«Кто сегодня способен сказать „вперёд“»? Почётный профессор БелГУ Зоя Прокопенко — о своей новой книге

Корреспондент «Фонаря» встретился с почётным профессором НИУ «БелГУ», филологом Зоей Тимофеевной Прокопенко, которая в апреле выпустила новую книгу о русском национальном характере в литературе XIX века, чтобы узнать, насколько подобные филологические исследования сегодня актуальны, и есть ли кто-то, кто сейчас способен сказать «вперёд!».

О призыве «Вперёд!»

— Книжка «Русский национальный характер в литературе XIX века» — своеобразное эссе. Она должна натолкнуть читателя на размышления о глубоких вопросах жизни. У меня здесь затронуто несколько вопросов, однако первый из них (можете удивляться): кто способен сказать «вперёд»?. «Вперёд», которое в своё время было [обозначено] Николаем Васильевичем Гоголем. Заключается этот вопрос в том, что русский человек долго спит, он не очень активен, но призыв «вперёд!» — для него то самое слово, которое должно его разбудить и призвать к настоящей деятельности.

Книгу я построила следующим образом: эпиграфом к ней взяла слова Отто фон Бисмарка: «Русские долго запрягают, но быстро едут»... На обложке — картина «Три богатыря». Из них образ Ильи Муромца списан с императора Александра III, это его портрет. Человек он был невероятной силы, и во время крушения железнодорожного поезда он поднял вагон, тем самым подорвав собственное здоровье... Вот это «вперёд!» и отражает диалектичность характера: сидит Илья Муромец 33 года на печи, но, когда надо, встаёт, идёт и добивается своего. У нас так многое построено. Книга об этом и говорит.

Фото Белгородского государственного литературного музея

Отечественная война 1812 года. Кутузов, помните [в романе] у [Льва] Толстого сидел в хатке деревенской? Москву сдал. А потом бежали французские солдаты в женских платьях, одеялах, и сам Наполеон их бросил, чтобы не попасть в плен. [Вопрос в том], кто скажет это слово «вперёд!»? Книга насыщена этими вопросами.

О русской «Илиаде» в романах Гончарова

— Я пытаюсь рассмотреть вопросы о том, например, как представлены самые важные моменты в жизни нашего государства в литературе XIX века. Может вам покажется странным, но я считаю, что одним из умнейших людей того времени был [русский писатель и литературный критик Иван Александрович] Гончаров. Мы как-то его изучаем посредственно. Вроде, есть «Обломов», «Обыкновенная история», но ведь все его романы очень серьёзны. Они отражают всю глубину жизни.

Возьмите самый простой его роман — его первый роман «Обыкновенная история». Там два типа человека: молодой Александр, которому кажется, что он влюблён в самую лучшую девушку в мире, в красавицу, о которой человек только и может мечтать, а его дядя [Пётр Иваныч Адуев] — прагматик. Мы ещё до этого не дошли в жизни, а у него уже сложился олигархический тип. Он — тайный советник, но в то же время он держит фарфоровый завод. Пётр Иваныч холост, занят работой. Наконец, он решает жениться и женится на красивой молодой девушке. Она даже влюблена в него. Но он всё время занят делами на фабрике, мало интересуется женой, и в итоге она заболевает. После этого он всё бросает, уезжает с ней за границу и пытается её спасти. Пока он ещё человек не заскорузлый в чиновничьей работе, он отзывчивый. Завершается роман тем, что 30-летний Александр женится на 17-летней девушке — не той, о которой он мечтал. Так уходит и романтика. Как говорит Гончаров, если всё построено на капиталистической хватке, то человек опомнится, но будет уже поздно...

Фото Белгородского государственного литературного музея

— Ещё я хочу сказать о романе «Обломов». Это мудрейшее произведение. Испокон веков человек всегда любил спокойную жизнь, сытую, без всяких потрясений, самостоятельную. Илья Обломов воспитан в своём деревенском окружении. Это обычно опускается. На чём построен русский фольклор? На сказках, в которых действует главный герой. Ему выпадает счастье, он женится на красавице, которая всё умеет и так далее. И рай так был построен: ничего бы народ не делал, если бы Ева не сорвала яблоко с древа познания, за что бог на них с Адамом разгневался.

Что мы находим у Гончарова? Растёт мальчик Илья Ильич. Кто его обучает жизни? Крепостная няня. Мама занята обедами, гостями и другими своими делами. А няня [сидит] с ребёнком. Мать только следит, чтобы он не разбился. Что няня ему рассказывает? То же самое, что она рассказывает своим детям и внукам. Наша «Илиада», наша русская жизнь. Он получил воспитание от крестьянской няни. И другая сторона его диалектики: другое село, где жил Штольц. Он был нанят в имение помещика, руководил хозяйством и школой. У него был сын Андрей, ровесник Ильи Ильича. Они учились вместе, но их пути разошлись. Илья Ильич служит, но недолго, так как какую-то бумагу он послал вместо Архангельска в Астрахань. Начальник на него накричал, а Илья Ильич пришёл, посидел и решил: «У меня есть Обломовка, которая меня обеспечивает. Чего я буду здесь работать, а он будет на меня кричать? Кто он такой? Я не тот человек, на которого можно кричать». По сказкам, по тому воспитанию, он считает, что он вполне достойная фигура. Он поселяется в Петербурге, на Гороховой улице, в центре, и благополучно там живёт. Ему приходят доходы. Обломовка существует. Гончаров показал Обломовку жизненным раем, где живут в согласии друг с другом и с природой... Кстати,о том, что Лжедмитрий оказался самозванцем узнали только потому, что он не спал после обеда. Обломов живёт на Гороховой спокойно и весело. Гончаров проводит эту линию — спокойной и умиротворённой жизни. Россия живёт на уровне Обломовки.

Об активности и деятельности в произведениях Чернышевского

— Николай Чернышевский в свою очередь хочет революции в России, пишет жене о том, что он ждёт бунта, и, если такой возникнет, примет в нём участие. Он рвётся в бой. И на Гороховой улице он поселяет своих героев — Веру Павловну с Кирсановым. Вот тут на Гороховой улице два писателя вступают друг с другом в идеологическую борьбу. Надо знать, что Гончаров в это время возглавляет русскую цензуру. Царь понимал, кого нужно ставить [на эту должность]. Гончаров поддерживал своих, но, с другой стороны, он тихо выполнял задание «не расшатать государство», не устроить тот бунт, о котором Пушкин писал, как о «бессмысленном и беспощадном», которого так ждёт Чернышевский.

Фото Белгородского государственного литературного музея

Что Чернышевский противопоставляет Гончарову с его Обломовым? Деятельную активную жизнь. Он говорит о свершении революции, о том, как человек будет прекрасно жить, о том, что будут алюминиевые дворцы, что на поле работать будут машины и так далее. Жители этого счастливого городка поют, танцуют, любят друг друга, но семейный уклад уже разрушен Чернышевским, разрушен треугольником: Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов. Лопухов — её настоящий муж, Кирсанов — любовник. Что ещё интересно? В этом счастливом выстроенном городке нет детей, нет стариков, а есть только молодёжь. Это объясняется тем, что Чернышевский не знает жизни. А что беспокоит Гончарова? Что сегодня-завтра эта публика вторгнется в Обломовку, мимо которой уже прокладывается железная дорога. Он беспокоится о том, что обломовцам придётся идти и делать насыпь для этой самой железной дороги.

В третьем своём романе Гончаров пытается вывести образ одновременно капиталиста и помещика — Ивана Тушина. Причём не такого, как Штольц, а русского, настоящего. В своих краях он вырубает спелые леса, которые должны уступить молодняку. Такого помещика Гончаров пустил бы в русскую жизнь, но никакого другого.

Кто поведёт Россию вперёд?

— Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин говорит, что слово «вперёд!» может сказать человек, всецело преданный своей стране. Он говорит о том, что свою родину он хочет видеть счастливой, а потом уже сильной. В первую очередь, не вооружение, не бряцание оружием, а именно счастье. Он пишет о том, что нам говорят о зарубежье, о том, как там хорошо живут люди. Но однажды он болел и недолго бывал там: «Да, там хорошо, но у нас лучше».

Фото Белгородского государственного литературного музея

Я считаю, что его слова каждый из нас должен носить в своём сердце. «Я люблю Россию до боли сердечной и не мыслю себя нигде, кроме России», — вот это заповедь Салтыкова-Щедрина всем нам. Осуществить движение вперёд может только тот, кто отказался от всего, а особенно от либеральной болтовни, которая может заболтать всё. «Подпоясать чресла и с этим словом идти и добиваться». По мнению Щедрина, бывают такие моменты в жизни государства, когда раскрываются облака. В такие моменты появляются люди, которые беззаветно преданы Родине и умеют сослужить этой Родине службу. Собственно, об этом моя небольшая книжка: о национальном русском характере.


Справка «Фонаря»

Зоя Тимофеевна Прокопенко — доктор филологических наук, работала профессором кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания филологического факультета НИУ «БелГУ», является почётным профессиром университета. Она родилась 15 мая 1928 года в Белгороде, здесь же окончила среднюю школу, а в 1948 году поступила на филфак Харьковского педагогического института, там же была аспиранткой.

Зоя Тимофеевна исследовала творчество Михаила Салтыкова-Щедрина. С 1958 года она стала преподавать на кафедре литературы Белгородского пединститута, защитила в 1961 году кандидатскую диссертацию «Современная идиллия» Михаила Салтыкова-Щедрина. В 1991 году защитила докторскую диссертацию, посвящённую изучению непростых взаимоотношений и оценке литературно-критических взглядов Салтыкова-Щедрина и Гончарова.

Трофим Нарожный

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

«Запрет ГМО был либо глупостью, либо саботажем». Научный журналист Ася Казанцева — о запрете в России ГМО

«Запрет ГМО был либо глупостью, либо саботажем». Научный журналист Ася Казанцева — о запрете в России ГМО

Можно ли жить без полушария или мозжечка? Несколько интересных фактов об уникальных возможностях мозга

Можно ли жить без полушария или мозжечка? Несколько интересных фактов об уникальных возможностях мозга

Рыжие неандертальцы-веганы, тролли и чернокожие англичане. Что популяризатор антропологии Александр Соколов рассказал белгородцам?

Рыжие неандертальцы-веганы, тролли и чернокожие англичане. Что популяризатор антропологии Александр Соколов рассказал белгородцам?

В белгородских вузах за учёбу без троек обещают снизить плату за обучение

В белгородских вузах за учёбу без троек обещают снизить плату за обучение

Упаковщики информации. Как в Белгородском госуниверситете собираются учить медиакоммуникациям

Упаковщики информации. Как в Белгородском госуниверситете собираются учить медиакоммуникациям

Инженерный спецназ и «бизнес-капитаны». Ректор НИУ «БелГУ» — о приёмной кампании, объединении журфака с СТФ и новых направлениях подготовки

Инженерный спецназ и «бизнес-капитаны». Ректор НИУ «БелГУ» — о приёмной кампании, объединении журфака с СТФ и новых направлениях подготовки

В Белгороде возобновляют «НеслуЧАЙные встречи» в Ботаническом саду

В Белгороде возобновляют «НеслуЧАЙные встречи» в Ботаническом саду