— Первые проекты в России WWF запустил еще в 1988 году. Чему они были посвящены?
— Одним из первых проектов фонда на территории России была экспедиция в арктические регионы. В конце 1980-х международная группа учёных, которые занимались сохранением Арктики, прошла на корабле вдоль побережья, чтобы найти ценные места для создания охраняемых территорий. Благодаря той экспедиции был создан Большой арктический заповедник.
Мы начали работу в России с большого исследования «Сохранение российского биоразнообразия. Современное состояние и инвестиционный портфель». В подготовке участвовало множество наших учёных. В марте 1994 года Всемирный фонд дикой природы решил открыть проектный офис в Москве. 1 июля появился WWF России.
— В чём заключались первые цели и задачи WWF России?
— В качестве дорожной карты мы использовали тот самый отчёт, созданный в 1993-м. Одной из основных целей было сохранить амурского тигра — в начале 90-х численность вида резко упала и было важно действовать без промедлений. Параллельно мы запустили первые проекты по сохранению стерхов, выхухоли, развитию экотуризма.
— Оглядываясь назад, какие достижения WWF в России вы можете назвать ключевыми?
— За 27 лет существования нашей организации удалось сделать действительно много. При участии фонда более 72 миллиона гектаров получили статус охраняемой природной территории. Это две Германии по площади! Или почти четверть площади всех российских ООПТ.
Мы реализовали более тысячи полевых проектов в 47 регионах страны. Мы помогли вернуть в дикую природу России зубров — в XX веке они полностью исчезли, а 90-е наложили отпечаток на процесс восстановления. Сегодня благодаря нашей инициативе в европейской части страны обитает около 1,3 тысячи зубров, на Кавказе — 165. В 2021 году зубр перестал считаться исчезающим видом в мире: серьёзный вклад в это внесли сотрудники WWF, в том числе и WWF России. Стартовало несколько амбициозных проектов, например, реинтродукция переднеазиатского леопарда на Кавказе. Сейчас мы готовимся к возвращению туранского тигра в Казахстане.
— Как отнеслись к российскому WWF госорганы?
— Очень позитивно. Тогда в природоохранных ведомствах работало гораздо больше профессиональных биологов и экологов, чем сегодня.
Познакомиться с полной версией интервью с директором WWF России Дмитрием Горшковым можно по ссылке.