В 2023 году белгородцы не раз массово жаловались на работу белгородского цементного завода. Предприятие обвиняли в столбах пыли, которые поднимались из его трубы, и белом налёте, который оставался на машинах и деревьях в городе. Гендиректор белгородского цементного завода Эдуард Андросов отрицает, что экологические проблемы в Белгороде связаны с предприятием, которым он руководит. Последние проверки, по его словам, проводились 4 и 15 сентября, и специалисты не выявили загрязнения воздуха или опасности.
Андросов встретился с журналистами, чтобы ответить на вопросы о экологичности и безопасности предприятия для города. Приводим большую часть этих ответов.
Белгородцы жалуются на белый налёт на деревьях и автомобилях из-за работы цементного завода. Предприятие имеет к этому отношение?
— Я могу сказать одно, — уверенно заявил Эдуард Андросов, — «Белгородский цемент» и управляющая компания ЦЕМРОС серьёзно относятся к экологическому контролю и экологии. У нас есть ежеквартальный мониторинг выбросов атмосферного воздуха. Он проводится аккредитованной лабораторией НИУ «БелГУ». Также у нас есть полугодовые замеры, которые производят ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений — прим. Ф.). Также у нас есть независимые проверки, которые проводит администрация. Последний такой выезд был с лабораторией ЦЛАТИ 15 сентября, где не было зафиксировано превышения. показателей
Мы находимся в промышленном районе города. Вокруг нас также есть предприятия, которые выбрасывают [пыль] в атмосферу воздуха. Ещё могу добавить, что у каждого предприятия есть автотранспорт, который загрязняет окружающую среду.
Что могу сказать по поводу последнего обращения в соцсетях жителей? Во-первых, сейчас погодные условия не позволяют далеко рассеиваться выбросам, потому что нет ветра, жаркая погода, а ночью температура опускается ниже семи градусов, поэтому есть разряжение воздуха и «факел» видно с Крейды, наверное, потому что его высота превышает 100 метров. Я не говорю, что пыли нет, пыль всегда есть, но превышения нет. Это можно доказать протоколами, если вы обратитесь с запросами в контролирующие органы.
Жалобы на белый налёт и большое количество дыма из трубы цемзавода появились летом 2022 года и периодически повторялись в соцсетях в дальнейшем. В июле прошлого года руководство предприятия уже проводило встречу с журналистами, на которой присутствовал «Фонарь». Тогда на заводе также отрицали, что предприятие может наносить вред экологии.
На второй встрече Андросов заявил, что сейчас предприятие вообще работает не в полную силу. До 2014 года на заводе работало семь печей, общий объём производства был более 2 миллионов тонн. С 2014 года, по словам директора, работают одна-две печи. Остальные пять при этом уже никогда не будут работать. В 2022 году цемзавод произвёл около 500 тысяч тонн цемента для регионального рынка.
Налёт на машинах, на который жалуются жители города, состоит из цементной пыли?
— На вкус и цвет я не могу определить, цементная пыль это или нет. Я сам езжу на машине и такого налёта не вижу. А если машины стоят в течение недели-двух возле проезжей части, я думаю, что эта пыль может быть от дорог. От цементного завода налёт не может образовываться, — заверил журналистов руководитель предприятия.
Какие ещё производства выделяют пыль и могут производить такой белый налёт и загрязнять атмосферу?
— Все строительные организации которые производят либо асфальт, либо кирпич.
Почему дыма из трубы завода стало больше в последнее время?
— Это объясняется температурой. Когда вы увидите разницу температур разряжающего воздуха с 7 градусов до 30 ... это объясняется физикой, — заявил Андросов.
— Вы объясняете это похолоданием, но по той же самой причине мы приезжали в июле. Вам не кажется, что глупо говорить о том, что в июле было какое-то похолодание. И была та же самая ситуация, те же самые жалобы? — уточнила одна из присутствующих журналистов.
— В июле работало две печи в одну трубу. Просто у нас один источник выбросов — стометровая труба, и от неё запитано две печи. Максимально у нас работает две печи. Если работает две, то факел увеличивается, — попытался объясниться гендиректор.
На самом деле тот дым, который выходит из трубы завода, — это пар?
— Да, пар с примесями, которые не превышают нормативов, потому что всё-таки производство цемента — мокрый способ — это обжигание влажного шлама с влажностью больше 40 процентов идёт при температуре 1400 градусов. Основная составляющая — это как бы пар, и всё, — объяснил гендиректор завода.
Недавно жительница города утверждала, что на Цементном заводе якобы ночью отключают фильтры, и происходит «сброс» вредных веществ. Информацию женщина, по её словам, получила от одного из работников завода. Это администрация города также объяснила разницей температур: в холодное время года пар от предприятия кажется «объёмнее», потому что содержит капли воды.
Как на предприятии очищают выбросы?
— Есть электрофильтры. Ночью мы не выключаем их, если у кого-то возникают вопросы. Ночью они работают в обычном режиме. Если происходит сбой электроснабжения или выключается фильтр, то автоматика срабатывает и полностью останавливает линию производства цемента.
— На стоянках возле завода машины накрыты полиэтиленовой плёнкой. Это сделано, чтобы защитить машины от пыли или от солнца? — уточнил один из журналистов.
— Я не могу сказать. У каждого свои какие-то интересы: либо от пыли, либо от солнца. Так у нас в основном все работники работают и не жалуются [на экологию], — заключил Эдуард Андросов.