвящённое танковому сражению под Прохоровкой

В Белгороде реставрируют крупнейшее в Европе полотно, посвящённое танковому сражению под Прохоровкой