«Фонарь» представляет свой обзор на фильм Вити Кравченко, который даёт ответы на многие вопросы о спорте в регионе и печальных переменах последних лет.
Кто такой Витя Кравченко?
Витя Кравченко занимается спортивной журналистикой на одноимённом YouTube-канале. Он выпускает фильмы о российском спорте, ролики стабильно набирают сотни тысяч, а порой и миллионы просмотров. Его карьера блогера-журналиста стартовала под началом недавно ушедшего из жизни известного спортивного комментатора Василия Уткина.
В своём материале Кравченко уделяет особое внимание проблемам и недостаткам отечественного спорта, говоря с теми, кого можно считать лицом российского спорта. Это тренеры, профессиональные спортсмены и просто любители, которые лучше остальных осведомлены о многих подводных камнях в работе российского спортивного чиновничества и особенностях спортивной жизни их региона и страны.
Арена, на которой долго не будет матчей
На «одной из лучших арен России», как Витя Кравченко назвал «Белгород-Арену» в своём видеоролике, журналист пообщался с одним из самых знаменитых волейболистов мира Сергеем Тетюхиным. На арене за 4 миллиарда рублей вот уже более двух лет не проходит ни одного матча.
Россиян, которые не так погружены в белгородскую действительность последних двух лет, как местные жители, сразу ввели в курс дела.
— Какова обстановка в городе?
— В Белгороде каждый день сирены, каждый день прилетают дроны, работает РСЗО, и это может застать тебя в любом месте (на момент записи обстановка в городе была менее спокойной, чем сейчас — прим. Ф.). Бывает, тишина 3-4 недели где-то. В последнее время меня это пугает, потому что после к нам прилетает большой объём ракет — и погибают люди, — рассказал директор волейбольного клуба «Белогорье».
Блогер напомнил, что они в том же самом месте встречались более года назад, и тогда Тетюхин выразил надежду на скорое возвращение матчей клуба на малую родину. Однако за прошедшее время этого так и не произошло, белгородские спортсмены продолжают гостить в Туле из-за оперативной обстановки. На этот раз олимпийский чемпион не стал давать положительных прогнозов.
— Пока не произойдёт что-то глобальное, какое-то подписание мирного соглашения, пока будет угроза обстрелов, я думаю, вряд ли команда сюда приедет, — заключил Сергей Тетюхин.
Внимание блогера привлекла некая отстранённость остальной России от событий в Белгородской области, о которой ранее в разговоре упомянул Тетюхин.
— Почему людей, условно, в Москве в глобальном смысле, не интересует, что происходит в Белгороде?
— Потому что это далеко и мало их касается в какой-то степени. Понятно, что есть люди, которые переживают, помогают, занимаются волонтёрством и просто сопереживают городу, но, наверное, большая часть, к сожалению, не так это воспринимает. Образно, начинаешь им говорить про это, а они в ответ — «ну, вы там с Украиной воюете».
«Так выглядит смерть?»
Витя Кравченко прошёлся с Сергеем Тетюхиным возле территории «Белгород-Арены», фасад и забор которой насквозь пробило осколками. Блогер уточнил для подписчиков, что хоть осколки снарядов кажутся небольшими и невесомыми, это настоящие тяжёлые куски железа, которые «прошивают» даже металлические препятствия. Сергей Тетюхин подтвердил: если попасть в эпицентр зоны разброса осколков, шансов спастись у человека не останется.
Волейболист пригласил Кравченко к себе домой, где показал осколки, приземлившиеся на участке.
— Куда это упало?
— Здесь, по участку.
— А что это?
— Осколки от какой-то ракеты, наверное. Может, беспилотник — не знаю.
Виктора впечатлила увиденная картина. До этого он никогда не держал осколков в своих руках.
— В первый раз вижу такое не по видео, а своими глазами. Ну, это смерть так выглядит, да?
— Да, так выглядит смерть.
Сергей подарил Виктору один из осколков своей коллекции в качестве своеобразного сувенира, который будет напоминать ему о реалиях жизни в приграничном регионе.
Чего хотят белгородцы?
В сентябре глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе высказалась об отстранении российских спортсменов от международных соревнований и предположила сбросить бомбу на Лондон, предположив что тогда отстранения каким-то образом прекратятся. Позже Вяльбе заявила, что не собирается оправдываться за свои слова.
Витя Кравченко поинтересовался у Сергея Тетюхина, что думает он сам и что, по его мнению, думают многие белгородцы о подобных заявлениях от людей, которые едва ли могут представить себе то, о чём они говорят. Директор «Белогорья» дал понять, что такие мысли в Белгороде не находят поддержки.
— Недавно Елена Вяльбе предложила сбросить бомбу на Лондон. Здесь, в Белгороде, таких настроений и близко нет?
— Тут все хотят, чтобы быстрее всё закончилось. У людей, которые здесь не живут, нет понимания, что происходит. Если бы человек чуть больше окунулся в происходящее, такого бы не говорил, — заявил Тетюхин.
Дыры в стенах, в карманах и в сердцах людей
Журналист побывал на турнире между университетскими сборными по гандболу в БГТУ имени Шухова. Он хотел показать, что хоть профессиональные матчи и соревнования и ушли из области, в Белгороде все же продолжаются юношеские и детские турниры. О них он спросил у директора клуба «Технолог-Спартак» Сергея Крамского.
— Весь профессиональный спорт вывезен из города. Не проводятся соревнования ни по футболу, ни по волейболу. Почему проводятся ваши соревнования?
— С сентября дали такую команду, что нам можно проводить [соревнования] в тех залах, которые приспособлены на всякие случаи, когда [звучит] сирена и так далее. У нас есть так называемые укрытия, которые кто-то называет бомбоубежищами. Раздевалки и коридоры расположены так, что они под двойными стенами. Они строились ещё в советское время: никто на это, может, и не рассчитывал, но так удачно получилось, — рассказал Сергей Крамской.
На вопрос о том, ожидает ли Крамской увеличения государственного финансирования клуба, директор иронично отметил, что «Технолог-Спартак» — самая стабильная команда в России, ведь денег у неё «не было, нет и не будет».
Сергей Крамской привёл журналиста в свой кабинет, в стенах которого зияют дыры от осколков, оставшиеся после обстрела 15 марта. К счастью, на момент происшествия Сергея не было в кабинете, ведь, если бы в него попал этот осколок, то «это смерть», как он сам сказал.
Витя Кравченко спросил, почему он не уезжает из города. Крамский ответил, что раньше не уезжал из-за того, что не мог оставить 88-летнюю мать одну, а потом привык к обстановке.
— Сейчас живём здесь, работаем, прославляем Белгородскую область и родной Белгород, где можем. Ну, куда я поеду? — высказался Сергей Крамской.
Виктор затронул вопросы зарплат тренеров и спортсменов. В Белгородской области эти темы, на его взгляд, «отошли на второй план» и думать о них не приходится. Сергей подтвердил слова блогера, добавив, что сейчас людей в Белгороде интересуют немного другие проблемы.
— Никто не думает, добавят зарплату или нет. Все думают о том, как бы стало спокойнее. На всех праздниках и юбилеях основной тост не только за юбиляра. Как минимум второй тост за мирное небо, за спокойствие, и чтобы мы завтра встретились, — подчеркнул директор клуба «Технолог-Спартак».