Книжная полка. Находки в букинистическом магазине Белгорода

Вы помните, вы все, конечно, помните запахи из детства. Как пахла еда, которую готовила мама, бабушкины пирожки, размятый в пальцах листок полыни, велосипедная камера и старый библиотечный учебник, в разворот которого школьники от отчаяния утыкались лбом. Есть вещи, которые остаются с нами на всю жизнь. Может не скрепы, но небольшие невидимые стежки, скрепляющие наши воспоминания.

Сегодня, когда проходишь вдоль разноцветных, красочных полок в сетевых книжных магазинах, постоянно удивляешься чудесам типографики. На обложках есть искусно оформленные окошки, стилизованные штрих и QR-коды, кадры из фильмов. Цена на эти яркие, современные книги соответствующая. Наверняка есть какой-нибудь подсчёт Росстата, сколько в среднем стоит книга. При всём уважении, эти их выкладки совершенно не связаны с реальностью. Вытянув пять привлекательных томов наугад и сложив их стоимость, получилось примерно четверть МРОТ по Белгороду. Сумма весомая, с которой не каждый готов расстаться.

Давайте сегодня сойдём с широкой трассы на изведанную дорожку, ведущую в место, где пахнет библиотечным учебником из нашего с вами детства. Зайдём в один из букинистических магазинов города и попробуем найти литературные сокровища, равные по стоимости трём проездам на автобусе в Белгороде с первого января 2025 года. Где-то я встречал мысль о том, что в старых книгах абсолютно те же слова, что и в новых. Эта идея очень близка мне.


«Начало пути», Алана Силлитоу, 16+

«Когда вас спрашивают, хотите ли вы что-то сделать, никогда не отвечайте „ну что ж“, — это не ответ. Если хотите чего-то достичь в жизни, всегда отвечайте ясно и определенно — „да“ или „нет“ — и тогда ближние станут вас уважать, а главное, вы будете сами себя уважать».

Сегодня мало кто вспомнит британского прозаика средней руки Алана Силлитоу, хотя он был весьма известен в советское время. После его высказываний на съезде советских писателей в 1968 году Алана перестали пускать в Союз, но продолжили печатать. Его романы — хорошие образцы социальной прозы. Не потрясающие или гениальные, просто хорошие.

Думаю, что он, сын обыкновенного рабочего велосипедной фабрики, так и не постиг до конца все ошеломляюще сложные, бездонные глубины литературного языка. Алан пишет просто, прямолинейно, несколько бесхитростно. Его легко критиковать, за что с удовольствием хватаются любители словесности в тонком и изящном её проявлении. Но за всем этим неловким слогом прячется серьёзный смысл.

Книга о начале шестидесятых в Англии. Наш герой, молодой привлекательный плут, начинающий жизнь в большом городе. Вы улыбнулись? Я надеюсь, что да. Скоро случится Вудсток, вовсю пишется музыка, под которую дети цветов будут танцевать и любить друг друга. Но мир, про который пишет Силлитоу, совсем не такой.

Здесь юноша убегает в столицу от беременности своей подружки. Окружение его полнится мошенниками разного калибра с твёрдыми кулаками, безразличными женщинами и нищими. В этом мире деньги улетают как дым, вместо настоящих друзей — соратники по несчастьям, а заработать честно невозможно.

Молодчик продирается в этом мире, наслаждаясь моментами близости с женщинами, которых добивается чудовищным враньём, выдавая себя за богатенького наследника. Он теряет тех, кого любит, получает то, что не просил, и в итоге убегает от этой жизни в тихую сельскую местность, обратно к мелкой, но безопасной жизни. Настоящая английская трагедия.

«Аэропорт», Артур Хейли, 16+

«Всякий раз, когда цивилизация поднимается на новую ступень, человечество становится немного лучше, немного просвещённее, потому что люди начинают больше заботиться друг о друге, больше уважать личность другого. В те эпохи, когда этого не происходит, человечество откатывается назад. Каждый отрезок истории, если вы вглядитесь в него, доказывает эту истину».

Вы любите жанр производственного романа? Не думаю, что многим задавали подобный вопрос, но сейчас мы в особенном пространстве, где есть возможность поговорить о нетипичных вещах. Это узкое литературное направление, о котором слышал не каждый читатель. Вдумайтесь: вы вполне могли читать десятилетия своей жизни, но не слышать об инженере Пьере Ампе, который в начале века придумал помещать в центр художественного произведения специалиста, который решает ставящиеся перед ним профессиональные задачи.

Возможно, звучит немного скучно, ведь получается, что в книге отдельно взятая отрасль или род деятельности играет важную, если не главную роль. Но это совсем не так, хороший писатель всегда рассказывает про людей, но в отличие от, например, любовного романа, мы получаем богатый, полный фактов бэкграунд, который заставляет лучше понять, как устроен мир.

Производственный роман — это что-то вроде энциклопедии «Я познаю мир» для взрослых. Самообразование в самой комфортной и увлекательной форме.
Жанр, возникший больше века назад начал угасать в шестидесятые. Выпавшее знамя из рук предшественников-карликов подхватил могучий писатель Артур Хейли, возродивший и популяризировавший жанр, ставший крупнейшим творцом этого направления. Минуло полвека, но его книги всё ещё интересно читать. Многое здесь устарело, стало историей, но от этого не перестало быть увлекательным и познавательным.

Роман «Аэропорт» — мощное, многогранное произведение, охватывающее все уровни работы крупной воздушной гавани. Основная повествовательная линия обвита множеством побочных, где рассказывается про труд разных людей, от уборщика до директора, от стюардессы до диспетчера. Живой язык, занимательная история, много интересной информации, всё это общие характеристики каждой из книг Хейли. Если вы проникнетесь и оцените его необычный для литератора кропотливый труд, то непременно захотите всё, что ещё написал автор.

«Профайлер», Лэй ми, 16+

«По книгам и собственному опыту он знал, что, совершая преступления, серийные убийцы удовлетворяют некую психологическую или эмоциональную потребность. Такое поведение обычно называют „личным почерком“. Выявив и проанализировав личный почерк, можно раскрыть дело. Во-первых, он позволяет объединить несколько убийств в серию; во-вторых, даёт ключ к мотиву преступника. А поскольку личный почерк зачастую отражает характер, образ жизни и опыт убийцы, с его помощью можно установить точку пересечения между преступником, его жертвами и местами преступлений».

Сегодня мы поставили на нашу книжную полку два таких основательных и серьёзных романа, что хочется продолжить чем-то необычным, максимально отличным от англоязычного классического слога. Давайте попробуем окунуться в мир современной китайской прозы, разобраться что происходит в этом культурно далёком от нас мире.

Большинство образованных людей, когда речь зайдёт о литературе Поднебесной, без запинки назовут классические сочинения: «Сон в красном тереме» и «Речные заводи». Верные поклонники ужасов и мистики могут припомнить «китайского Кинга» с его «Вирусом» и «Проклятием». Я когда-то писал рецензию на «Страну вина» от Мо Яня, который позже за смелую историю своей страны в двадцатом веке «Большая грудь, широкий зад» получил Нобелевскую премию по литературе. Ну а самые известные на сегодня китайские книги в мире — это трилогия «Задача трёх тел» от Лю Цысиня, по которым сняли целых два сериала, один из которых на Netflix. Вот, наверное, и всё, о чём вспомнят в интеллектуальной беседе на русском языке.

Предлагаю ко всему перечисленному добавить книгу, которую мне посчастливилось для вас отыскать. Это роман известного в Китае автора детективов Лэй Ми. Относительно молодой, энергичный мужчина преподаёт криминальную психологию в китайском Университете уголовной полиции. Он знает о чём пишет, что сообщает глубину и понимание излагаемого материала его романам.

К сожалению, глобализация почти стёрла различие между жителями мегаполисов, и детективист не стремился ввести в свою книгу побольше китайской культуры, но тут есть напряжённый плотный сюжет, отличный твист в конце и жестокость сцен, вообще свойственная азиатской литературе. Возможно, перечитывать этот роман вы не станете, но в качестве одноразового развлечения он очень хорош и увлекателен.
Юрий Ридер

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Книжная полка. Книги о мирах, которые, возможно, будут после нас

Книжная полка. Книги о мирах, которые, возможно, будут после нас

Книжная полка. Путь к вдохновению

Книжная полка. Путь к вдохновению

Книжная полка. В жару читаем книги о зиме и снеге

Книжная полка. В жару читаем книги о зиме и снеге

Книжная полка. Что рекомендуют читать белгородцы?

Книжная полка. Что рекомендуют читать белгородцы?

Книжная полка. Читаем о жизни вопреки

Книжная полка. Читаем о жизни вопреки

Книжная полка. Открываем для себя новые миры

Книжная полка. Открываем для себя новые миры

Книжная полка «Фонаря». Какие книги мы советуем читать белгородцам

Книжная полка «Фонаря». Какие книги мы советуем читать белгородцам

Книжная полка. Какие книги о доме и жизни в нём мы советуем читать белгородцам

Книжная полка. Какие книги о доме и жизни в нём мы советуем читать белгородцам

Книжная полка. Какие книги о борьбе за права человека и книги о книгах мы советуем читать белгородцам

Книжная полка. Какие книги о борьбе за права человека и книги о книгах мы советуем читать белгородцам

Книжная полка. Какие книги о чтении и о кулинарии мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о чтении и о кулинарии мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о путешествиях во времени и пространстве мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о путешествиях во времени и пространстве мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о труде и войне мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о труде и войне мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о снах и выборе будущей профессии мы советуем читать

Книжная полка. Какие книги о снах и выборе будущей профессии мы советуем читать

Книжная полка. Какие книги о любви и чувствах мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о любви и чувствах мы советуем прочесть

Книжная полка. Семь культовых классических произведений, экранизации которых мы рекомендуем посмотреть

Книжная полка. Семь культовых классических произведений, экранизации которых мы рекомендуем посмотреть

«Книжная полка». Подборка книг от белгородского дизайнера и фотографа Аллы Григорьевой

«Книжная полка». Подборка книг от белгородского дизайнера и фотографа Аллы Григорьевой

Книжная полка. Какие книги об эпидемиях и не только мы советуем прочитать во время самоизоляции

Книжная полка. Какие книги об эпидемиях и не только мы советуем прочитать во время самоизоляции

Книжная полка. Пять книг, которые способны перевернуть ваше сознание

Книжная полка. Пять книг, которые способны перевернуть ваше сознание