Не жди, когда он пойдёт в школу

Руководитель фонда «Каждый особенный» Наталья Злобина продолжает рассуждать о проблемах особенных детей. Она написала колонку, почему важно уделить внимание раннему развитию ребёнка и не ждать, пока он сам перерастёт свои особенности и «вытянется к школе».

— Очень хотела бы, чтобы эту колонку прочло как можно больше семей с детьми до трёх лет или те, кто их только планирует. Если кто-то следит за работой нашего благотворительного фонда «Каждый особенный», то вы знаете, что мы занимаемся системной благотворительностью. Мы инициируем проекты, меняющие инфраструктуру региона и создающие в Белгородской области систему качественной комплексной помощи людям с ментальными особенностями и их семьям.

Сегодня я хочу подробнее остановиться на теме раннего детства, которая касается не только детей, имеющих особенности в развитии. Она актуальна для всех. И по нашему мнению, должна быть одной из приоритетных в области социальной политики. Не так давно мы подводили промежуточные итоги проекта по развитию в регионе системы ранней помощи. Результатом проекта стали первые девять служб бесплатной службы ранней помощи. Мы делились этой новостью в сетях и по комментариям читателей поняли, что эта новость «на злобу дня».

Система разворачивается к реформам медленно, но дети не могут ждать. Мы провели анкетирование семей, обратившихся в службы (всего 42 семьи области за время проекта) и выяснили, что практически все они узнали о возможной помощи из социальных сетей фонда, из новостей в СМИ, от знакомых или от педагогов детских садов. И лишь одна семья обратилась в службу по рекомендации врача. Так быть не должно. Я не буду оценивать работу областного здравоохранения в этом направлении, но воспользуюсь публичным ресурсом, чтобы обратить внимание всех, что раннее детство — это самое важное время для развития детей.

Мне очень жаль, что большинство семей, обратившихся в раннюю помощь, — это родители детей старше трёх лет. Большинство детей уже имеют те или иные особенности в развитии, либо установленные диагнозы. Но были семьи, чьи родители просто испытывают тревогу. И, к сожалению, наш опыт показывает, что в большинстве случаев обращения семей по волнующим их вопросам не находят поддержки в кабинетах врачей.

Мы утонули в мифах и в устаревших знаниях. Я призываю всех родителей не слушать успокаивающие советы «перерастёт», «мальчики всегда позже начинают говорить», «у нас был один ребёнок, молчал до 12 лет, а потом стал вундеркиндом» и прочие. Нет, нет и нет. Абсолютно любой повод или вопрос, который вызывает тревогу у семьи: ребёнок много плачет, плохо кушает, замкнут, не берёт грудь, есть проблемы с туалетными или игровыми навыками, начал ходить на носочках, задержка речи, не садится, не играет с детьми и так далее — не должен остаться без внимания.

Если брать мировой опыт государственной системы поддержки граждан, то в направление ранней помощи инвестируются огромные ресурсы. Всё очень понятно — чем лучше мы заботимся о детях в самом раннем возрасте, тем меньше нам придётся их сопровождать во взрослой жизни, тем меньше бюджетных затрат будет нести государство на системы помощи и сопровождения. Многочисленные зарубежные исследования отмечают случаи от полного снятия диагноза, либо его не подтверждения до хороших результатов скомпенсированности дефицитов детей.

Существует ещё один миф: раннее развитие ребёнка нужно, чтобы он стал умным. В большинстве случаев родители маленьких детей заинтересованы в раннем развитии ребёнка, полагая, что это влияет на его уровень интеллекта. Покупают методики раннего чтения, посещают различные центры. Но, кроме интеллекта, у ребёнка есть еще его руки, ноги, тело, его отношения с другими, игра. Долгое время про развитие этих сторон психики ребёнка не думали. Всё это было в какой-то тени и должно было как-то само развиваться в парадигме «к школе вытянется».

Приведу несколько конкретных примеров того, как ранняя помощь помогает сегодня семьям и какие задачи решает. У нас была девочка, которая никак не реагировала на просьбы, своё имя, ей было трудно концентрировать внимание, очень капризничала. Мы стали применять методы сенсорной интеграции — использовали утяжелённый жилет, занятия с полосой препятствий, балансиры, массажёры. Воздействовали на все сенсорные системы. Девочка стала выполнять наши задания, эмоциональный фон стабилизировался. Также мама заметила изменения поведения ребенка в домашней обстановке.

Ребёнок не мог пить из чашки. Используя знания эрготерапии, мы подобрали специальные приспособления, чтобы он понял, как это делать. Мама активно поддерживала эту работу дома, и ребёнок научился. Теперь пьёт из чашки.

Мальчик с расстройством аутического спектра самостоятельно не мог пользоваться ложкой, одеваться, обуваться, так как ориентировка в собственном теле была нарушена. Мы применяли утяжелители, бинтование рук и ног эластичными бинтами, организовывали для него «тяжёлую работу». Это помогло ребенку чувствовать своё тело, понять, как работают руки и ноги при одевании и приёме пищи. После завершения программы ребёнок научился самостоятельно пользоваться ложкой, участвует в процессе одевания и обувания. Это важно, так как развитие ребёнка не может быть полноценным без понимания собственного тела.

Ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями не мог сидеть за столом во время еды. Методы эрготерапии помогли правильно подобрать приборы для приёма пищи. Сидеть за столом помогло использование автомобильного кресла. Тарелка на присосках позволила научить его брать еду руками, а раньше он просто скидывал посуду со стола и не понимал, что значит брать еду самостоятельно и подносить ко рту. Процесс жевания пищи помогли наладить виброщётки, эрготерапевтические приёмы и щётка НУК.

Ребёнок не мог жевать пищу, глотал не прожёвывая. Мама протирала всю пищу на блендере. После многократных упражнений со щётками, шпателем, соской, ребёнок стал жевать самостоятельно. Теперь без проблем ест твёрдую пищу.

Девять служб ранней помощи, которые сегодня работают в области бесплатно для всех родителей, имеющих маленьких детей, оказывают самую разнообразную помощь: от краткосрочного консультирования до реализации долгосрочной индивидуальной программы ранней помощи. В службах работают специалисты педагогического профиля, которые получили современные знания, относимые к лучшим мировым практикам в работе с маленькими детьми, в том числе с детьми, имеющими различные нозологии (РАС, синдром Дауна, ДЦП, пограничные расстройства и другое). Их специалисты обучены специальной методике оценки уровня развития детей младше 3,5 года, изучили вопросы коммуникации, психического здоровья, практического применения методов эрготерапии и сенсорной интеграции. В течение года они получали поддержку опытных экспертов, разбирали клинические случаи на супервизиях.

Я говорю, как мама шестнадцатилетнего парня с аутизмом, который получил официальный диагноз слишком поздно и был лишён тех возможностей, которые сегодня появляются у маленьких детей. Надеюсь, что приведённые примеры и мой личный опыт вдохновят вас превозмочь страхи и переживания. Скомпенсировать дефициты ребёнка в раннем возрасте гораздо легче и быстрее. Я верю, что когда-нибудь система поддержки качества жизни каждого человека будет работать слаженно. Все — и врачи первичного звена, и родители — будут знать о важности ранней помощи детям также, как сегодня мы знаем о том, что после рождения ребёнку какое-то время нужно обрабатывать пупок и следить за ним. Потому что это очень важно.

Наш фонд работает над этим, но мы только вначале пути. Поэтому сегодня я обращаюсь ко всем мамам и папам. Дорогие, не откладывайте вопросы детства детей на завтра и, если у вас есть тревожность, волнение, вопросы, требуется консультация — вас всегда ждут в службах ранней помощи. Сегодня их крайне недостаточно, и мы будем работать над развитием этого проекта, но в существующих девяти службах вас ждут профессионалы, которые отнесутся к вашему беспокойству с пониманием и готовностью помочь.

Список служб и контакты:

Белгород:

  1. Детский сад № 36 «Росинка», контакты: 8 951 142 65 21 (Марина Сергеевна);
  2. Детский сад № 72 «Мозаика», контакты: 8 951 133 11 12 (Лилия Анатольевна);
  3. Школа № 43, контакты: 8 905 171 98 29 (Эльмира Ербулатовна);
  4. Белгородский центр психолого-медико-социального сопровождения, контакты, контакты: (+7 4722) 20 53 89 (Валентина Петровна).
Старый Оскол:
  1. Детский сад № 41 «Семицветик», контакты: 8 951 132 37 73 (Любовь Петровна);
  2. Детский сад № 44 «Золушка», контакты: (+7 4725) 32 55 84 (Юлия Викторовна);
  3. Детский сад № 22 «Улыбка», контакты: (+7 4725) 32 70 80 (Евгения Ивановна).

Губкин:

  1. Детский сад № 29 «Золушка», контакты: 8 951 157 50 89 (Наталья Ивановна);
  2. Детский сад № 38 «Малыш», контакты: 8 904 536 85 17 (Екатерина Яковлевна).
Если у вас есть желание поддержать работу нашего фонда, оформите ежемесячное пожертвование по ссылке.
Наталья Злобина

Больше колонок Натальи Злобиной

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Как измерить правду?

Как измерить правду?

​Зачем светить синим 2 апреля и помогут ли детям с аутизмом огоньки на здании мэрии?

​Зачем светить синим 2 апреля и помогут ли детям с аутизмом огоньки на здании мэрии?

Насколько мощным должен быть внутренний протест и ненависть, чтобы стрелять в людей?

Насколько мощным должен быть внутренний протест и ненависть, чтобы стрелять в людей?

Благотворительный фонд «Каждый Особенный» запустил большую компанию по сбору средств для помощи детям с РАС

Благотворительный фонд «Каждый Особенный» запустил большую компанию по сбору средств для помощи детям с РАС

В белгородском депобре рассказали об итогах проекта по обучению детей с аутизмом «Радость открытия»

В белгородском депобре рассказали об итогах проекта по обучению детей с аутизмом «Радость открытия»

«Каждый особенный». Как в Белгороде работает «Центр полезной занятости» для людей с ментальными отклонениями

«Каждый особенный». Как в Белгороде работает «Центр полезной занятости» для людей с ментальными отклонениями

В Белгородской области более 2/3 родителей детей с РАС довольны педагогами, которые работают с их детьми

В Белгородской области более 2/3 родителей детей с РАС довольны педагогами, которые работают с их детьми

«Пошивчики». Как белгородские художницы учили подростков с ментальными особенностями делать коллажи

«Пошивчики». Как белгородские художницы учили подростков с ментальными особенностями делать коллажи

Голуби с пожеланиями и песочная анимация. Как в Белгородском районе рассказывали об аутизме

Голуби с пожеланиями и песочная анимация. Как в Белгородском районе рассказывали об аутизме