«Молитва и общение с Богом помогают мне жить». Как в белгородском исправительном центре провели день милосердного отношения к осуждённым

Валерия Кайдалова и Антон Вергун побывали в исправительном центре для лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ, где провели день милосердного отношения к осуждённым. Рассказываем, как работает центр и как в нём живут осуждённые.

«Матерь Божья всегда с нами, в любых обстоятельствах»

В России есть почти 200 исправительных центров, где заключённые выполняют принудительные работы, но только в трёх регионах к заключённым применяется облегчённый режим заключения. Один из таких регионов — Белгородская область. Центр ресоциализации заключённых официально называется так: федеральное казённое учреждение «Исправительный центр № 1 УФСИН России по Белгородской области». Он появился в селе Крапивенские дворы летом 2021 года.

Сейчас в исправительном центре живёт около 200 человек. В нём отбывают наказание за преступления небольшой или средней тяжести, совершённые впервые, а также осуждённые, которым лишение свободы по решению суда заменили на принудительные работы (это виновники смертельных ДТП, неплательщики алиментов, закладчики наркотиков — прим. Ф.). Люди живут тут же, пользуются мобильными телефонами, интернетом, а в выходные дни имеют право покинуть центр, чтобы увидеться с семьёй и друзьями. Все осуждённые трудоустроены на мясоперерабатывающем предприятии, расположенном недалеко от центра.

11 января в центре провели день милосердного отношения к осуждённым. Его посетил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Кстати, в центре уже есть молельная комната, где священнослужители проводят службы и религиозные беседы с заключёнными, но в дальнейшем рядом с центром намерены построить церковь иконы Божьей матери «Споручница грешных». Митрополит Иоанн освятил закладной камень на месте, где появится храм.

— Я очень рад тому, что в рождественские дни, в святые дни, мы освятили закладку храма иконы Божьей матери «Споручница грешных». Матерь Божья всегда с нами, в любых обстоятельствах. Когда мы грешим и уходим от Бога, она как заботливая мать всё равно молится о нас и возвращает на путь истинный, путь жизни. Я рад, что благодаря инициативе Владимира Федоровича [Зотова] создан уникальный центр, который является примером для всей России. Здесь действительно можно полностью восстановить [заключённых] во всех правах человека, и после прохождения наказания данного судом они могут войти в жизнь в полноте своей, так как этот центр помогает адаптироваться и избрать истинный путь жизни, — обратился митрополит к осуждённым.

Затем заключённым раздали сладкие новогодние подарки от митрополии.

— Все мы дети, так что будем как дети, — добавил митрополит Иоанн.

Скольким людям заменяют наказание на принудительные работы?

В исправительном центре провели совместную конференцию сотрудников УФСИН и митрополии. Здесь обсудили сотрудничество организаций, работу центра и то, как прошёл день милосердного отношения к осуждённым.

— Всего на сегодняшний день в исправительных учреждениях функционирует десять православных храмов, которые окормляют 22 священника белгородской митрополии. Всегда есть возможность проведения молебнов в дни церковных праздников для заключённых, а также религиозных бесед, рассказывающих о сути православной веры. Священники регулярно посещают исправительные учреждения и следственные изоляторы, где проводят духовно-нравственные мероприятия... Администрация исправительных учреждений во взаимодействии со священнослужителями провела огромную работу по воспитанию лиц, преступивших божественные и человеческие законы. Она призвана добиваться от осуждённых законопослушания и приведения их к нормальной жизни в обществе, — высказался временно исполняющий обязанности начальника УФСИН России по Белгородской области Александр Калугин.

Одна из возможностей ресоциализировать заключённых — направить их в религию. Например, для профилактики и предупреждения рецидивов осуждённым транслируют по сети кабельного телевидения ролики с выступлениями представителей русской православной Церкви, где говорится «о законопослушном образе жизни для формирования у осуждённых правильных жизненных ориентиров». Также для заключённых проводят богослужения и катехизические беседы (духовно-просветительская деятельность для приобщения людей к нормам христианской жизни — прим.Ф.) . Кроме того, в местах лишения свободы, запустили религиозную радиостанцию «Вера», которая вещает во всех исправительных учреждениях региона.

— Совместными усилиями численность осуждённых, состоящих в православных религиозных общинах, постоянно растёт. На сегодняшний момент их число достигает 216 человек. Такие осуждённые стремятся к исправлению и соблюдают определённые законом требования. В результате чего 123 осуждённых поощрены руководством учреждений: 60 из них переведены в облегчённые условия отбывания наказаний, 24 — освобождены условно-досрочно, 80 лицам неотбытая часть наказания заменена более мягкими наказаниями, а 11 осуждённых перевели в колонию-поселение, — сообщил временно исполняющий обязанности начальника УФСИН России по Белгородской области.

По информации Калугина, количество осуждённых, которым неотбытую часть наказания заменяют принудительными работами, в регионе растёт с каждым годом. В 2022 году замену наказания сделали 201 осуждённому.

«В местах лишения свободы хочешь-не хочешь, но начинаешь верить»

Журналисты пообщались с несколькими заключёнными, которые отбывают наказание в исправительном центре. Один из них — Александр, который в колонии должен провести 7,5 лет. Четыре года мужчина провёл в колонии строгого режима, а потом его направили в исправительный центр, где он уже пробыл полтора года. На свободу Александр выйдет через 2,5 года.

Сейчас Александр работает на сельскохозяйственном заводе помощником приёмщика скота, получает зарплату на собственную карту и откладывает часть из неё на свои нужды, а другую часть отправляет семье. В центре мужчине, как и другим заключённым, разрешают пользоваться мобильной связью, интернетом и смотреть телевизор. Также осуждённые могут самостоятельно покупать себе одежду и обувь. Униформы в центре нет. Кроме того, заключённые сами покупают продукты и готовят еду, а живут они в комнатах по типу общежития по 4–6 человек в каждой.

— Нам поступает живая скотина, которую мы выгружаем из машины и подаём непосредственно на завод на разделку. На работе к нам относятся так же, как и к вольным людям. Мы работаем наравне, никто не оскорбляет нас, не унижает. Нам выписали заработные карты, куда перечисляется зарплата. Также нам платят квартальные премии, если работать без больничных. Я уже год работаю без больничных, и каждый третий месяц я получаю премию. Деньги, которые мы получаем, полностью в нашем распоряжении. В первую очередь, я откладываю их на свои нужды, потому что мы здесь всё-таки живём за свой счёт, покупаем необходимую еду, одежду, а все остальные деньги отправляю жене и ребёнку или другим родственникам.

В центре мы живём по распорядку дня, потому что это исправительное учреждение, но в выходные дни нас отпускают в город, и мы можем съездить за продуктами, встретиться с родными, близкими, друзьями, провести время и вернуться обратно. Если сравнивать с колонией строгого режима, где я сидел раньше, я полностью доволен, — поделился Александр.

После освобождения заключённые могут продолжить работу в тех местах, куда их распределили на принудительные работы. Как говорит Александр, несколько его соседей по комнате уже освободились и остались работать на заводе. Сам он пока не знает, что будет делать дальше. По его словам, «ему ещё очень много сидеть».

— Практика того, чтобы оставаться на работе есть, но я не местный, поэтому я пока не знаю, что я планирую, и мне ещё очень много сидеть. Я сам из Калужской области, поэтому я не знаю, но по практике люди остаются. Все, кто со мной жил в комнате, уже устроились, двое до сих пор работают. Они устроились заново, и у них идёт испытательный срок, как у вольного человека. Им так же платят зарплату, так же принимают на работу, никаких вопросов нет. Если человек работает, то к нему относятся на должном уровне, — продолжает мужчина.

Если говорить о вере, Александр сообщил, что он «верующий человек, но не набожный», но, когда в центр приезжают священники, он участвует в службах.

— Всё-таки в таких заведениях хочешь-не хочешь, но начинаешь во что-то верить. У меня мама очень верующая, она меня на этом воспитывала, и я придерживаюсь этой веры дальше. К нам на все праздники приезжают священники, проходят службы. Мы все туда ходим, но это всё по желанию, никто никого ни к чему не принуждает, — объясняет заключённый.

«По сравнению со строгим режимом я ощущаю себя свободным человеком»

Другому заключённому Дмитрию недавно разрешили проживать вместе с семьёй — женой и двумя дети — за пределами центра, а раз в год он, как и другие заключённые, получает 18 дней отпуска, которые он может полностью провести вместе с близкими. Дмитрий уже провёл пять лет в колонии строгого режима из девяти. В исправительном центре он должен отбыть ещё два года.

— За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду оказался здесь в исправительном центре. Моя статья [по которой я отбываю наказание] подразумевает от восьми до 15 лет лишения свободы. Я отбыл почти пять лет в колонии и четыре года я «привёз» сюда. Тружусь уже два года на принудительных работах. Здесь по сравнению со строгим режимом я ощущаю себя более свободным человеком, могу видеться с семьёй и работать как человек. Выходные я провожу с семьёй, отпуск я тоже могу провести с близкими. Раз в год нам дают отпуск на 18 дней: можно ездить домой к семье, проводить с ними время. Ещё за хорошее поведение администрация отпускает на проживание с семьёй вне центра. Я уже могу так жить. Сейчас я продолжаю работать на заводе и отмечаться в центре, — рассказывает Дмитрий.

Мужчина надеется на условно-досрочное освобождение и строит планы на будущее вместе со своей семьёй. В этом ему, по его словам, помогает христианская вера, к которой он пришёл уже в местах лишения свободы.

— Вера и семья занимают первое место в моей жизни. Верующим я стал уже здесь. Я верил и раньше, но почувствовал Господа такими скорбями и пришёл к нему уже здесь. Сейчас я искренне верую, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь. Я не один такой в центре. Всем в душу не заглянешь, но я замечаю, что люди ходят в комнату, молятся, мы вместе собираемся, читаем утренние и вечерние молитвы. На будущее я хочу освободиться по УДО и дальше заниматься семьёй, жить, работать, обеспечивать семью, ходить в храм. Без веры никуда. Сейчас молитва и общение с Богом помогают мне жить, — заключает осуждённый.
Валерия Кайдалова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

«Все [Роскомнадзоры] заканчиваются мирными переговорами, но вопрос — сколько жизней будет отнято?». Белгородская митрополия и областное правительство будут сотрудничать

«Все [Роскомнадзоры] заканчиваются мирными переговорами, но вопрос — сколько жизней будет отнято?». Белгородская митрополия и областное правительство будут сотрудничать

Белгородская митрополия рассказала о праздновании Рождества

Белгородская митрополия рассказала о праздновании Рождества

Рождественское послание митрополита Иоанна-2023

Рождественское послание митрополита Иоанна-2023

«Церковь не должна становится придатком власти». О чём белгородцы спрашивали митрополита Иоанна

«Церковь не должна становится придатком власти». О чём белгородцы спрашивали митрополита Иоанна

В Белгород с концертом приедет Юлия Чичерина

В Белгород с концертом приедет Юлия Чичерина

Белгородский митрополит предложил, как избавиться от негатива после реконструкции улицы Щорса

Белгородский митрополит предложил, как избавиться от негатива после реконструкции улицы Щорса

Митрополита Иоанна назначили руководителем Центра поддержки миссионерских станов

Митрополита Иоанна назначили руководителем Центра поддержки миссионерских станов

«Погребальный саван карманов не имеет». Митрополит Иоанн — про приметы времени после начала «спецоперации на Украине», самопожертвование и ум

«Погребальный саван карманов не имеет». Митрополит Иоанн — про приметы времени после начала «спецоперации на Украине», самопожертвование и ум