В конце марта 2025 года телеграм-канал «Региональная политика» обратил внимание, что за февраль госдолг российских регионов продолжил увеличиваться — прирост составил 1,3 процента, а в абсолютных цифрах он приблизился к 3,2 триллиона рублей. Из них долг по бюджетным кредитам составил почти 2,6 триллиона рублей. Среди регионов, обративших на себя особое внимание, оказалась Белгородская область.
— Насторожил и столь же мощный рост госдолга в Белгородской области, которая вынуждена была взять коммерческий кредит на 6,2 миллиарда. Это событие показало, что страдающему приграничному региону отчаянно не хватает денег, а федеральная помощь слишком мала. Тем более что региону приходится обращаться за деньгами к банкам, — такое предположение высказала анонимная «Региональная политика».
Где можно увидеть размер госдолга региона?
Информацию о госдолге всех регионов каждый месяц размещают на сайте российского минфина. Это открытые данные, которыми делится министерство. Там же можно найти статистику за прошлые месяцы.
По состоянию на 1 марта 2025 года в ЦФО Белгородская область накопила долг в 35,63 миллиарда рублей (4,6 процента от всего долга регионов ЦФО — прим.Ф.), из них — 9 миллиардов рублей составили кредиты от кредитных организаций, 23,9 миллиарда — бюджетные кредиты, а 2,27 миллиарда — государственные ценные бумаги. По общей сумме долга впереди нас только Ярославская область и Москва — 60,46 и 167,5 миллиарда соответственно. Кроме Белгородской области, за деньгами в кредитные организации обращались всего два региона ЦФО: Тульская и Ярославская области, у всех остальных долговых обязательств перед кредитными организациями нет.
Каким был госдолг Белгородской области в начале 2025 года?
Как поделились с «Фонарём» в областном Минфине, по состоянию на 1 января 2025 года объём госдолга Белгородской области был 27,33 миллиарда рублей, из которых почти 75 процентов суммы составили бюджетные кредиты со ставками от 0,1 до трёх процентов. Также 4 миллиарда рублей (почти 15 процентов — прим. Ф.) — общая сумма кредитов от кредитных организаций, ещё 2,27 миллиарда — ценные бумаги и ещё 0,59 миллиарда — госгарантии региона. За три месяца объём кредитов, выданных области в кредитных организациях, вырос в 2,25 раза, также немного подросло количество бюджетных кредитов — на 3,41 миллиарда рублей (на 14 процентов — прим. Ф.). Размер госгарантий региона и ценных бумаг не изменился.
Инфографика пресс-службы белгородского минфина
На каких условиях область получила кредиты?
В областном правительстве заверили, что процентная ставка и сроки погашения кредитов соответствуют рекомендациям федерального Минфина.
— Срок погашения обязательств и процентная ставка по коммерческим кредитам предусмотрены условиями государственных контрактов с учётом установленных Минфином России ограничений по ставкам кредитования, — ответили «Фонарю» в областном правительстве.
Какой долг был у региона при прошлом губернаторе?
На 1 января 2020 года госдолг Белгородчины был 29,72 миллиарда рублей, из которых 9 миллиардов составляли бюджетные кредиты (сейчас в два раза больше — прим. Ф.), 4,2 миллиарда — кредиты от кредитных организаций (сейчас в 2,2 раза больше — прим. Ф.), размер долга в ценных бумагах был 12,98 миллиарда (сейчас меньше в шесть раз — прим. Ф.), а госгарантии составляли 3,47 миллиарда (сейчас они уменьшились почти в шесть раз — прим. Ф.).
Добавим, что в 2018 году Белгородская область была лидером среди регионов Черноземья по сокращению госдолга — за год он уменьшился на 17 процентов. До этого она входила в список самых закредитованных регионов России. При этом прошлый губернатор Евгений Савченко не видел в росте госдолга региона ничего плохого.
— Послушайте: госдолг США превышает 20 триллионов долларов, что равняется ста процентам ВВП Америки. Долг Греции — свыше 250 процентов национального ВВП. ВВП нашей области — 750 миллиардов рублей. Вот и считайте, сравнивайте. Во-первых, нам, нашим ценным бумагам доверяли банки, инвестиционные фонды. Во-вторых, так сложились обстоятельства. В 2012 году вышел закон о консолидированных группах налогоплательщиков. Скажем, Стойленский ГОК ежегодно приносил в бюджет нашей области около 5 миллиардов рублей налога на прибыль, был прекрасным налогоплательщиком. И вдруг он уходит в Липецк, поскольку группа НЛМК там зарегистрирована. Фактически нам стало поступать в десять раз меньше денег. За эти годы таких потерь набежало на сумму около 20 миллиардов рублей. Можно было сложить руки, ничего не делать, сказать: денег нет. Дорог не строить, жильё не ремонтировать. Но мы постарались чем-то компенсировать. Вторая причина роста долга — кризис. Он подкосил наш металлургический комплекс, — обозначал свою позицию Савченко.
К февралю 2024 года Белгородская область стала лидером среди всех регионов Черноземья по объёму государственного долга. Но новый губернатор Вячеслав Гладков тоже, как и его предшественник, в этом не видит проблем.
— При проведении конкурсных процедур сроком на один год банки охотно будут давать [кредиты] на наш регион. Кредитная история у нас очень хорошая. Проблем никогда не было и, надеюсь, не будет. Мы пережили очень тяжёлый 2022 год — почти на 50 миллиардов рублей сократились доходы. И тогда практически никто этого не заметил, кроме финансистов. За счёт чего? За счёт сформированных резервов. Благодаря этому мы накопили подушку безопасности, и она сработала, — подводил итоги 2023 года Гладков.
Инфографика пресс-службы белгородского минфина
На что берёт деньги в долг белгородский Минфин?
Подробно о том, почему регион наращивает кредиты в кредитных организациях, в Минфине не ответили, но указали, что деньги нужны для «финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств» по прошлым кредитам.
— Виды и объёмы государственных заимствований на предусмотренные бюджетным законодательством направления ежегодно утверждаются законом Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (приложение 16 закона Белгородской области от 23.12.2024 № 430 «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»), — добавили в ответе на редакционный запрос представители Минфина.
Помогает ли федеральное правительство регионам погашать долг?
Да. Уже есть примеры, когда федеральное правительство «списывало» часть бюджетных кредитов, предлагая эти деньги регионам тратить на внутренние цели. Так, например, в начале марта издание РБК сообщило, что российское правительство определилось с правилами списания долгов регионов по бюджетным кредитам. Областям и другим субъектам страны совокупно спишут 1 триллион рублей, и не менее половины высвободившихся денег региональные чиновники направят на проекты ЖКХ. Публично не сообщалось, в каком объёме это коснётся Белгородскую область, но, скорее всего, в ближайшем будущем появятся новости об этом.
Рост кредитов для региона — это плохо? Или всё в пределах нормы? Мнения экспертов
Чтобы разобраться с ситуацией, мы обратились к нескольким экспертам, которым задали одни и те же вопросы:
- Просим Вас как эксперта оценить эти процессы (в запросе мы описали общую ситуацию — прим. Ф.) и дать общую оценку того, насколько изменилась ситуации с кредитами регионам Черноземья в последние годы?
- Насколько практика коммерческих кредитов укореняется или наоборот замещается бюджетными кредитами в целом по Черноземью и конкретно по Белгородской области?
- Хочется разобраться, рост кредитования региона, в том числе за счёт роста кредитов в кредитных организациях — это плохо, или в целом это общая картина, и мы тут ничем не отличаемся от остальных регионов, и всё это естественный процесс? Или же эта картина может говорить о каких-то возможных проблемах?
- Также хотелось бы узнать, когда наиболее корректно в течение года подвергать анализу размер госдолга? Корректно ли сравнивать данные на март и, например, на 1 января 2020 года, как мы сделали? Или цифры в течение года могут меняться?
Тимур Хлебников
— На основе приведённых статистических данных трудно однозначно утверждать об ухудшении или улучшении финансового состояния региона. Возможно, ситуация не столь критична, как кажется на первый взгляд. Из вашего запроса я выделил четыре вопроса, ответы на которые привожу ниже.
Ответ №1. Двукратное увеличение доли бюджетных кредитов, вероятно, указывает на растущую зависимость заёмщика от государственных ресурсов. Сокращение объёма государственных ценных бумаг может быть связано со сменой стратегии заимствований. В целом, изменения в структуре займов отражают скорее изменение предпочтений в выборе источников финансирования.
Ответ №2. Коммерческие банки сейчас выглядят менее привлекательно в качестве источников финансирования, возможно, из-за ужесточения условий кредитования или повышения процентных ставок. Именно по этой причине мы наблюдаем усиление роли государства в финансировании региона.
Ответ №3. Рост кредитования региона за счёт средств кредитных организаций одновременно с увеличением бюджетных кредитов указывает на платёжеспособность заёмщика. Банки предоставляют кредиты лишь после тщательного анализа финансового состояния. Плохая финансовая устойчивость заемщика всегда становится для банков причиной отказа от кредитования, хотя и в этом случае возможны сделки. Но структура таких сделок всегда будет сложной. Таким образом, сама по себе данная картина не обязательно свидетельствует о серьёзных проблемах.
Ответ №4. Наиболее подходящими периодами для анализа являются конец каждого квартала или финансового года. Показатели долга могут значительно колебаться в течение года, завися от различных факторов. Хотя сравнение данных на разные даты, такие как 1 марта 2025 года и 1 января 2020 года, допустимо, но оно должно учитывать возможные временные различия. Полноценный анализ всегда требует большего количества данных, — так ответил на наши вопросы эксперт по реструктуризации кредитов Тимур Хлебников.
Максим Евсин
Насколько изменилась ситуации с кредитами регионам Черноземья в последние годы?
Анализ динамики объёма и структуры государственного долга субъектов Центрально-Чернозёмного экономического региона за последние пять лет свидетельствует, что после некоторого снижения общей долговой нагрузки в постковидный период на фоне СВО произошёл резкий рост дефицитов региональных бюджетов.
Объём государственного долга (в миллиардах рублей)
Субъект |
Долг на 1 января 2020 года |
На 1 января 2021 года |
На 1 января 2022 года |
На 1 января 2023 года |
На 1 января 2024 года |
На 1 января 2025 года |
Белгородская область |
29,726 |
32,490 |
25,458 |
31,086 |
31,566 |
27,333 |
Воронежская область |
27,453 |
17,667 |
16,791 |
20,884 |
27,814 |
28,404 |
Курская область |
8,957 |
11,540 |
8,673 |
10,251 |
13,039 |
12,516 |
Липецкая область |
12,580 |
13,520 |
10,908 |
13,255 |
16,573 |
13,916 |
Тамбовская область |
19,074 |
19,028 |
18,583 |
20,510 |
20,238 |
17,895 |
Итого |
97,790 |
94,245 |
80,413 |
95,986 |
109,23 |
100,064 |
По имеющимся сведениям объём госдолга субъектов Центрально-Чернозёмного экономического региона в основном увеличивался за счёт роста бюджетных кредитов, причём их доля в структуре госдолга за последние пять лет резко возросла до 67 процентов от общего долга, тогда как доля рыночных инструментов (ценные бумаги и банковские кредиты) существенно сократилась.
Это говорит о том, что Белгородская область, как и другие регионы, стала более зависима от государственной поддержки, но при этом снизила риски, связанные с рыночными долговыми инструментами.
Объём бюджетных кредитов (в миллиардах рублей) и их доля в структуре госдолга
Субъект | Бюджетные кредиты на 1 января 2020 года | На 1 января 2021 года | На 1 января 2022 года | На 1 января 2023 года | На 1 января 2024 года | На 1 января 2025 года |
Белгородская область | 9,084 (30,6%) | 9,084 (28,0%) | 8,674(34,1%) | 17,317 (55,7%) | 23,150 (73,3%) | 20,483 (74,9%) |
Воронежская область | 12,172 (44,3%) | 17,667 (100%) | 16,971 (100%) | 20,884 (100%) | 26,986 (97,0%) | 27,935 (98,3%) |
Курская область | 5,057 (56,5%) | 8,257 (71,6%) | 7,893 (91,0%) | 9,570 (93,4%) | 12,313 (94,4%) | 12,007 (95,9%) |
Липецкая область | 6,133 (48,8%) | 6,133 (45,4%) | 5,828 (53,4%) | 9,486 (71,6%) | 14,173 (85,5%) | 12,966 (93,2%) |
Тамбовская область | 3,748 (19,6%) | 4,975 (26,1%) | 12,458 (67,0%) | 15,960 (77,8%) | 17,263 (85,3%) | 16,095 (89,9%) |
Итого | 36,194 (37,0%) | 46,116 (48,9%) | 51,824 (64,4%) | 73,217 (76,3%) | 93,885 (86,0%) | 89,486 (89,4%) |
Можно заметить, что в 2020–2022 годах в структуре государственного долга Белгородской области бюджетные кредиты составляли менее 35 процентов. Основная часть долга приходилась на государственные ценные бумаги и коммерческие кредиты, что говорит о развитости инструментария покрытия дефицита бюджета в регионе.
Насколько практика коммерческих кредитов укореняется или наоборот замещается бюджетными кредитами?
Практически во всех субъектах Центрально-Чернозёмного региона в последние годы полностью заместили дорогие коммерческие (банковские) займы дешёвыми бюджетными кредитами. Увеличение финансовой помощи регионам в виде бюджетных кредитов позволило частично снизить нагрузку по обслуживанию их долговых обязательств.
Объём коммерческих кредитов (в миллиардах рублей) и их доля в структуре госдолга
Субъект | Коммерческие кредиты на 1 января 2020 года | На 1 января 2021 года | На 1 января 2022 года | На 1 января 2023 года | На 1 января 2024 года | На 1 января 2025 года |
Белгородская область | 4,194 (14,1%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 (14,6%) |
Воронежская область | 15,281 (55,7%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Курская область | 2,730 (30,5%) | 2,308 (20,0%) | 0 | 0 | 0 | 0 |
Липецкая область | 0,5 (4,0%) | 1 (7.4%) | 0 | 0 | 0 | 0 |
Тамбовская область | 7,186 (37,7%) | 6,352 (32,9%) | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 29,891 (30,6%) | 9,66 (10,2%) | 0 | 0 | 0 | 4 (3,4%) |
Что в целом происходит с коммерческими кредитами регионам России и бюджетными кредитами?
В целом, на данный момент коммерческие кредиты активно замещаются бюджетными. Это связано с существенной разницей в стоимости обслуживания, ведь коммерческие кредиты обходятся регионам значительно дороже.
По информации на февраль 2025 года, правительство продлило действие механизма бюджетных кредитов до 2030 года в объёме 250 миллиардов рублей. Также поручено списать не менее 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам, что составляет около 1 триллиона рублей.
В Центральном федеральном округе, включая регионы Черноземья, эта тенденция проявляется особенно ярко. На начало 2025 года продолжают привлекать банковские кредиты только Белгородская, Тульская и Ярославская области, в то время как большинство субъектов федерации используют исключительно бюджетные кредиты. На рисунке представлена динамика использования коммерческих кредитов регионами ЦФО за последние несколько лет.
В ЦЧР резко выделяется Белгородская область, вернувшаяся к привлечению коммерческих кредитов для исполнения расходных обязательств. Более того, по данным Минфина России, с начала 2025 года регион нарастил долги и перед федеральным бюджетом (на 16 процентов) и перед кредитными организациями (на 125 процентов). Всего за 2 месяца 2025 года объём госдолга Белгородской области увеличился на 30%.
Объём и структура государственного долга Белгородской области (миллиардов рублей)
Показатель | На 1 января 2025 года | На 1 февраля 2025 года | На 1 марта 2025 года |
всего | 27,333 | 29,433 | 35,633 |
государственные ценные бумаги | 2,265 | 2,265 | 2,265 |
кредиты от кредитных организаций | 4,000 | 2,800 | 9,000 |
бюджетные кредиты | 20,482 | 23,782 | 23,782 |
государственные гарантии | 0,586 | 0,586 | 0,586 |
Белгородская область сохраняет смешанную модель финансирования, но и здесь наблюдается смещение в сторону бюджетных кредитов. На сегодняшний день доля коммерческих кредитов составляет около 25 процентов от общего долга региона, при этом объём бюджетных кредитов превышает коммерческие в 2,6 раза. Структура и динамика государственного долга Белгородской области представлена на рисунке.
Судя по представленным данным, можно сказать, что в структуре долга появились коммерческие кредиты, их объём составил 400 миллионов рублей в 2024 году. Бюджетные кредиты демонстрируют также положительную динамику: их объем увеличился с 8,67 миллиарда рублей в 2021 году до 20,48 миллиарда рублей в 2024 году, показав максимальный рост в 2023 году (23,15 миллиарда рублей).
***
На основе анализа данных о кредитовании Белгородской области можно сделать вывод, что наблюдаемые процессы являются в большей степени естественным развитием финансовой ситуации в регионе, чем признаком проблем. Рост общего объёма госдолга и увеличение доли бюджетных, а также коммерческих кредитов свидетельствует о том, что регион активно использует доступные инструменты государственной поддержки.
Вместе с тем, геополитическая ситуация и приграничное положение Белгородской области негативным образом сказались как на поступлении доходов в бюджет, так и на его расходных статьях. Изменение структуры госдолга свидетельствует, что сильно пострадавшему региону на фоне падения доходной базы катастрофически не хватает собственных средств для покрытия резко возросших в условиях проведения СВО расходов, а объёмы выделяемой на эти цели федеральной помощи явно недостаточны.
Таким образом, рост кредитования региона нельзя считать негативным явлением. Это естественный процесс, обусловленный реализацией проектов, необходимостью поддержки социально значимых программ и неотложных мер в экономике региона.
Что касается анализа госдолга, в течение года показатели могут существенно меняться. В начале года часто наблюдается рост задолженности из-за расходов на социальные статьи. Более корректно будет проводить сравнение показателей за аналогичные периоды.
Анализ размера госдолга лучше всего проводить на конец финансового года, так как именно в этот период формируется наиболее полная картина финансового состояния региона. Также рекомендуется сравнение данных не только 2020 и 2025 года, но и, например, промежуточного — 2022 — года для обозначения полноценной динамики госдолга Белгородской области, — такой развёрнутый комментарий дал доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве России Максим Евсин.
Редакция Fonar.tv продолжает работать, честно предупреждая читателей о том, что мы можем сделать, а что нет, делая в том числе подобные разборы сложных тем. Но мы будем признательны вам за поддержку. 300, 500 рублей в месяц от вас регулярных платежей позволят нам делать ещё больше и быть чуть более уверенными в завтрашнем дне. Поддержите Fonar.tv! Вместе с вами мы сможем работать дальше! Мы надеемся на вас!