Вейкбординг — это водный экстремальный вид спорта, где райдеры катаются на доске. Внешне доска похожа на сноуборд. Райдер держится за фал — устойчивую перемычку, прикреплённую к тросу — и скользит по воде. Или прыгает с трамплинов. Или летает над водой.
Представитель старооскольского вейк-парка Анастасия Яковенко рассказала, как родилась идея семейного бизнеса, кто ловит «швабру» и почему райдеры не любят пляжных пловцов.
Скользящий по воде
— Официальное название нашего клуба — Glide park. Между собой мы называем это «скользящий по воде». Основная аудитория — постоянные клиенты. Людей с пляжа, увы, привлекается мало. Люди боятся. Они не знают, что это такое, боятся попробовать. Кого-то пугает цена, хотя она у нас не заоблачная — всего 300 рублей за десять минут. Выдаём жилет, выдаём шлем, доску или лыжи, проводим полный инструктаж. Но если у человека совсем не получается, то он не будет просто десять минут валяться — мы будем катать, пока он хотя бы один отрезок пути не проедет на доске.
«Хотя люди разные бывают. К нам недавно приезжали парень с девушкой из Воронежа „поговорить“. Говорят: „Мы хотим у вас в августе свадьбу сыграть“. Они оба катаются на вейкборде. Хотят выездную роспись, и чтобы в самый момент регистрации кто-нибудь из райдеров прыгнул с трамплина или сделал какой-нибудь кульбит. Есть люди, которые горят вейкбордингом!».
Лови швабру
— У новичков самый частый «элемент» — это «швабра»: у доски есть задний и передний кант, и человек падает пластом в воду либо лицом, либо спиной. Это и есть «швабра». В вейк-парках, когда падаешь «шваброй», часто кричат «бросай фал». Но делают это не из-за заботы о человеке, а чтобы продлить жизнь лебёдки.
«У вейкбординга есть три начальных стадии катания. Первая стадия: ты пытаешься встать и проехать. Вторая стадия: ты уже едешь. Третья стадия: тебе скучно ездить и ты пытаешься развернуться. То есть ты такой сильный и смелый проехал всю дистанцию в одну сторону, ни разу не упал, а тебя затопили, потому что ты не ушёл в разворот. Ну а дальше уже начинаются трюки».
Летний сноуборд
— Мы смотрим на вейк-парк не с точки зрения бизнеса, а с точки зрения привлечения людей к спорту. Пять или шесть лет назад мы открыли горнолыжный клуб «Сорокино». Мы его открыли после того, как съездили на Красную Поляну и поняли, что ездить туда каждый раз накладно. У нас в Черноземье гор нет, мы в своём клубе их насыпаем. Нашли подходящий холм протяжённостью 450 метров, а верхушку насыпали. Поставили клуб на ноги. Дело дошло до своего пика: мы поменяли подъёмник, построили кафе, обновили прокат — лыжи, сноуборды, тюбинги — а больше там уже ничего не сделаешь. Потом поняли, что зимой всё хорошо, а летом нам скучно. Нечем заняться. Решили искать занятие. Поездили по Европе, помониторили интернет и решили попробовать, что такое реверсивная лебёдка. Так и появился наш шейк-парк.
Детям — батут, взрослым — вейкборд
— Мы общаемся с ребятами из других городов, ездим на вейк-маркеты, учимся, смотрим. Удивительно, но у нас большим спросом пользуется батут. Мы его ставили для отрабатывания трюков — сначала учишься на батуте тому, что побоишься сделать сразу на воде. Набираешься сил на батуте, а потом переходишь на воду. А в итоге батут привлёк детей. Когда дети приходят попрыгать, они приводят с собой родителей, и тогда родители задумываются: «А не попробовать ли мне на доске?». Для детей у нас ещё есть «ватрушка», чтобы они приблизились к скоростному катанию на воде.
Всякая погода — благодать
«Бывают дни, когда мы делаем всё бесплатно. Например, в день открытия. Неофициально мы открываемся очень рано — в этом году начали катать 23 апреля. В гидрокостюмах. У нас есть гидрокостюмы всех размеров — катайся на здоровье. А закрываемся по погоде — до середины сентября катаем точно, а там зависит от дождей. Из-за дождей вода становится очень холодной».
— Мы сами катаемся при любой погоде с утра до ночи. Но с точки зрения бизнеса погода сильно влияет — люди не идут кататься, когда холодно или дождь. Стараемся заинтересовывать людей из города, делаем акции в соцсетях. Но это малоэффективно — в основном люди узнают о нас друг от друга. Кто-то попробовал, получилось, начал привлекать друзей. Есть такие люди, которые раз прокатились, поймали «звезду» и успокоились. А есть такие, которые каждые выходные приезжают, убиваются, приводят друзей, а потом потихоньку овладевают навыком. Кто-то, конечно, боится освистывания с пляжа — что он упадёт, а ему будут улюлюкать с пляжа, а он будет валяться и думать: «какой я дурак, ничего не умею». Когда кто-то катается, на пляже всегда стоит тьма народа.
Майская ночь, или Утопленница
— У нас есть проблема с плавающими. Мешаются. Мы в рупор объясняем людям, что нужно отплывать, иначе можно получить травму, нужно отплывать, потому что фигуры стоят немалых денег... Если делать фигуры самим, то можно влезть в 80 тысяч, а если заказывать готовые, то это выльется в сотни тысяч. Люди хотят плавать не когда мы стоим, а когда кто-то едет. И люди не просто идут поплавать, они плывут целенаправленно, чтобы залезть на трамплин. Хотят с него либо спрыгнуть, либо скатиться. Если мы видим, что кто-то плывёт на райдера, мы сразу останавливаем лебёдку — «топим» посетителя, а потом просим в рупор плавающего покинуть зону катания. Нас контролируют спасатели, чтобы не было травм.
Дедушка на лыжах
«Недавно мы отмечали День медика. У нас среди райдеров есть медсестра. Так мы её нарядили и запустили! И так мы проводим все мероприятия: с костюмами и конкурсами. Когда мы празднуем день рождения клуба (вообще он 27 июля, но всегда подгадываем под выходные), мы проводим конкурсы: на лучший костюм, на лучший трюк и так далее. Делаем всё серьёзно — с медалями, с подарками».
— У нас есть такой клиент — дедуля 72 лет. Катаем его, конечно, бесплатно. Он всё время флиртует с барышнями, приглашает их во дворец спорта — «Приходи, на коньках научу кататься». А у нас катает на водных лыжах. Без прыжков, без кульбитов, просто уверенно катается. Аудитория самая разная — у нас малыши с восьми лет катают уже на вейкбордах. Есть посетители ещё младше, они катаются на нибордах — это такие паралимпийские доски, на которых катаются на коленях. В повороты входить сложно, но это хорошая подготовка перед веком.
Спорт под градусом
— У нас есть такая услуга, как гидромассаж. Рядом база отдыха, там свадьбы отмечают, корпоративы. Многие выпивают, набираются храбрости и приходят проситься на доску. Мы не разрешаем выпившим кататься, но предлагаем гидромассаж. Надеваем на человека жилет — он даже с перемычкой в одном интересном месте, чтобы точно не утонул — он берётся за фал, и мы его туда-сюда катаем. И ему потом уже ни доски, ни лыжи не нужны! Он уже понял, что гидромассаж в данный момент — точно его спорт.
Идейная стройка
— У нас есть коллектив друзей-райдеров. Их человек 20–30. В этом году мы достраивали пирс, в прошлом году строили беседку. А раньше у нас тут была одна крыша и четыре палки. Друзья помогают — кто-то какую-то сумму дал, кто-то беседку сварил, кто-то набил кресла-груши и подарил нам... Когда мы собираемся на праздники, никто из них за катания не платит. Осенью у нас есть субботники, где каждый пришедший может заработать себе абонемент на один сет, на три сета, на месяц... Надо воду почистить, что-то убрать — люди помогают и зарабатывают себе бонусы.
«Нельзя сказать, что это бизнес, которым можно зарабатывать. Он не окупается вообще. Бывает, что мы зарабатываем 4 тысячи в неделю, и то большую часть — на батуте. Но я вспоминаю, что с лыжами была такая же басня — первые 2–3 года люди боялись. Приезжали, узнавали цены, уезжали... А теперь у нас подъёмника не хватает, люди в очереди стоят. Нам пришлось открыть вторую тюбинговую трассу, чтобы людям было, куда деться. Я надеюсь, что через пару лет больше народа созреют для вейк-спорта. Сейчас у нас всё построено на идее, на желании отдыхать самому, нежели зарабатывать деньги. Если бы мы ставили себе цель зарабатывать деньги с вейк-парка, то мы бы уже закрылись давно. Электричество, наверное, осиливаем сами оплатить, а остальное...».
— Недавно мы построили вейк-дерево: так в Европе принято хранить доски. Мы в прошлом году ездили по Европе и привезли эту идею в парк. А недавно к нам пришёл новый райдер, весь в красивых татуировках. Как оказалось, он занимается аэрографией, сам обалденно рисует. Мы попросили его нарисовать нам баннеры и на местности кое-что разрисовать. Теперь он нам рисует и катается бесплатно! Всё делаем для парка».
Убейся об доску
— Сложно говорить о травмах от вейка. Доходит до смешного: если человек очень гибкий, он может себя «догнать» доской. Можно удариться головой о воду, но у нас все катаются в шлемах. Травмы получают не новички, а те, кто уже с жиру бесятся: разучивают кульбиты, прыгают. Вот у нас сейчас брат с распоротой рукой, но он травмировался в Белгороде, когда катался на «такси». «Такси» — это такая длинная фигура, он катился и проскользил по ней рукой. Но не все фигуры грозят травмами. Шар в воде называется «ойли». Его надо перепрыгивать. Есть трамплин — о него тоже можно удариться головой, но для безопасности есть шлем. Со временем всё получается, если у человека будет желание. Мы со своей стороны тоже это желание стараемся привить. Нас даже Старооскольская администрация награждала в день физкультурника за большой вклад в развитие молодёжного спорта. А сами представители администрации с удовольствием катаются у нас.