— Я жила на Щорса 55А, именно в третьем подъезде, который обвалился. Одна секция обвалилась, во второй — уцелели квартиры. Нас с сыном стеклом посекло. Сыну делали операцию, я в больнице лежала.
— Как обстоят дела с выплатами? Вы получили компенсацию?
— Губернатор говорит, что всем всё выплатили, со всеми индивидуально работают, а по факту мы с сыном почти через месяц получили по 10 тысяч рублей, которые выплачивают на каждого прописанного в квартире по состоянию на 11 мая. 100 тысяч рублей, которые выплачивают за утрату имущества, никто не получил, даже из соседей.
— Какие есть предложения по временному проживанию? Где сейчас живут жильцы дома, пока разбирают второй и третий подъезды?
— Нам предложили ПВР в общежитии. Мы не согласились. Я жила в трёхкомнатной квартире с мужем, сыном и собакой, а сейчас мне предлагают общежитие на неопределённое количество времени. Можно снимать жильё, компенсация составит 10 тысяч рублей, но нужно найти арендодателя, который будет платить с этой суммы налог 13 процентов (или четыре процента, если у него будет статус самозанятого — прим. Ф.). На собрании с губернатором сказали, что компенсация по аренде будет не 10, а 20 тысяч рублей. Мы пришли в соцзащиту, спрашиваем: «Когда ждать компенсации в 20 тысяч рублей»? На что они ответили, что такого постановления нет (на момент 18 июня — прим. Ф.). На данный момент, за аренду жилья никто денег не получал ни разу.
— А что насчёт других городов? Была ли помощь с переездом?
— Половину дома отправили отдыхать в Анапу. Я не поехала, потому что у меня очень много работы. Сыну тоже предлагали «Артек», мы отказались, потому что ещё наблюдаемся у врача до конца июня. По факту больше нам ничего не предложили.
— Какие документы вам удалось получить на данный момент?
— Сейчас у меня есть на руках только справка от МЧС, что дом частично разрушен. Администрация никакие справки не выдаёт. Хотя по факту, должно было быть решение межведомственной комиссии, которая бы признала, что дом аварийный либо разрушенный. На основании решения этой комиссии они демонтируют второй и третий подъезды и дальше уже решают восстанавливать их, строить новое жильё или нет. Я не знаю, было ли заседание этой межведомственной комиссии или нет. Справки от администрации о том, что дом разрушен и квартира в аварийном состоянии, они предоставить не хотят.
Я подавала документы в судмедэкспертизу. Людей очень много. Долго принимают, по 30 минут, наверное, делает это одна девушка. Спрашиваю: «Как ответ получить?». Ответили, что пришлют на почту по адресу Щорса 55А. На мою просьбу отправить ответ по электронной почте, потому что этого дома уже нет, поступил отказ. «Нет, мы на электронную почту не присылаем, мы пришлём только по почте». Пришлось позвонить подруге, попросить, чтобы она продиктовала адрес, и на её почту мне пришлют ответ.
— Вы пробовали решить вопрос с документами через другие ведомства?
— Я написала на сайт губернатора, на сайт мэра, на сайт Минстроя (скорее всего, женщина имеет в виду страницы чиновников и ведомств в соцсетях — прим. Ф.). В ответ: «Таких справок мы не выдаём». У меня есть акт от специалистов БГТУ имени Шухова. Я говорю, что он никакой юридической силы не несёт. Они отвечают: «Что вы хотите от нас?».
— Где вы сейчас живёте?
— Я живу у друзей, мне мэр и губернатор пообещали когда-нибудь построить дом. Но ни сроков, ни гарантий, — ничего нет. Есть постановление 2023 и 2024 годов, что если дом разрушен, либо он аварийный, то они могут предоставить компенсацию. Сумма за квадратный метр меньше, чем рыночная, примерно 84 тысячи рублей. Либо [могут предоставить] альтернативное жильё (про эти два варианта ранее рассказывала ещё одна жительница пострадавшего дома, её историю можно прочесть здесь — прим. Ф). Но по этому постановлению они не хотят работать, поэтому справку о аварийном или разрушенном жилье нам не выдают.
Я, если честно, на слово [представителям] администрации не верю. Мне нужны документы, а мне не хотят их предоставить.