В редакцию «Фонаря» обратилась жительница дома № 16 по улице Гайдара в посёлке Ивня. Тамара Бабенко утверждает, что живёт в доме 1834 года постройки (ему почти 190 лет — прим. Ф.). Она рассказывает, что здание разваливается, а ремонтом никто не занимается. По её словам, дом построили на «извести и яйце», а все перекрытия в подъезде — деревянные, по стенам идут трещины, а крыша течёт. В итоге жильцы продолжают жить всего в трёх квартирах.
— Я живу в этой квартире с 1979 года, я ещё ребёнком сюда заехала. Вот я живу, восьмая квартира живёт. В четвёртой — бабуля, ей уже восьмой десяток [идёт], она уже сама себе не рада. У неё там задолженность около 200 тысяч за квартиру, она там по пять копеек платит, чтобы не отключались, и всё. Подо мной жила многодетная, она квартиру «ухерячила» — уехала. Вторая квартира — «замкнутая», она уехала, потому что боится жить в ней. Третью квартиру начали продавать, потому что появился слух, что нас расселят... В седьмой квартире вообще дедушка умер, он ничейный, квартира пустая, — рассказывает о своих соседях Тамара Бабенко.
Женщина согласна, чтобы её временно переселили на момент ремонта жилья или предоставили что-то взамен. Ситуация усложняется тем, что жилое помещение, где она живёт, не получается оформить в собственность уже год.
— Я не знаю, что у нас все квартиры приватизированы, одна моя не приватизирована была. Я ждала, когда дочке 18 лет исполнится, чтобы приватизировать её сразу на неё. В январе все документы отдала, у меня нет задолженности. Мне сказали, что 1 марта вы получите документы, и вот уже скоро опять январь, — жалуется женщина.
По её словам, в официальной базе данных их дом якобы периодически пропадает.
— В 2012 году дом якобы ремонтировали, просто покрасили фасад зелёной краской, которая потом слезла... Наш дом имеет исторический статус, какой точно, не могу сказать, из-за этого все сложности с ремонтом, — поясняет Тамара.
В открытых источниках действительно есть упоминание о доме с категорией регионального историко-культурного значения. Однако на портале «Карта России» указан дом номер 18, а не 16. Якобы в марте-мае 1934 года там жил и работал советский писатель Аркадий Гайдар, а в 1935-м — советский писатель Фёдор Панферов. Что интересно, на сайте управления культуры администрации Ивнянского района уже действительно идёт речь о доме №16.
— Жилой дом представляет собой северное крыло усадьбы Карамзиной-Клейнмихеля. Оранжерея, соединявшая северное крыло с усадьбой, утрачена после Октябрьской революции. В это же время были перепланированы интерьеры. После Великой Отечественной войны 1941-1945 года дом утратил полностью декор, изменена форма оконных проёмов и интерьеры были перепланированы под квартиры. Двухэтажное, прямоугольное в плане здание поставлено торцом к улице Гайдара. Перекрыто 4-катной крышей с металлической кровлей. В центре главного фасада в первом этаже видны следы заложенного дверного проёма. Завершает фасады профилированный карниз, — пишут про здание официальные источники.
В любительской краеведческой статье в «Живом журнале» рассказывают историю о графском имении Клеймехеля, а нынешний дом 16 по улице Гайдара относят к уцелевшему после пожара флигелю дворца.
— В 1854 году было закончено строительство главного дома усадьбы, одновременно с ним заложен парк. Владение в Ивне у графа было большим, в парке с тенистыми аллеями стоял дворец. В стороне тут же, почти напротив — графская Троицкая церковь с могилами и усыпальницами за ней. Дворец был построен по типу Зимнего дворца. Графский дворец состоял из основного двухэтажного здания в стиле позднего барокко и трёх флигелей с колоннадами и галереями между основными и выступающими боковыми корпусами, с широким балконом и верандой на втором этаже основного корпуса, спускающимися широкими ступенями вправо и влево вниз. 70 комнат было во дворце. На перилах стояли гранитные вазы для цветов. Дворец был «П» — образным в плане. Ивнянское имение было летней резиденцией графов, — пишет «Ивнянский краевед».
В связи с этим весьма любопытными кажутся некоторые факты из официальной переписки жительницы квартиры с администрацией Ивнянского района. Из писем становится ясно, что плановый капремонт здания запланирован на 2028-2030 годы. Однако сейчас администрация готовит смету для того, чтобы перенести работы на более ранний срок. Также чиновники сообщают, что дом на самом деле построен в 1959 году, а его «основание и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений МКД, находятся в работоспособном состоянии». Расхождение по возрасту здания становится весьма существенным. Откуда вести отсчёт: 189 лет, 89 лет (с момента визита Гайдара) или всё-таки 64?
Что касается проблем с приватизацией имущества, то они связаны с тем, что дом не стоит на кадастровом учёте. Эту проблему тоже в перспективе обещают решить. А пока чиновники занимаются бюрократическими вопросами, Тамара Бабенко не может даже пригласить к себе внука. Его не пускают родители в дом на Гайдара, потому что боятся, что на ребёнка и их маму в любой момент может обрушиться потолок.