Это нужно живым?
Очень хорошо, что даже в сегодняшнее, столь многотрудное бюджетное время, мы находим средства и шаг за шагом восстанавливаем памятники военной истории. Плохо только, что делаем это порой... плохо. Пример? Пожалуйста. Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, которая располагается в центре села Таврово, получила новый облик. Конечно, печально, что спустя всего несколько месяцев центральная облицовочная плита на пьедестале памятника над могилой треснула, и, судя по всему, этот процесс будет только прогрессировать. Гораздо больнее то, как люди, ответственные за судьбу мемориала, подошли к именам освобождавших Таврово в 1943-м. Не знаю, как и кому надо было размещать заказ в мастерской и как и кому потом его принимать, если в итоге получилось то, что получилось.
А вышло следующее: значительная часть фамилий погибших фронтовиков и местных жителей непонятным образом оказалась продублированной, причём не всегда в алфавитном порядке. Как следствие, очень трудно понять, в честь скольких же бойцов 94-й Гвардейской ордена Суворова Краснознамённой дивизии теперь горит Вечный огонь на тавровском мемориале.
И, как говорится, полбеды, если один боец в этих списках указан дважды, трижды или четырежды (!). А если из-за этого выпала фамилия какого-то другого защитника Отечества, враз ставшего Неизвестным солдатом? А вот это уже полная беда... Конечно, сегодня ещё живы в селе люди, помнящие историю 1940-х и готовые объяснять несуразность нынешней реконструкции. Но ведь скоро уйдёт и это поколение. Как с данными табличками будут разбираться живущие после?.. Говоря о Памяти, столь варварски сегодня стираемой, и не только за рубежом, хочется напомнить (в том числе и реконструкторам мемориала в Таврово) строки Роберта Рождественского из его потрясающего по поэтической силе «Реквиема»: «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!». Эх, видать, уже не надо...
2 ноября 2017 года
***
Напомним, что история с изменениями имён и фамилий на мемориальных плитах в 2015 году произошла в Белгороде. Там после реконструкции мемориального комплекса «Вечный огонь» к фамилиям большевиков-революционеров, умерших до войны, добавили воинские звания. Почитать эту историю можно тут.
Вверх по лестнице, ведущей вниз...
Как всё-таки плохо, что мэр Белгорода Константин Полежаев и его подчинённые-коммунальщики не ходят пешком. В противном случае, уверен, белгородцам не было бы так мучительно стыдно перед гостями, приезжающими в Белый город отдать дань уважения тем, кто ценой собственной жизни освободил его от фашистского гнета...
О чём я? О том, что несколько лет назад на Белой горе был установлен Поклонный крест. В память о тех, кто, выдержав кровопролитный бой, не уступил врагу земли, которая так исторически дорога каждому белгородцу. Практически параллельно с этим крестом-памятником на смотровую площадку горы вознеслась и лестница с пандусом для инвалидов-колясочников. Не знаю, кто, за какие деньги и с каким качеством выполнял эту работу, но уже скоро лестница стала превращаться в... руины.
Вот я и говорю, если бы Константин Алексеевич и члены его команды передвигались пешком, они бы наверняка открыли для себя, что уже четвёртый год лестница, ведущая к святому месту, находится в ужасающем травмоопасном для людей состоянии. И всё, что для её поддержания из года в год делается, так это... покраска перил. Неужели банка краски — это всё, что бюджет города может себе сегодня позволить, ухаживая за памятным местом, о котором с таким пиететом рассказывают путеводители для туристов, в том числе выпущенные и администрацией Белгорода?
Кстати, если говорить о качестве работ, то немало вопросов и к именной памятной плите в честь павших в Курской битве солдат, установленной у подножия 15-метрового креста-памятника. Не прошло и двух лет, а её текст, некогда вызвавший бурю эмоций в интернет-сообществе, практически невозможно прочесть. А вы говорите, что помним...
17 октября 2017 года
ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ
Бывает память, а бывает Память... Первая — это когда гонимые очередной акцией и её организаторами-«акционерами» мы выходим на субботник или митинг, чтобы демонстративно и во всеуслышание (с обязательным ура-подтверждением на страничке «ВКонтакте» и в СМИ) заявить о том, какие мы патриотичные и заботливые. А вторая — это когда шуму никакого, а результат настолько впечатляет, что порой слеза начинает вибрировать.
О чём это я? Да о памяти, с подачи которой три года назад в центре села Пушкарное Яковлевского района была заложена новая аллея. Посвящалась она удивительно талантливой и сильной женщине Татьяне Рыжовой, которая прожила всего 40 лет, но при этом оказалась безумно талантливой, причём как в своей любимой поэзии, без которой и дня не могла прожить, так и в общении с земляками. Прикованная к инвалидной коляске, член Союза писателей СССР не пыталась жить. Она полнокровно жила, чему белой завистью завидовали даже те, кого судьба столь жестоко (и слава Богу) не испытывала на прочность.
В 2014-м был брошен клич высадить в центре Пушкарного аллею Татьяны Рыжовой. Идею горячо поддержали, заказали табличку, привезли деревца-прутики, воткнули их в землю, сфотографировались (опять же, на память и для «ВКонтакте») и... благополучно забыли. А худосочные прутики, вопреки многовековой легенде, что, мол, в белгородском чернозёме и палка будет расти, ты только её туда затолкай, взяли и засохли. С тех пор Аллею Татьяны Рыжовой украшает практически один аншлаг, глядя на который, действительно хочется плакать. Особенно в эти дни, когда в уникальной для наших мест библиотеке-музее имени Татьяны Рыжовой в Пушкарном будет отмечаться 60-летие белгородской поэтессы и 20-летие её ухода...
Кто-то скажет, ну что это за проблема? Так, частный случай в отдельно взятом селе. А между тем у данного частного случая, оглянитесь по сторонам, появилось немало братьев по несчастью. Только в этом году по Белогорью прокатилась волна зелёных акций, в ходе которых были высажены сотни нежизнеспособных прутиков. Конечно, и нынешнее жаркое лето помогло уничтожить многие посадки Памяти героев Великой Отечественной войны. Но всё же, мне кажется, дело не только и не столько в жаре лета, сколько в холоде души, которая всё время столь бестолково путает память и Память.
16 августа 2017 года
Это НУЖНО живым!
Пусть и с третьей попытки, пусть и через обращение в администрацию Белгородского района, но справедливость восторжествовала: на братской могиле советских воинов и местных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны у села Таврово, установлены-таки мраморные плиты с верными списками фамилий людей, навсегда оставшихся в 1943-м...
Последний пост на тему того, что при реконструкции мемориала в Таврово, случившейся несколько лет назад, на камне бездумно были выбиты одни и те же фамилии, причём порой по 3-4 раза(!), появился 2 ноября этого года. Именно его текст под заголовком-вопросом «Это нужно живым?» и был переправлен на имя главы администрации Белгородского района.
Надо отдать должное, на сей раз административная машина не забуксовала. Не прошло и положенного для ответов месяца, как было получено письмо, в котором сообщалось, что досадные ошибки будут незамедлительно исправлены. И их исправили, как и обещали, к 7 декабря. В итоге, сегодня к Вечному огню тавровского мемориала можно подходить, не краснея, потому что знаешь: действительно никто не забыт и ничто не забыто...
Конечно, обидно, что для решения этого, на мой взгляд, очень важного в деле патриотизма вопроса понадобился очередной административный волшебный пендель, но если не получается иначе... Если не получается иначе, то давайте прибегать к «волшебству». В том числе и во имя того, чтобы патриотизм жил не только на бумаге и на трибунах по праздникам, но и внутри каждого из нас. Последнее, как мне кажется, неизмеримо важнее.
19 декабря 2017 года