Людмила, 52 года
— О «Содружестве» я узнала от мужа: он спокойно вносил и снимал деньги с 2016 года, поэтому решила последовать его примеру. Наш сын собирался жениться, и я хотела накопить для него хотя бы 100 тысяч, так что положила деньги в КПК — в будущем без проблем забрала накопления. Раз всё прошло хорошо, мы с мужем продали нашу секцию в общежитии за 2,7 миллиона рублей, чтобы положить деньги на счёт, а затем купить сыну квартиру. Периодически ходила в «Содружество», докидывала то тысячу, то две — собирала деньги по крупицам.
Мой сын уже давно просил меня снять все деньги и не рисковать. Помню, в феврале 2022 года пришла в «Содружество» и спрашивала у учредителя Александра Кийко: «Что делать, снимать ли деньги?». В ответ он ласково похлопал меня по плечу и сказал: «У нас всё отлично, нет никаких трудностей. Не переживайте, купите вы сыну своему квартиру, даю стопроцентную гарантию. Деньги забирать не нужно». Уже дома мне подумалось, что надо было просить у него письменное заверение.
24 мая я пошла в «Содружество», чтобы положить ещё тысячу рублей, но офис был закрыт. На двери две бумажки: «Технический перерыв» и уведомление о каком-то собрании, которое пройдёт 27 мая. Я стала звонить руководству КПК — трубку никто не брал. Встретила около офиса знакомую, которая и рассказала, что все сейчас пишут заявления [в полицию]. Сейчас вот собираю документы, буду подавать иск в суд.
До Валерия Абрамова, совладельца кооператива, я дозвонилась только с 25 раза, а в ответ услышала: «Вы заявление не подавайте и в суд не ходите, хуже только себе сделаете».
Из полиции меня направили в ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями — прим. Ф.), а там сказали: «Вы же в пирамиду попали!». Но если они знали, что это пирамида — почему нас не предупредили, почему всё это допустили? Даже о закрытии кооператива никто не сказал. Мне не звонили ни из полиции, ни из КПК — узнала об этом случайно. Не знаю, что сейчас делать. Мы остались без средств к существованию. «Содружество» должно нам 2,7 миллиона рублей.
Виктор, муж Людмилы, 54 года
— В «Содружестве» я [состою] с 2016, был одним из первых пайщиков. О КПК узнал из рекламы по телевидению и в газетах, тогда её крутили постоянно. Позвонил Кийко, он заверил: «Мы занимаемся металлом, у нас всё серьёзно». Я положил деньги, а спустя четыре года забрал 4,6 миллиона рублей, купил нам квартиру. В этот раз оформили договор на жену, но она пришла — всё закрыто. Сразу пошли в полицию, ОБЭП и суд.
Возмутительно, что ещё неделю назад я видел их рекламу. Еженедельно мы созванивались с Кийко, часто приходили в «Содружество» лично. Каждый раз нам говорили, что всё в порядке.
В ОБЭП рассказали, что после образования финансовой дыры в декабре 2021 года кооператив не имел права собирать деньги — только выдавать. Они, получается, забирали их себе в карман. Сейчас Кийко уже вне города, его вряд ли найдут. Собираем документы в суд, чтобы нам возместили ущерб.
Александр, 54 года
— Я инвалид по зрению первой группы. О «Содружестве» узнал от соседа из коммунальной квартиры — у него там всё было нормально. В 2020 году положил в КПК деньги, но в 2022 брал кредит, и мне потребовалось часть снять. Кооператив выдавал накопления неохотно, приходилось с ними ругаться. Сотрудники оправдывались кризисом, каждый раз обещали отдать деньги «завтра». С трудом, но кредит выплатил.
Посмотрел на всё это — и решил покинуть «Содружество». 5 апреля закрыл счёт, в течение месяца должны были выдать остаток, но теперь ничего не работает. Я не знаю, что делать. С помощью помощницы везде написал заявления. Наверное, буду ждать, пока выплатят долг через суд.
«Содружество» должно мне 900 тысяч рублей. Мне стыдно, что так случилось.
Екатерина, дочь пайщика, 43 года
— Сама я не пайщик — мой отец, пенсионер, в 74 года стал членом этого «прекрасного кооператива». Рассказал о проблемах только 25 мая: ему должны были прийти проценты, однако не пришли. Я сразу всё поняла и отправила нужные заявления: в КПК, ОБЭП и суд, юристы с работы помогли оформить документы.
На звонки руководство «Содружества» не отвечает, я поехала в офис, но он закрыт... Уверена, деньги мы вернуть всё-таки сможем. «Содружество» должно отцу 1 миллион рублей.
Валерий Абрамов, совладелец КПК «Содружество»
— С Александром Кийко я познакомился в 2014 году — он пригласил меня работать менеджером по номенклатуре металлопроката. Со временем меня уговорили стать председателем кооператива. До недавнего времени я думал, что всё в порядке. Однако Центробанк провёл проверку и выяснил, что в «Содружестве» много финансовых нарушений (мы упоминали об этом в своей первой публикации о КПК «Содружество» — прим. Ф.). Кийко дали 90 дней, чтобы решить все проблемы, однако за это время он собрал деньги и сбежал.
Именно Кийко был исполнительным директором и занимался финансами. Я не знал о проблемах до тех пор, пока их не раскрыл Центробанк. В фирме я ничего не решал. Теперь у нас работает только режим выплаты денег, потому что сбор запретили ещё в марте.
Всё очень сложно. ОБЭП заморозил работу — я остался один, меня кинули на амбразуру. Оказалось, Кийко за моей спиной уволил весь персонал. Шанс восстановить работу есть, ходатайство написано, — поделился Валерий Абрамов.
Что дальше?
27 мая в офисе «Содружества» прошло собрание пайщиков. Валерий Абрамов попросил всех пришедших заполнить документы, в которых пайщики соглашаются дать соучредителю доступ к данным, изъятым ОБЭП вместе с компьютерами. Тогда, по его мнению, будет шанс вернуть их деньги.
Кроме того, на собрании была продемонстрирована расписка Александра Кийко, которую он написал после проверки Центробанка. В ней он обещает возместить долги.
— В дополнение к ранее мною данным пояснениям, хочу заверить, что обязуюсь обеспечить наличие в кассе КПК «Содружество» к дате 31 марта 2022 года до дня установленных ограничений финансово-хозяйственной деятельности организации денежных средств в размере 121 938 571,93 (сто двадцать один миллион девятьсот тридцать восемь тысяч пятьсот семьдесят один рубль девяносто три копейки), — говорится в расписке за подписью Кийко, которую он написал в декабре 2021 года.
— 26 апреля Кийко был объявлен в розыск, на него заведено уголовное дело. Но мы соберём новое управление — 30 июня пройдёт ещё одно собрание. Время и место определим позже. Моя задача — это восстановить хозяйственную деятельность организации, — поделился с «Фонарём» Валерий Абрамов.
Мы продолжим следить за историей с КПК «Содружество». Напомним, что сейчас полиция проводит проверку, так как 15 человек написали заявления о незаконных действиях сотрудников КПК «Содружество».