Не судить по попрошайкам. Как гости из Москвы и Харькова развеивали стереотипы белгородских студентов

В Белгородском госуниверситете организовали встречу студентов с цыганами. Москвичка Надежда Деметер, белгородцы Артур Квик и Юрий Данченко, харьковчанка Рада Сличенко приехали, чтобы познакомить белгородских студентов с историей и культурой своего народа и развенчать мифы о цыганах.

Фото пресс-службы НИУ «БелГУ»

— Наша цель — изменение общественного мнения о цыганах. Вы, наверное, прекрасно знаете, что жизнь цыгана окружена политическим и информационным вакуумом. Мы решили организовать проект под названием «Можно ли избавиться от цыганофобии в России?», — рассказала президент федеральной национально-культурной автономии российских цыган, доктор исторических наук Надежда Деметер.

«Тысячу лет цыгане хранили свой язык и свои обычаи. Учёные до сих пор ломают голову: как, путешествуя из страны в страну, из века в век, упорно перенимая язык и религию, мы смогли выжить и сохранить язык до сегодняшнего дня».

Выпускница факультета психологии МГУ раздала студентам опросные листы: «Как вы относитесь к цыганам? Есть ли среди ваших родственников представители цыганской национальности? Могли бы вы вступить в брак с представителем цыганской этнической группы?». Пока студенты письменно отвечали на вопросы, девушка попросила их рассказать, что они знают о цыганах.

— Плохие люди, с ними нельзя общаться, — заявил парень.

— Происходят цыгане из Индии, — перебил его другой студент.

— Цыгане — весёлые, много поют, играют на музыкальных инструментах! — прозвучал восторженный выкрик из зала.

— Очень коммуникабельные, — спокойно подытожил молодой человек из центра аудитории.

Психолог резюмировала: «Вы очень мало знаете о цыганах». И дала объяснение этому факту.

Фото пресс-службы НИУ «БелГУ»

— Откуда люди узнают о цыганах? Прежде всего, из прессы. Но нужно понимать, что журналисты — это такие же люди, как и мы, и их статьи о национальных меньшинствах базируются на упрощённом представлении о разных народах. Стереотипы не всегда положительны. Мы собрали большое количество публикаций московских газет, где обязательно указана национальность правонарушителей — цыгане. Популярны и передачи на ТВ, где в уголовных хрониках указывается национальность.

«Во все времена и во всех странах цыгане сохраняли традиционно кастовые занятия, вынесенные из Индии: торговля, актёрство, ремёсла, гадания, выступления с дрессированными животными и попрошайничество — занятия, которые кормят их на протяжении многих веков. Попрошайничество связано с индийским философским религиозным учением. В Индии, чтобы улучшить свою карму, нужно было давать подаяние, и нужно, чтобы были те, кто это подаяние примет, — заявили представители образовательной экспедиции».

— Все упрекают цыган в попрошайничестве, — отметила Надежда Деметер. — Но только одна группа цыган занимается этим, и живёт эта группа сейчас даже не в России, а за границей, на севере Молдавии и в Закарпатской области. Тупиковый путь развития. Но в России попрошайничество всегда занимало большое место в занятиях любых национальностей. Есть целые исследования, я как этнолог, как историк могу сказать, о нищенстве на Руси. Были специальные люди, которые ходили от деревни к деревне, их называли погорельцами, хотя они, конечно, погорельцами не были. Они просто переносили новости из одной деревни в другую, получая за это деньги. Им подавали, они считались нищими. Это было развитым видом занятий. Но нельзя судить о цыганах только по попрошайкам. То, что вы видите на базаре, в метро — это далеко не весь народ. Нельзя судить о великой русской культуре по пьяницам, которые в луже лежат. Мы знаем о другом: есть Чайковский, есть Циолковский, есть библиотеки, есть университеты и так далее. Но вы-то в ответ ничего не знаете о цыганах...

Особо острой темой для цыган является тема Великой Отечественной войны.

— Когда говорят об ужасах Великой Отечественной войны, все забывают о том холокосте, который был в отношении цыган. Только два народа сознательно истреблялись во время войны — евреи и цыгане. Есть только одно место в России, где был цыганский колхоз и где официально зарегистрировали массовое убийство цыган. Вырывали ров, сбрасывали туда детей, женщины прыгали сами, мужчин убивали. Ров закапывали. Три дня могила ходила ходуном. Это захоронение в Смоленской области, там лежат 176 человек.

В финале разговора цыгане представили небольшой концерт, иллюстрировавший традиции и культуру этноса. Главной исполнительницей стала Рада Сличенко — внучка художественного руководителя театра «Ромэн» Николая Сличенко.

Фото пресс-службы НИУ «БелГУ»

— Я являюсь представительницей одной из самых сильных и талантливых династий — династий Сличенко. Я благодарна Богу, что я родная внучка актёра, певца, режиссёра, педагога. Я дочь своего народа, и я горда этим. Многие уже понимают, что мы наследники прекраснейшей нации, несущей в себе не только творческие, но и другие таланты, — рассказала Рада.

Гость концерта Юрий Меркулов — дирижёр духового оркестра белгородской филармонии — рассказал, что его очень привлекают цыганские песни.

— Я обучался в музыкальном колледже, и со мной в группе учились представители цыганской национальности. И, знаете, мы сразу были дружны, мы даже не знакомились. Почему? Под воздействием этого музыкального искусства мы друг друга знали, друг другу верили. Я учился в академии, и на факультете тоже учились студенты цыганской национальности. И опять же мы не знакомились. Мы сразу дружили. И это было искренне. Нас объединяла песня, музыка, мелодия, красота. Я настолько полюбил этот музыкальный цыганский колорит, который непохож ни на что!

Олеся Шкреба
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Шествие белгородских студентов на День знаний-2015

Шествие белгородских студентов на День знаний-2015

«У журналистики нет задачи спасения души — за этим надо идти в церковь». Как замминистра связи России спорил с руководством белгородского журфака

«У журналистики нет задачи спасения души — за этим надо идти в церковь». Как замминистра связи России спорил с руководством белгородского журфака

«У каждого города есть своя душа». Ландшафтный дизайнер Каспиан Робертсон — о Белгороде и философии дизайна городской среды

«У каждого города есть своя душа». Ландшафтный дизайнер Каспиан Робертсон — о Белгороде и философии дизайна городской среды

​Фонд Елены Исинбаевой провёл в Белгороде спортивный праздник «Каждый ребёнок достоин пьедестала»

​Фонд Елены Исинбаевой провёл в Белгороде спортивный праздник «Каждый ребёнок достоин пьедестала»

В БелГУ на две недели переведут большинство занятий в онлайн

В БелГУ на две недели переведут большинство занятий в онлайн

Шлагбаум на стоянке БелГУ, дистанционное обучение и принудительная вакцинация. О чём Олег Полухин рассказал журналистам

Шлагбаум на стоянке БелГУ, дистанционное обучение и принудительная вакцинация. О чём Олег Полухин рассказал журналистам

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»

Белгородцы недовольны неудобствами из-за ремонта соседнего здания общества глухих

Белгородцы недовольны неудобствами из-за ремонта соседнего здания общества глухих

Аспирант предложил изменить устаревшие названия белгородских судов

Аспирант предложил изменить устаревшие названия белгородских судов