В Октябрьском районном суде Белгорода продолжают рассматривать уголовное дело на бывшего директора цемзавода, экс-депутата горсовета Белгорода Эдуарда Андросова, которого обвиняют в попытке откупиться взяткой. Подробнее о сути обвинения мы рассказывали здесь.
Суды идут с 28 февраля. На предпоследнем заседании адвокаты Андросова попросили допросить его в приоритетном порядке. Обвиняемый ещё раз признал свою вину, дал пояснения по представленным прокуратурой доказательствам, которые подтверждают его умысел. Свои действия Андросов объяснил тем, что хотел помочь цемзаводу: по его мнению, выявленные сотрудниками управления Росприроднадзора нарушения на производстве могли привести к закрытию предприятия, а это, в свою очередь, могло привести к задержкам зарплат работникам. Чтобы избежать последствий, руководитель попытался передать взятку сотрудникам ведомства.
Руководительница регионального филиала «Центра лабораторных анализов и технических измерений по Белгородской области» Елена Алёнина в деле проходит как посредник. В суде она тоже сразу признала свою вину, но далее по ходу рассмотрения дела подробных комментариев не давала.
Суд продолжился 16 апреля. На заседании заслушали свидетелей — сотрудников управления Росприродназора. Один из них — Алексей Каторгин, и.о. руководителя регионального ведомства — был на заседании лично.
Свидетель Алексей Каторгин занимается организацией плановых и внеплановых проверок ведомства по Белгородской области. В октябре 2023 года по его инициативе после жалоб белгородцев была организована внеплановая проверка белгородского цемзавода, она началась 7 числа.
Проверяющих было трое — это были подчинённые Каторгина. Они проверяли возможные последствия выбросов отходов завода в воздух и обнаружили 29 нарушений, по ним 27 октября 2023 года составили акт, где всё зафиксировали. Тогда же составили протокол о привлечении руководителя завода Эдуарда Андросова к ответственности, и два протокола — на сам цемзавод как на юридическое лицо.
При этом ранее, как поделился Каторгин, 13 октября, в кафе «Сулейко» в дружеской беседе руководительница белгородского ЦЛАТИ Елена Аленина предложила ему передать от Андросова вознаграждение за непривлечение завода к ответственности по выявленным нарушениям. Она же позже предложила познакомить Каторгина с Андросовым. Подсудимая хотела сделать это до подписания протокола с вынесением штрафов по итогам проверки.
8 ноября Андросов и Аленина приехали в здание управления Росприроднадзора для встречи с Каторгиным. Тогда же Андросов произнёс ранее уже упомянутую нами фразу про то, что он «не дойная корова». Подсудимый сделал это, когда узнал, что будет ещё одна проверка, после которой его и завод ещё раз могут привлечь к ответственности, если на производстве не устранят за определённое время найденные нарушения. Он предложил передать сразу 250 тысяч рублей, а оставшиеся 250 тысяч — после исхода срока, который Росприроднадзор дал для устранения выявленных нарушений.
Кстати, как выяснилось из рассказа свидетеля, его супруга дала мужу совет сообщить о предполагаемой взятке руководителю ведомства и в правоохранительные органы. Он так и сделал.
«Мой руководитель поддержал меня в этом решении (обратиться в ФСБ с заявлении — прим. Ф.)», — заявил в суде Каторгин.
На выступление свидетеля эмоционально реагировал сидящая на скамье подсудимых Елена Аленина: отпускала тихо фразы, в том числе нецензурные, поднимала руки над столом — ей явно хотелось прокомментировать слова Каторгина.
Далее свидетель пояснил, что в машине во время подписания протокола о привлечении завода к ответственности директор цемзавода Эдуард Андросов оставил конверт, где было 500 тысяч рублей. После того, как он вышел из салона машины, его задержали силовики.
Каторгин в суде заявил, что без посредничества Алёниной они бы никак не смогли познакомиться с Андросовым и не было бы разговора о взятке.
Прокурор Вера Струкова уточнила, что имел в виду свидетель во время разговора с Алёниной в октябре 2023 года, когда упоминалось «0,5» — 500 тысяч. В суде он заявил, что не имел в виду взятку, а шёл разговор о «действиях Андросова».
— Почему вы не отказались от взятки 8 ноября? — позже спросил у свидетеля адвокат Андросова.
— Я [сказал, что] постараюсь свести [Андросова] с (руководителем Росприродназора — прим. Ф.), — так прямо и не ответил на вопрос защиты Каторгин, а потом продолжил: «Я до последнего момента не был уверен, что Андросов и Аленина принесут [взятку]».
Дошла очередь и до Елены Алёниной, которой больше хотелось высказаться по сути заявлений Каторгина, но на нынешнем этапе рассмотрения дела она этого сделать не могла, хотя об одного комментария всё-таки не удержалась: «Росприродназор не гнушается поборами в Белгородской области...», — заявила Аленина, огорошив в многих в суде.
Прокурор не дала ей развить мысль, и подсудимой пришлось формулировать вопрос для свидетеля: «Было ли такое, что я пришла к вам с готовой цифрой?» Каторгин ответил, что было.
Чиновник из Росприродназор явно в суде бывает нечасто, поэтому не раз обращался к прокурору как «Ваша честь», не разделяя сторону обвинения и судью. «Ваша честь, она мне сказала, что Андросов готов дать 500 тысяч рублей, на что я сказал „нет"». Подсудимой очень хотелось высказаться по этому заявлению, ведь, по её словам, это была ложь.
Адвокат Алёниной уточнил, было ли такое, что Каторгин озвучил Алёниной сумму взятки в миллион рублей.
«Могу поклясться детьми, у меня их трое, что суммы в миллион рублей не было», — заявил Каторгин, отвечая на вопрос адвокатов о том, откуда взялась сумма в миллион рублей.
Заседание продолжится 27 апреля.
Напомним, что экс-гендиректор цемзавода Эдуард Андросов в ноябре 2023 года передал взятку в 500 тысяч рублей для сотрудников Росприроднадзора, которые ранее обнаружили на предприятии экологические нарушения. Передачу взятки организовала бывший руководитель филиала ЦЛАТИ Елена Аленина. С помощью незаконного вознаграждения экс-директор «Белгородского цемента» пытался уйти от административной ответственности и снизить суммы штрафов, но преступление пресекли сотрудники управления ФСБ. В дальнейшем Андросов сотрудничал со следствием и в суде сразу же признал свою вину, скорее всего, рассчитывая на смягчения наказания, ведь за это грозит до 12 лет лишения свободы. Во время одного из заседаний Андросов заявил, что не захотел быть «дойной коровой» и решил дать взятку.