Волейбол привлекал меня с детства. Даже трудно сказать, чем именно вдохновила меня эта игра. Наверное, своей доступностью и кажущейся простотой и обыкновением. «Шахматы с мячом», как ласково называли волейбол в прошлом веке, уже на протяжении пятнадцати лет поселился в моей жизни. Только люди, далёкие от спорта, не увидят аналогий между этими видами соревнований. Хотя, соглашусь, что один из них — игровой и шумный, а второй — молчаливый и по определению умственный. Однако тренер волейболистов, будто шахматист, старается прочитать игру на несколько ходов вперёд, вывести из общей стратегии тактику на матч с конкретным соперником, а ещё удивить хорошо знакомого противника домашней «заготовкой», а быть может и виртуозно сымпровизировать неожиданной сменой шахматных фигур на волейбольном терафлексе.
В Белгородской области волейбол не просто полюбили — этот вид спорта стал поистине культовым. Волейбольная общественность прекрасно знает имена великих маэстро этой прекрасной игры: олимпийских чемпионов Лондона образца 2012 года Сергея Тетюхина, Тараса Хтея, Дмитрия Мусэрского и множество других ярких звёзд на волейбольном небосводе, составляющих честь и славу белгородского волейбола. Однако у истоков всей этой мощной гвардии стояла фигура оставшаяся, к сожалению, лишь в памяти немногих — Юрий Наумович Венгеровский, или как ласково называл его весь волейбольный мир, Венгр.
— Волейбольный поединок длится до финального свистка судьи, и пока он не прозвучал, пока последнее очко не разыграно, — всегда есть шанс выйти победителем, — именно этот посыл Венгеровского как игрока, а позднее и как тренера, стал девизом всей его жизни в большом спорте. Для Наумыча важнее волейбола в жизни ничего не существовало, он наслаждался им каждое мгновение.
Юрий Наумович был кумиром миллионов болельщиков, ведь куда бы ни приезжал Венгр, он сразу становился центром притяжения зрительских симпатий, ведь фанатскую душу обмануть невозможно. Воочию наблюдая ту страсть, с которой советский связующий отдавался игре, зрители отвечали ему искренней благодарностью. В нём наблюдалась бесконечная энергия и жажда постоянной борьбы в каждом игровом эпизоде.
Через какое-то время Венгеровский решился попробовать себя в роли наставника, исполнить партию этакого «играющего тренера» и на протяжении 20 лет с небольшими перерывами стал старшим тренером белгородской команды. В своей тренерской деятельности он буквально «лепил», слово ювелирный мастер, игроков — выбор был ограничен, пришлось полагаться на тех, кто был под рукой. Именно благодаря Юрию Наумовичу хрупкий росток студенческой команды за десятилетия возмужал и окреп, превратившись в настоящий волейбольный «корабль», которому нет равных на нашей планете.
А, как известно, большому кораблю — большое плавание: белгородский волейбол стал визитной карточкой Белогорья и его одноимённой команды. Яркое тому доказательство — восемь титулов чемпиона России, три победы в главном европейском турнире Старого Света, звание лучшего клуба планеты — всё это было бы невозможным без истоков, которые заложил великий тренер. И одновременно это стало символом дружбы городов-соседей — Харькова, откуда и был родом наш герой, и Белгорода.
Экс-главный тренер «Белогорья», нынешний президент клуба Геннадий Шипулин по праву считает Венгеровского своим наставником и непререкаемым авторитетом в волейбольном зале и за его пределами. Недавно Геннадий Яковлевич выпустил свою книгу «Режиссёр волейбольного театра», одну из глав которой он посвятил своему Учителю, назвав её «Этот мудрейший игрок — Венгеровский».
В нашей жизни всё время что-то меняется, но что-то и остаётся неизменным. Вот уже на протяжении сорока с лишним лет главным городским брендом и самым заметным трендом Белгородчины является его величество волейбол. Примечательно, но это единственная командная игра, где соперники не имеют прямого игрового физического контакта. История большого волейбола непрерывно связана с именем легендарного волейболиста, олимпийского чемпиона Юрия Наумовича Венгеровского, который не побоялся приехать в провинциальный городок и возродить по-настоящему зрелищную игру, аналога которой нет во всём мире.
— Париж стоит того, чтобы в него возвращались. И ты всегда получал сполна за то, что отдавал ему, — так считал Эрнест Хемингуэй.
Волейбол, словно магнит, притягивает к себе однажды и не отпускает навсегда. Ведь тот, кто причастен к этой великой игре, отдаваясь полностью высшему спортивному искусству, получают взамен не меньше.
Сегодня, в последний день осени, завершается всенародное голосование «Великие имена России». В финальном шорт-листе оказалось множество исторических деятелей и военачальников, однако наряду с выдающимися персонами ратного дела мне бы хотелось выделить и спортивные подвиги наших заслуженных личностей.
Недавно наша страна впервые в новейшей истории получила почётное право стать хозяйкой первенства планеты по волейболу среди мужских команд в 2022 году, а Белгород оказался в числе городов-кандидатов на проведение нескольких матчей волейбольного мундиаля. В городе первого салюта сейчас есть улица и переулок Венгеровского, есть даже мемориальная доска в честь великого тренера в белгородском институте, где он начинал свою работу. Однако история этого выдающегося «Мастерюги» своего дела заслуживает ещё большего уважения и доброй всенародной памяти. И как было бы здорово, чтобы в уходящем 2018-м календарном году, к 80-летию со дня рождения Венгра, международная воздушная гавань нашего региона обрела название именно в его честь. А рядом с центральным входом красовался памятник великому волейбольному наставнику, которого нет с нами вот уже 20 лет. Ведь команды со всего света, которые через четыре года будут прилетать в город добра и благополучия (мы верим, что так и будет!) будут иметь уникальную возможность приземляться в аэропорту с символичным названием, олицетворяющим без всякого сомнения игру №1 для всех жителей и гостей региона. Поверьте, Наумыч это заслужил, как никто другой... Мы не должны его подвести!