«Бесы» в Белгороде. В литературном музее открыли выставку амбротипов Павла Титовича

В пятницу, 7 апреля, в Белгородском литературном музее на улице Преображенской, 38 открыли выставку, посвящённую роману Фёдора Достоевского «Бесы». Увидеть «Стеклянных „Бесов“» можно до 30 июля. На выставке побывала практикант «Фонаря» Ангелина Зиброва.

Фотовыставку приурочили к 150-й годовщине публикации романа «Бесы» в журнале «Русский вестник». Белгородский фотохудожник Павел Титович взглянул на произведение Фёдора Достоевского под другим углом и представил свою интерпретацию образов героев романа. Его фотоиллюстрации раскрывают персонажей Достоевского такими, какими они могли бы быть в наших реалиях.


Кстати, Павел Титович — единственный белгородец, кто работает в стиле «амбротипия». Этот стиль отличается от обычной фотографии недопустимостью передержки, из-за чего тени изображения «затягиваются» серебром. К гостям на открытии экспозиции обратилась Наталья Гончаренко — искусствовед, член Союза художников России.

— Если обращаться к автору выставки, то Павел Титович — это знак качества. Можно не глядя идти на любую [его] выставку. Амбротипия — совершенно волшебная техника, она недоступна практически никому из нас. В это надо погрузиться, надо быть фанатом этого дела, и я очень рада, что в Белгороде есть такие люди, которые не только этой техникой занимаются, но и организовывают подобные выставки, — поделилась мнением искусствовед.

Что говорит о выставке её создатель Павел Титович?

— Павел, как у вас возникла идея создать экспозицию по мотивам романа «Бесы»?

— Мы общались с [руководством] литературного музея. Я здесь проводил некоторые мастер-классы и [специалист по связям с общественностью сектора развития музея отдела музейно-образовательной работы и развития музея] Анастасия Воронкова предложила сделать выставку. Мы начали обсуждать, кого бы я мог показать в литературном музее. До этого у меня были некоторые одиночные персонажи — я делал Дон Кихота и других литературных персонажей. Теперь же у меня возникла идея сделать побольше персонажей, а обратился к тексту «Бесов» я случайно, потому что читалроман и задумался, почему бы не взять персонажей из него.

Сначала я думал даже про «Братьев Карамазовых», но там не так много персонажей, как в «Бесах». После я начал углубляться в роман. Потом встретились с директором музея, и он показал фотографию своего красивого знакомого, и этот молодой человек стал [в нашем проекте центральным персонажем «Бесов» Николаем] Ставрогиным. С него всё началось.

Было некоторое опасение, что вдруг не получится, и я не найду столько людей, так как надо искать по описанию, но люди сами как-то появлялись, и это было здорово.

— Что вас вдохновляет на работу?

— Всё: музыка, литература, фильмы. Вдохновлять может всё, что угодно. Поэтому нет чего-то конкретного, что бы меня вдохновило именно на эту выставку. [Вдохновение] — это состояние, в котором находишься не первый год, это постоянное желание творить и чтобы из этого получалось что-то хорошее.

— Павел, как давно вы работаете с амбротипами? В чём их особенность?

— Благодаря [бывшему директору ТРК «Мир Белогорья»] Елене Васильевне Бондаренко я поехал на курсы по амбротипии к своему знакомому в Петербург. Там же я научился технике. С тех пор прошло уже пять лет, и я продолжаю работать в этом стиле. Меня всегда привлекала аналоговая фотография — не цифровая, а именно аналоговая. Я и сейчас на плёнку снимаю, но амбротипия важна, потому что она из XIX века, и «Бесы» — это тоже роман XIX века, и мы находимся в здании XIX века (речь про литературный музей — прим. Ф.).

— Всё сошлось?

— Да, вот так всё совпало.

— Вы получили с этой экспозицией Гран-при фотоконкурса «Аргус». Как вы это восприняли?

— Я был рад: хороший денежный приз, [испытал] подъём. Приятно, что мы ещё не показали этот проект, а он уже нашёл поддержку у других людей, причём даже не из нашего города. Это очень приятно и воодушевляет на дальнейшую работу. Приятно, что это поддерживается и помогает творить дальше.

— Павел, какие были ожидания от открытия выставки?

— Я даже не могу сказать, какие были ожидания, потому что мы фотовыставку сделали, и она была давно готова. Выставка — это не сказать что ребёнок, но физическое воплощение идей. Уже этого достаточно для того, чтобы развиваться дальше и думать о дальнейшей работе. Уже и неважно, как отреагируют [на выставку посетители музея].

— Последний вопрос: в какой ваш любимый персонаж в «Бесах»?

— Они все любимые. Нельзя одного отбросить и назвать. Моя работа ещё не закончена, потому что я хочу [добавить] тех [персонажей], кого пока не нашёл. Если человек [подходящий под образ персонажа Достоевского] появится, я буду снимать дальше. Мы хотим повезти эту выставку куда-нибудь ещё, чтобы показать не только Белгороду, но и Москве и Санкт-Петербургу, а может даже и другим тоже.


Как оценивает амбротипы один из участников проекта Павла Титовича?

Ещё на открытии выставке мне удалось переговорить со студентом и фотографом Владимиром Тришиным, который поучаствовал в проекте Павла Титовича.

— Владимир, воплощением какого персонажа вы стали?

— Я был в роли [Ивана] Шатова. Это центральный персонаж романа, которого убили.

— Каким образом вы узнали о проекте и решили в нём поучаствовать?

— Я с друзьями пришёл в фотогалерею имени Виталия Собровина. Оттуда мы поехали в мастерскую Павла, и он делал амбротип. Павел выбрал меня как модель. Я попозировал и позже он предложил поучаствовать в проекте «СТЕКЛЯННЫЕ БѢСЫ».

— Каково вам было быть в роли модели?

— Фотография делается несколько секунд, но чтобы запечатлеть эмоцию, мне нужно было вникнуть в образ. Также нужно было не двигаться и не дышать. Чтобы я стоял неподвижно, была определённая конструкция, закреплённая за моей головой, которая облегчала процесс. С Павлом одно удовольствие работать! Он очень грамотно рассказывает о том, как вникнуть в роль. Для меня было достаточно легко это сделать.
Текст и фото: Ангелина Зиброва

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Осуждённый за распространение наркотиков поэт Александр Савицких: «Из этой ситуации я вынес колоссальный жизненный опыт, который могу привнести в литературу»​

Осуждённый за распространение наркотиков поэт Александр Савицких: «Из этой ситуации я вынес колоссальный жизненный опыт, который могу привнести в литературу»​

Маленькая девушка в «большой литературе». В Белгороде поэтесса Анастасия Кинаш презентовала дебютный сборник «Отрывки из сонника»

Маленькая девушка в «большой литературе». В Белгороде поэтесса Анастасия Кинаш презентовала дебютный сборник «Отрывки из сонника»

«Две слезинки — и человек вновь обретает радость». Митрополит Иоанн — о Достоевском, Ефремове, преступлении и наказании

«Две слезинки — и человек вновь обретает радость». Митрополит Иоанн — о Достоевском, Ефремове, преступлении и наказании

​В Белгороде открылась фотовыставка «Обыкновенный Петербург»

​В Белгороде открылась фотовыставка «Обыкновенный Петербург»

В Белгороде ищут героев фото 70–80 годов XX века, которые представили на выставке ко Дню медработника в фотогалерее имени Собровина

В Белгороде ищут героев фото 70–80 годов XX века, которые представили на выставке ко Дню медработника в фотогалерее имени Собровина

В Белгороде откроют фотовыставку, посвящённую педагогам и наставникам

В Белгороде откроют фотовыставку, посвящённую педагогам и наставникам

Белгородские чиновники ищут «подрядчиков-спринтеров» на многомиллионные капремонты

Белгородские чиновники ищут «подрядчиков-спринтеров» на многомиллионные капремонты

«Бесплатно для Героев». Как в Белгороде кафе и рестораны угощают едой и напитками медиков и спасателей

«Бесплатно для Героев». Как в Белгороде кафе и рестораны угощают едой и напитками медиков и спасателей

«Дубовская застава» и её обитатели. История о том, как поссорились Денис Викторович и Александр Витальевич

«Дубовская застава» и её обитатели. История о том, как поссорились Денис Викторович и Александр Витальевич

В центре Белгорода разместили инсталляцию «Белгород в сердце» с зеркалом

В центре Белгорода разместили инсталляцию «Белгород в сердце» с зеркалом