Жители дома по улице Лермонтова, 19а в Белгороде недовольны своим домом с начала его сдачи в эксплуатацию в 2015 году. После скандала дом сменил управляющую компанию, и теперь вместо «Экомир ЖБК-1» им занимаются сотрудники УК «МАРСс» (Мобильная Аварийно-Ремонтная Служба), однако персонал остался прежним, потому что перешёл в новую УК. В частности, учредителем «Марса» является бывший главный инженер «Экомира» Артём Кряков. О взаимоотношениях между обеими УК мы подробно рассказывали ранее.
Жительница дома Екатерина рассказала, как начался у жителей конфликт с УК.
— К прошлой управляющей компании («Экомир ЖБК-1 — прим. Ф.) у нас были претензии, связанные в первую очередь с несуществующими долгами за электричество. Тогда жители объединились и начали вникать в проблемы дома. Наш дом не сразу передали в УК после его ввода в эксплуатацию в 2015 году, поэтому мы платили за электричество, когда ещё не было управляющей компании. Потом она появилась, но счета за электричество, якобы долги, нам всё равно выставили — по 7–8 тысяч. Мы начали с «Экомиром» из-за этого воевать, — поясняет Екатерина.
По её словам, в ноябре 2021 года застройщику Юрию Махортову, его жене, дочери и строительной компании «Стройтэкс», где он работает генеральным директором, принадлежало примерно 30 процентов квартир в доме. Юрий Махортов участвовал в голосовании дома, и своим количеством голосов не давал перейти дому к другой управляющей компании.
— Надеюсь, хотя бы через пять лет Махортов выставит квартиры на продажу, и хоть как-то 51 процент собственников появится. В прошлом году мы пытались организовать собрание, но не смогли, а УК смотрит на нас и делает всё, что хочет, — сетует собственница жилья.
В доме на улице Лермонтова, 19а нет лифта, хотя он шестиэтажный. По словам Екатерины, чтобы не устанавливать лифт, застройщик на пятом этаже сделал двухуровневые квартиры, а после сдачи дома в эксплуатацию разделил этажи.
— Махортов построил шестиэтажный дом, а на пятом этаже сделал двухуровневые квартиры, так что дом формально считался пятиэтажным. Но как только дом ввели в эксплуатацию, застройщик верхние квартиры разъединил: теперь у нас есть квартиры под номерами, к примеру, 152 и 152а. Получается 184 квартиры, а на сайте управляющей компании по-прежнему написано, что в доме 152 жилых помещения. С 2015 года дом в эксплуатации, а они даже не знают, сколько квартир у них находится здесь! — негодует Екатерина.
Помимо лифта, в доме у некоторых квартир нет почтовых ящиков — почту кладут на почтовые ящики других жильцов. Кроме того, в подъезде не открываются окна. Также отсутствуют тамбурная дверь и дождевые ливнёвки, зато есть разрушенный в подъезде потолок, разбитая фасадная плитка и следы цемента, не отмытые после строительства.
— На улице у нас установлена плитка, но она сломалась из-за машин, которые завозили строительные материалы для ремонта помещений на цокольном этаже. Мы жаловались УК на разбитую плитку, а они присыпали её песком и сказали, что проблема устранена, — поделилась жительница.
Ещё в последние месяцы в доме часто засоряется канализация — оказалось, что канализационные сети не принадлежат дому, поэтому проблемы с ней решить сейчас не могут. В декабре 2021 года УК передала документы в администрацию, но до сих пор участок канализационных сетей не передан «Белоблводоканалу».
— У нас вообще нет придомовой территории. Даже тротуарная плитка дому не принадлежит: максимум — лестница в подъезд. Канализация засоряется четвёртый-пятый раз за два месяца, хотя раньше таких проблем не было, — рассказала Екатерина.
Собственники неоднократно отправляли обращения в администрацию города, области, управление госжилнадзора и в губернаторский проект «Решаем вместе!» через «Госуслуги», и вот что им отправили в ответ на сообщения о проблемах с канализацией.
— Перебои в работе системы водоотведения, построенной в рамках технологического присоединения данного дома к городской централизованной сети водоотведения, связаны с отсутствием надлежащей эксплуатации по причине непередачи застройщиком объектов водопроводно-канализационного хозяйства указанного дома в установленном порядке в специализированную организацию ГУП «Белоблводоканал». Сети водоотведения указанного дома включены в перечень объектов инженерной инфраструктуры, собственники которых не определены, на территории города Белгорода, для организации работы по постановке бесхозяйного имущества на государственный кадастровый учёт, предусмотренным действующим законодательством. Передача сетей в собственность Белгородской области и хозяйственное ведение ГУП «Белоблводоканал» носит длительный характер. ООО «МАРС» и МБУ «Управление Белгорблагоустройство» в августе текущего года выполнены работы по прочистке колодцев дворовой сети канализации. В настоящее время работоспособность сети восстановлена, — заявлено в ответе на обращение.
Также у собственников, по словам жительницы, есть переплаты за общедомовые нужды, в частности за освещение в подъезде.
— Каждая квартира платит по 200–400 рублей за две несчастные лампочки, горящие в коридоре на каждом этаже, — объяснила Екатерина.
Энергетики объясняют это задолженностями по оплате счётчиков, но Екатерина не согласна с ними.
— Счётчики у всех жителей стоят в квартирах. По законодательству, если проверяющих из «Белгородэнерго» не пускают снять показания со счётчиков, то они составляют акт недопуска и начисляют сумму по нормативу. Это никому не выгодно, поэтому собственник, конечно, пустит проверяющего в квартиру, чтобы платить меньше. Но почему-то энергетики отказываются проверять счётчики и говорят, что мы не платим за свет. Но ведь не может половина дома не платить за свет, чтобы зачисления за эти лампочки были настолько большими! — рассказывает Екатерина.
При этом жительница дома показала квитанции: в квитанциях обычных собственников указана площадь помещения, из которой начисляется стоимость за содержание, а в квартирах застройщика площадь и сумма оплаты почему-то равны нулю.
По словам Екатерины, управление жилищного надзора Белгородской области на обращения жителей отправляет одинаковые «отписки». Например, замначальника управления Виталий Ильинов считает, что собственники переплачивают за электроэнергию, потому что не передают показания счётчиков. Тем временем жители утверждают, что это не так.
— Повторно рекомендуем собственникам помещений МКД №19а на общем собрании принять решение об уполномоченном лице по исполнению требований пп. к (1) п.33 Правил №33, которое ежемесячно предоставляла данные показания всех собственников помещений в обслуживающую организацию для более корректных начислений услуги электроэнергия ОДН или информировать всех собственников помещений МКД №19а самостоятельно передавать показания ИПУ в адрес обслуживающей организации в соответствии вышеуказанными пунктами Правил № 354 для более корректного определения объемов ОДН. Благодарим Вас за Вашу активную гражданскую позицию и неравнодушное отношение к проблемам содержания общего имущества дома, — сказано в ответе администрации на обращение Екатерины.
Собственники несколько лет пытаются провести собрание, чтобы улучшить ситуацию в доме, но им не хватает голосов.
— Раз в год УК на сайте публикует отчётность, где пишет цифры, не объясняя, откуда они взялись. Например, там сказано, что на «текущий ремонт» потрачено 300 тысяч. Какой текущий ремонт? Что они под этим подразумевают? Проведите собрание, давайте поговорим. У нас перед подъездом всего лишь две клумбы, а мы, может, хотим деревья посадить, лавочки поставить. Может, даже согласны за это дополнительно заплатить. Самое обидное, что никто в городе ничего не может сделать. УК подчиняется только жилнадзору, а жилнадзор молчит. Я не знаю, почему администрация приняла дом в таком виде, ведь он не соответствует нормативным требованиям, — утверждает Екатерина.
Кроме того, изначально квартиры продавались с видом на детский сад, однако теперь строение переделывают в жилой дом — жители недовольны этими изменениями, ведь инфраструктура улицы и виды из окна также влияли на цену жилплощади при покупке.
— Во дворе дома стоит трёхэтажное здание, которое строил тот же застройщик Махортов как детский сад. Он даже ввёл его в эксплуатацию — это был платный детсад с одной-двумя группами, хотя само здание большое. Пару лет садик стоял пустой, а в прошлом году туда заселили мигрантов, которые работали в благоустройстве. Сейчас здание активно разбирают. На наши вопросы отвечают: «Идёт ремонт», хотя есть документ реконструкции, где написано, что вместо сада будет жилой дом, — делится переживаниями жительница.
И действительно: в проектной документации дома на улице Лермонтова 23 — напротив Лермонтова 19а — сказано, что планируется реконструкция существующего здания, а также приведены детальные исследования земельного участка и план по строительству жилого дома.
Своим мнением по поводу работы УК «Марс» поделилась ещё одна женщина по имени Галина, которая является соседкой Екатерины.
— Работой УК «Марс» недовольна: она не работает с нашим домом и ни в чём не помогает. У нас, жильцов дома, нет никаких прав: мы не можем избрать домовой комитет, выбрать старшего, поэтому некому представлять наши интересы. С УК все вопросы решает застройщик Махортов, который до сих пор не продал многие квартиры.
Проблем в доме очень много: нам начисляются неадекватные суммы ОДН; уборка в подъездах не делается как положено; придомовая территория — это просто позор: плитка кладбищенская, а не тротуарная, с буграми и выемками. Сам дом выглядит со всех сторон так, что страшно смотреть.
Когда мы вселялись, то видели, что работа идёт — думали, что заселится дом, и всё будет красиво, как и положено в городе Белгороде, который славится своими красивыми улицами и домами. Но застройщик так и не закончил работы и ничего не исправил. Мы писали много обращений от жильцов в разные инстанции, но проблемы не решаются, получаем одни отписки. Я за то, чтобы сменить УК. На «Марс» нет надежды, — возмутилась Галина.
Её мнение поддержала Лидия, жительница дома по улице Лермонтова, 19а.
— За 60 лет жизни я управляющей компании хуже не видела... Все жители ими ужасно недовольны. В нашем доме нет лифта, мусоропровода, в подъездах грязно, в доме снаружи и а подъездах идут трещины по стенам. Потолки провисают, рушатся. Вода с крыш течёт прямо под дом, там всё размыло — даже ступеньки уже ведёт.
Куда мы ни обращались, всё покрыто мраком. Все тянут резину: то COVID-19, и ходить никуда нельзя, то на адрес другой отсылают, то ещё что. Люди уже устали писать. Всё было организовано под руководством Кудлаева (Виталий Кудлаев — бывший директор «ЖБК-1», бывший учредитель «Марса» — Ф.). За что он ни возьмётся — везде на него заводят уголовные дела (в настоящий момент в суде рассматривается одно уголовное дело в отношении Виталия Кудлаева, мы рассказывали о нём ранее здесь — прим. Ф.). Вроде, он здесь теперь больше никто, но постоянно нашу компанию контролирует. Дом превращается в бомжатник, а деньги берутся как за элитный многоэтажный дом, где всё делается. Я поражена, как дом приняли с такими страшными нарушениями, — поделилась мнением Лидия.
Жители дома продолжают писать обращения в администрацию, чтобы разобраться с управляющей компанией и проблемным застройщиком. «Фонарь» будет следить за развитием событий. Также напоминаем, что в случае если УК «МАРС» или сотрудники управления Госжилнадзора по Белгородской области или других ведомств захотят представить свою позицию по поднятым проблемам, они могут это сделать, связавшись с редакцией по электронной почте [email protected] и предоставив свой контактный телефон.