— На «Невских чтениях» в «Октябре» Анатолий Вассерман выступил с интересной «невской» лекцией, протянувшейся от времён святого князя Александра Невского через империи Чингизхана — Британскую — Российскую — Советскую до наших несвятых дней. И я там был. Были интересные вопросы из зала и интересные ответы Анатолия Вассермана. Например, Горбачёв — не предатель и не дурак, он как бы добросовестно заблуждался, то есть, Вассерман оправдал Горбачёва.
Ещё Онотоле показал свою фирменную широкую эрудицию, дополняемую не менее широкими историческими и политическими заявлениями. Спорить с ним не хочется: всё у него как-то обосновано, выглядит стройно, но не добросовестно ли заблуждается иногда и он сам?
Онотоле — атеист, он утверждает, что математически доказал отсутствие в мире Бога, но религию, вслед за любимым его мыслителем фон Хайеком (Фридрих Август фон Хайек — это политический философ, представитель новой австрийской школы, сторонник экономического либерализма и свободного рынка — прим. Ф.), уважает: она выработала ценности, на которых долго держался мир.
Вассерман показал себя и вполне утопистом, своими размышлениями-построениями о разумном общественном устройстве. Всё дело в управлении обществом, которое становится всё более сложным, управлять им всё сложнее, и эту проблему не смог решить СССР. Анатолий, насколько можно понять, хочет несколько подправить Маркса в теории управления обществом с помощью компьютерной техники, мощности которой скоро станут достаточны для управления всем миром, возможно, к концу 2020-х годов.
Подправим Маркса компьютерным госпланированием, и всё наладится. Почему? Потому что человек, как считали утописты, по естеству своему всеблаг, нужно только помочь ему, освободить его от эксплуатации, а теперь вот помочь ему с управлением собой же, пусть компьютеры работают и управляют распределением бесчисленного множества предметов потребления.
Как ещё помочь человеку? Вассерман за легализацию проституции, наркотиков и оружия, но не просто одномоментно, как подают журналисты, а в широком комплексе мер. Потому что простые запреты — не эффективны. А вот религия считала их не только эффективными, но и единственно возможным средством управления миром, и говорила в этой связи о смертных грехах...
А если человек не всеблаг, как учила и ещё учит Церковь, если в этом была главная ошибка Маркса, и её повторяет Вассерман? Все мировые религии исходят из того, что человек — не всеблаг, поэтому церковь взывает к авторитету Бога, который есть любовь, и лечит этим неблагость человека. Тогда основная проблема — не в мощности суперкомпьютеров мира, которые позволят решить все управленческие проблемы, а по-прежнему — в вере в Бога, который есть Любовь, и при этом проповедует о «смертных грехах». Человек не всеблаг, он греховен — это хорошо знала Церковь, из этого исходила, и мир как-то держался на её заповедях, от ветхих до новых.
А сегодня смотрите, как интересно: исчезает вера в Бога как в нечто абсолютное, высшее, и исчезает даже простая любовь, простое влечение мужчины к женщине, и наоборот. Мир стал атеистом, однако, он не уважает Бога, как Хайек и Вассерман, он выбросил Бога и... уходит из мира любовь. На освободившееся место рвётся ЛГБТ-однополое «оно», и уже диктует свои права. А мы размышляем о его «правах», как с этим «оно» будем жить?
До сих пор мир держался на простой истории любви, которая, оказывается, держалась на простой, наивной вере в Бога... Если эта простая история любви исчезнет, наверное, исчезнет и наш мир, а придёт какой-то другой, с «правами человека» от «оно» до проституток и наркоманов, которые может обеспечить только всемирный суперкомпьтер. Но кто будет управлять им?