«Берегите, пожалуйста, мою маму». Как в Белгороде волонтёрке Надин Гейслер избирали меру пресечения

Репортаж Валерии Кайдаловой с судебного заседания по мере пресечения волонтёрке Надин Гейслер, которую, как сообщает пресс-служба областного УФСБ, обвиняют в «совершении тяжкого уголовного преступления и подрыве основ конституционного строя и безопасности страны».

Волонтёрку Надин Гейслер (Надежду Росинскую), помогавшую украинским беженцам, задержали 1 февраля в 13:40 сотрудники белгородского управления ФСБ. Девушку подозревают в преступлении по статье 280.4 Уголовного кодекса России («Публичные призывы к осуществлению деятельности против безопасности государства» прим. Ф.).

«Я приехала в Белгород за веру в людей»

Ранее Надин некоторое время жила в Грузии, но решила вернуться в Россию, где её и задержали. Она провела ночь в изоляторе временного содержания перед судебным заседанием по избрании меры пресечения.

Мужчины в военном камуфляже привели в суд Надин в наручниках под конвоем в 11:13. Пока девушку не увели в зал суда, она успела сказать: «Мамочка, со мной всё хорошо». Мама Надин заплакала и долго не могла успокоиться.

— Может вам вызвать скорую? Я же вижу, как вам плохо, — обратился к женщине судебный пристав, ранее запретивший журналистам снимать, как Надин заводят в суд.

— Не надо, всё в порядке — сквозь слезы ответила она.

— Если станет совсем плохо, говорите. Пусть скорая рядом подежурит лучше, — добавил мужчина.

Примерно через час в зал суда разрешили зайти журналистам. Слушателей не хотели пускать, пока адвокат не написал ходатайство об их присутствии. В зале суда Надин уже сидела в «аквариуме», с которого свисали наручники, в которых девушку привели в суд. Девушка сидела молча, изредка вытирая выступившие на лице слёзы.

Когда заседание началось, Надин, сказала, что плохо себя чувствует: у нее покалывающая боль в сердце, тахикардия, боль в солнечном сплетении, затруднённое дыхание, болезненный жар в затылочной части головы.

— Вы можете быть на заседании? — уточнил у девушки судья Станислав Счастливенко.

— Да.

— Вам нужная какая-то медицинская помощь?

—...

— Прямо сейчас вам нужная медицинская помощь или вы можете присутствовать на заседании?— уточнил судья, немного повысив голос.

— Я могу, — ответила Надин.

— Ну если вам станет хуже, обращайтесь.

Сторона обвинения начала зачитывать обвинения Надин и основания, которые обосновывают её нахождение под арестом. Выяснилось, что уголовное дело против девушки возбудили 31 января 2024 года. По версии следствия, Надин Гейслер опубликовала 11 августа 2023 года в соцсетях в аккаунте ua_help_nadin призывы донатить ВСУ «для защиты Украины от русских» и украинскому батальону «Азов»* (признан террористической организацией, его деятельность запрещена в России — прим. Ф.) на «предметы первой необходимости, в том числе провианта, лекарств и медоборудования».

Следовательница перечислила основания, из-за которых, по её мнению, Надин следует заключить под стражу. В первую очередь, девушка «совершила тяжкое преступление против основ конституционного строя и безопасности государства».

— В ходе расследования уголовного дела установлено, что с 23 мая по 11 января 2024 года обвиняемая находилась в Грузии, из которой убыла через территорию Беларуси по заграничному паспорту. При проведении обыска по месту жительства найти заграничный паспорт не представилось возможным. В связи с чем у следствия есть основания полагать, что Росинская может скрыться от органов предварительного следствия и суда, испугавшись наказания в виде длительного лишения свободы и убыть за границу, — заявила в суде представительница обвинения.

Следовательница также заявила, что если Надин отправят под домашний арест или отпустят под залог, она якобы «может продолжить заниматься преступной деятельностью, вуалируя её под волонтёрскую». Ещё одним доводом обвинения стало то, что следствие «установило лица, которые могли быть осведомлены о преступной деятельности волонтёрки», и обвиняемая может угрожать им.

Кроме того, силовики планируют проверить 6 тысяч человек, которые подписаны на аккаунт Надин в признанном в России экстремистским инстаграме*, «на предмет совершения подобных преступлений и других, в том числе террористической направленности». К материалам дела сторона обвинения приобщила несколько исследований страничек в запрещённой и признанной экстремисткой социальной сети Instagram*: nadin_geisler и ua_help__nadin (Надин отрицает, что второй упомянутый аккаунт принадлежит ей, и что она имеет к нему какое-то отношение — прим. Ф.) и постановление Октябрьского районного суда о совершении девушкой административного преступления.


В марте 2022 года Надин и её сестру Елену задержали за то, что она с сестрой раздавала в центре Белгорода цветы, надев на себя одежду жёлто-синих цветов и сопроводив акцию плакатом «Колеусы вегетативные в дар». Отметим, что девушку оштрафовали на 15 тысяч рублей за проведение пикета, но позже штраф отменили.

В качестве доказательств вины волонтёрки сторона обвинения также привела её переписку с сестрой Еленой Егоровой, в которой Надин якобы признаёт, что аккаунт ua_help__nadin принадлежит ей и заявляет, что «придерживается проукраинских взглядов». Ещё одним приобщённым к делу материалом стала запись разговоров между мамой Надин и Еленой. Там якобы прослеживается «осведомлённость о том, что Росинская совершила преступление».

— Какими материалами подтверждается то, что обвиняемая может скрыться? — обратился к следовательнице адвокат Антон Присный.

— Отсутствием паспорта; тем, что обвиняемая уже уезжала из страны и её показаниями, — заявила представительница обвинения.

Адвокат внёс ясность: по его словам, Надин поделилась, что её загранпаспорт в сумке, которую у девушки изъяли во время обыска.

— Чем подтверждается то, что обвиняемая может продолжить [преступную] деятельность? В аккаунтах, которые вы назвали (речь идёт об аккаунте nadin_geisler и его бывшем названии nadin_skillz, — прим. Ф.) публиковались какие-либо запрещённые публикации? — задал ещё несколько вопросов адвокат по назначению.

— В них публиковались банковские карты и счёт, соответствующие ua_help_nadin. Также я забыла сказать, что в аккаунте была видеозапись с украинскими военными, в которой Надежду благодарят за оказанную помощь, — сообщила следовательница.

— Это может быть провокация. Как мы знаем, она собирала помощь российским военным, — заявил второй адвокат Надин Евгений Рудычев.

В суде Надин Гейслер заявила, что ей поступали угрозы от представителей Украины, которые обвиняли её в сотрудничестве с российскими правоохранительными органами и помощи украинцам на подконтрольных России территориях. Она не признаёт вину, заявив в суде, что никогда не помогала и не призывала других россиян помогать ВСУ.

— Меня давно добавили на сайт «Миротворец», где было сказано, что я являюсь врагом Украины и угрожаю её безопасности. Обосновывается это тем, что я оказывала гуманитарную помощь мирным жителям на территориях подконтрольных Вооруженных Сил РФ, то, что я работаю на ФСБ и практически их сотрудник. В связи с этим мне неоднократно поступали угрозы не только в различных мессенджерах, соцсетях, но также на мой личный Сбербанк были переводы с комментариями физической расправы, сексуальной расправы и угрозами от Вооружённых Сил Украины. Это тоже был не единичный случай. Также меня действительно преследовали на территории Белгорода ВСУ. Мой склад с гуманитарной помощью обстреливался. Я вызывала полицию на склад, у меня были камеры наблюдения фиксирующие обстрелы. Я считаю, что всё это является работой врага с целью дискредитировать российских волонтёров, оказывающих поддержку и помощь армии во время СВО.

В какой-то момент ещё Владимир Владимирович Путин сказал, что россияне не будут прятаться как крысы по подвалам. Так и я на территории своей страны не буду прятаться от тех, кто не поддерживает СВО и помощь российским военным. Я вернулась сама домой, не скрывалась, не искала какое-то другое место жительства. Я пересекала границу официально, потому что преступления, в которых меня обвиняют я не совершала. Я со спокойной совести вернулась домой и прошу у РФ защиты...

К моим аккаунтам в соцсетях к моим документам личным систематически имели доступ разные люди и поток людей, которые занимались волонтёрской деятельностью, всегда был большой. На момент публикации я находилась в Турции, и мой телефон был в свободном доступе. Я не знаю, кто выкладывал эти посты, но лично я не оказывала помощь ВСУ. С самого начала СВО и по сей день эта сторона разными способами пыталась запугать меня и оттолкнуть от волонтёрской деятельности. И сейчас это набирает ещё больший и ужасный оборот.

Я надеюсь на защиту в своей стране. Я приехала сюда не из-за того, что у меня здесь есть бизнесы или коттеджи. Я приехала за веру. За веру в людей... Я продолжаю верить в это, несмотря на то, что я уже сутки не имею доступа к свежему воздуху и солнечному свету, — заключила Надин Гейслер.

Девушка добавила, что никогда не имела отношения к аккаунту ua_help_nadin, и «любой человек из любой точки мира мог скопировать её реквизиты и выложить».

«Мамочка, держись. Они ничего не значат»

Адвокаты Надин тоже высказались во время заседания о выборе меры пресечения для девушки.

— Я предположил, что это провокация, — начал Евгений Рудычев. — Может ли быть подтверждением на аккаунте номера счёта? Если кто-то выкладывает счёт для перевода, то он доступен для всех и каждого. И максимально должен быть доступен. Следовательно любое заинтересованное лицо выкладывает этот счёт и пишет, что это сбор средств для ВСУ. Если бы сбор средств был конкретно для ВСУ и в помощь ВСУ, неужели вы думаете, что он выкладывался бы одним российским счётом?! Каким нужно быть глупым человеком, чтобы это сделать?

Здесь налицо провокация. Я хотел бы задать риторический вопрос: имеются ли доказательства у следствия, что с этого счёта переводились деньги ВСУ? Моя подзащитная указывала, что она вела сбор средств, но для российской армии. Поэтому на неё оказывалось как физическое, так и телекоммуникационное воздействие, которое, как я вижу, более эффективно, чтобы устранить человека, помогающего своей стране, — закончил адвокат.

Антон Присный и Евгений Рудычев, защитники Наден Гейслер

Присный добавил, что заключение под стражу «является исключительной мерой», в которой, в случае Надин, нет необходимости, потому что она никогда не привлекалась к уголовной ответственности, имеет гражданство России и живёт в России. Он также добавил, что родственники девушки готовы содержать её в случае домашнего ареста либо выплатить за неё залог.

— Хотел бы ещё обратить внимание суда на то, что обоснованность причастности Надежды Росинской к преступлению не подтверждается материалами, доказательствами. Нет подтверждения, что именно Росинская разместила эту информацию. Никакой связи между ней и аккаунтом не существует. Украинским языком Надежда не владеет, что она подтвердила, а информация была размещена на украинском языке, — отметил адвокат.

Когда судья удалился в совещательную комнату, слушателям, родственникам и журналистам удалось пообщаться с Надин.

— Мамочка, только не делай с собой ничего. Я держусь только ради тебя, — обратилась девушка к матери.

— А я ради тебя, — ответила женщина.

— Я тебя очень люблю. Ты же это знаешь? Держитесь все вместе. Вы остаётесь как ангелы-хранители за меня, — обратилась к своему отцу девушка.

— То, что мне наговорили, это же неправда? — спросила у дочери мама.

— Ты же видела, что это — российские военные, все их видели. Все видели меня с российскими военными, — заверила маму Надин.

Девушка также добавила, что у неё было фото с российским военным, которое было в той же изъятой сумочке, где находился и её загранпаспорт.

Мне тоже удалось поговорить с Надин. Она рассказала, что до сих пор себя плохо чувствует: в изоляторе у неё произошла паническая атака. Её причиной, по словам волонтёрки, стала неработающая вытяжка в камере, из-за которой ей было тяжело дышать.

Надин объяснила, почему она вернулась в Россию: она хотела открыть в Белгороде НКО, чтобы помогать украинским беженцам-инвалидам проходить через гуманитарный коридор.

— Люди самостоятельно не могут перейти никакую из границ. Были случаи, когда инвалиды умирали в дороге. Я приехала, чтобы заняться этим вопросом. Открыть расчётный счёт на организацию, чтобы это было безопасно для меня, потенциальной команды и благотворителей, — пояснила Надин.

Ещё одной причиной её возвращения в Россию стало то, что за девять месяцев жизни в Грузии ей часто негде было жить, и приходилось голодать из-за того, что у неё не было денег на еду.

—... А я только брови хотела сделать и маникюр. Это же какие фотки теперь по сети разлетятся?! — вдруг стала переживать девушка. — Если меня всё-таки посадят, передайте мне, пожалуйста, что-то, чем можно брови красить,и крем для лица «Чистая линия» с алое.

После возвращения из совещательной комнаты судья объявил, что Надин останется под арестом до 31 марта.

Слушатели и родственники обступили клетку, в которой была Надин.

— Ну, желаю вам всем счастья материнского, — произнесла в сторону представителей обвинения ошарашенная мама подозреваемой.

— Мамочка, держись, они ничего не значат, — сказала Надин, пока конвойный надевал на неё наручники и выводил из клетки.

Девушка сложила сердечко и успела поцеловать маму на прощание. «Берегите мою маму, пожалуйста», — обратилась к пришедшим на суд Надин.

Валерия Кайдалова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

В Белгороде проводят благотворительные утренники для детей беженцев

В Белгороде проводят благотворительные утренники для детей беженцев

В Белгороде задержали волонтёрку, помогавшую украинским беженцам

В Белгороде задержали волонтёрку, помогавшую украинским беженцам

Ветеринара из Старого Оскола обвиняют в дискредитации армии

Ветеринара из Старого Оскола обвиняют в дискредитации армии

«Я приезжаю, а люди по очереди спят на одной кровати втроём». Как беженцы из Украины выживают вне ПВРов и как им помогают белгородские волонтёры

«Я приезжаю, а люди по очереди спят на одной кровати втроём». Как беженцы из Украины выживают вне ПВРов и как им помогают белгородские волонтёры

​Больше тысячи человек из Харьковской области стоят в очереди на границе Белгородской области

​Больше тысячи человек из Харьковской области стоят в очереди на границе Белгородской области

«Люди поверили, что Россия здесь навсегда». Эксклюзивный репортаж из контрольно-пропускного пункта в валуйской Логачёвке

«Люди поверили, что Россия здесь навсегда». Эксклюзивный репортаж из контрольно-пропускного пункта в валуйской Логачёвке

«Хвостики», посылки от детей и школьные пайки. Как журналистка «Фонаря» несколько недель провела в чате, где помогают военным

«Хвостики», посылки от детей и школьные пайки. Как журналистка «Фонаря» несколько недель провела в чате, где помогают военным

«У меня отобрали всё, что я строила 11 месяцев». Белгородка Юлия Немчинова — о «рейдерском захвате» волонтёрских складов с гуманитарной помощью

«У меня отобрали всё, что я строила 11 месяцев». Белгородка Юлия Немчинова — о «рейдерском захвате» волонтёрских складов с гуманитарной помощью

«Он пугал меня Тебекиным». На судебном заседании по делу экс-мэра Старого Оскола выступил главный свидетель обвинения

«Он пугал меня Тебекиным». На судебном заседании по делу экс-мэра Старого Оскола выступил главный свидетель обвинения

«Каждая бабушка должна была получить свой инсулин». Как в Белгороде продлевали арест волонтёрки Надин Гейслер

«Каждая бабушка должна была получить свой инсулин». Как в Белгороде продлевали арест волонтёрки Надин Гейслер