На прошлой неделе мы включили в редакционный план статьи на две темы. Первый материал, который мы хотели взять для работы, должен был быть посвящён долгосрочной целевой программе, содействующей занятости инвалидов. Согласно проекту, работодатели оборудуют места для инвалидов, им возмещают материальные затраты, людей с ограниченными возможностями трудоустраивают, — всем хорошо.
Второй темой было строительство пансионата для пожилых людей «Золотая осень» в Шебекинском районе. По поводу этого проекта высказывался даже губернатор Евгений Савченко, наказав подготовить проектно-сметную документацию до конца 2015 года.
Обе темы важные и социально значимые, по поводу обеих хочется воскликнуть: «Благое дело делаем, товарищи! Верной дорогой идём!». Мы составили список вопросов и организаций, к которым нужно было обратиться за информацией.
Вопросы наши были безобидными, а список экспертов довольно обширен — хотелось посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Узнать подробности о проекте по трудоустройству людей с ограниченными возможностями мы пытались через управление по труду и занятости департамента внутренней и кадровой политики области. С нами общались два специалиста — первый заместитель начальника Валентина Кочеткова и консультант управления Анна Боровская. Обе предложили обратиться в их подразделение посредством письменного запроса на имя первого заместителя губернатора Белгородской области — начальника департамента внутренней и кадровой политики Валерия Сергачёва. Мы рассказали им о существовании федерального закона «О СМИ» и 39-й статье, согласно которой «редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме». После этого нам сообщили, что устное общение возможно с разрешения хотя бы пресс-службы областной администрации.
Следующим пунктом для возможного получения информация было областное казённое учреждение «Белгородский центр занятости населения». Заместитель директора Людмила Сопотова уже начала было с нами общаться, сказав, что информации много, она готова и «даже есть буклеты по теме», но вспомнила, что необходимо разрешение директора Сергея Подопригоры. Мы тут же позвонили Сергею Владимировичу, который немедленно предложил обратиться с письменным запросом через руководство — управление по труду и занятости, куда, напомню, мы уже обращались, и откуда нас отправили в два места за разрешением. Мы и здесь терпеливо объяснили директору центра занятости некоторые пункты закона «О СМИ», в частности касающиеся права на устный запрос информации. Сергей Подопригора попросил перезвонить ему через 30 минут. Через это время сотрудник центра занятости уведомил нас, что директор ушёл на совещание, а нам велел передать, чтобы мы обращались в управление по труду и занятости.
По второй теме — строительстве пансионата для пенсионеров — мы для начала позвонили первому заместителю департамента здравоохранения и социальной защиты населения — начальнику управления социальной защиты населения области Сергею Степанову. Нам сказали, что он отсутствует, и предложили обратиться к начальнику отдела закупок для государственных нужд Александре Светличной. Но Александра Ивановна ответила, что обращаться нужно к Сергею Владимировичу. И мы снова стали звонить Степанову. Пообщаться нам с ним так и не удалось.
Секретарь отдела организационно-аналитической работы проектной деятельности внутреннего контроля Галина Пещерова передала нам, что Сергей Владимирович просит перезвонить в конце следующей недели, поскольку ещё «всё определяется». Отметим, что незадолго до нашего звонка Степанов давал информацию о пансионате или, как его ещё называют, «социальной деревне» на заседании правительства. Мы объяснили сотруднику, что имеем право на оперативное получение информации, равно как имеем право запросить её устно. Галина ушла от телефона и долго с кем-то совещалась, но, вернувшись, снова предложила пообщаться через неделю.
Затем мы обратились в местное отделение партии «Единая Россия», чтобы узнать, включено ли строительство пансионата в федеральную программу «Старшее поколение». После нескольких перебросов с номера на номер нам предложили самостоятельно найти депутата областной думы Ирину Севостьянову, которая является соруководителем проекта. По рабочему номеру депутата Севостьяновой, указанном на сайте облдумы, в течение дня никто не отвечал.
Позвонили мы и в Пенсионный фонд, где пресс-секретарь Виктория Ковалёва пообещала уточнить интересующую нас информацию и перезвонить. Виктория исполнила обещание, таким образом обеспечив нам наше законное право на устный запрос информации.
Наконец мы позвонили в пресс-службу областной администрации.
— У нас все работают одинаково — через письменный запрос, — не оставила нам шансов заместитель начальника пресс-службы губернатора и правительства отдела Лариса Кудинова. На наш вопрос о праве на устное общение нам было предложено позвонить руководителю пресс-службы и пресс-секретарю губернатора Дмитрию Ткачёву, который «объяснит нам, как у нас в области работает закон о СМИ».
— Вам действительно проще было бы направить запрос, и вам бы дали письменный ответ. Реализация права на устный запрос зависит от того, какого рода информация: она требует аналитической подготовки или её достаточно просто прокомментировать руководителю структуры, — объяснил Дмитрий Ткачёв.
«Мне пояснили, что запрашиваемая вами информация требует отдельной подготовки. Ели вы направляете письменный запрос, его бы сразу расписали в работу, направили тем структурам, которые задействованы и сделали бы сводную информацию. И вам бы было уже проще работать с теми данными, которые вам бы в письменном виде направили в установленный законом срок — мы это контролируем».
— В порядке устного запроса лучше всего связываться с руководителем. По закону «О СМИ» вы имеете право на устный запрос. В Белгородской области это зависит от рода информации, которую вы запрашиваете.
На вопрос, почему Лариса Кудинова заявила, что у нас все СМИ работают одинаково, Ткачёв прокомментировал, что речь идёт о «сложившейся практике» и «рекомендованной для работы со СМИ схемой».
«СМИ, о которых она говорила, удобнее работать через письменный запрос. Им удобнее направить информацию с различного рода вопросами, получить сводный общий ответ, не названивая во все структуры параллельно», — пояснил Ткачёв.
— Вы можете пробовать с устными запросами, но я вам рекомендую оформлять письменный запрос, чтобы получить качественную информацию. Но если случилось ЧП или что-то такое, то оперативную информацию вам дадут.
Дмитрий Ткачёв объяснил требования большинства структур обращаться к ним даже в письменным запросом не напрямую, а через вице-губернатора Валерия Сергачёва «сложившейся практикой». Он отметил, что мы первые, кто сообщил ему, что, например, врачи лечебных учреждений нашего региона не соглашаются давать комментарии напрямую без письменного запроса, направленного в департамент здравоохранения и социальной защиты области.
На вопрос, не противоречит ли это закону о СМИ, пресс-секретарь сказал: «Не нам с вами это обсуждать».