В Белгороде прошло официальное открытие «Центра полезной занятости» на базе центра дополнительного образования для детей «Юность». В нём ребята с ментальными особенностями при поддержке педагогов занимаются в трёх мастерских: швейной мастерской, художественной и мастерской декоративно-прикладного творчества. В городе центр появился при поддержке благотворительного фонда «Каждый особенный».
— Это проект для взрослых ребят с ментальными особенностями, которые большое количество времени сидят дома, и в их жизни ничего не происходит. Они оказались в четырёх стенах, поскольку школа закончилась, и дальше пока что, к сожалению, общество им ничего не предлагает. Для них нет профессий, нет адаптированных условий. Мы открыли первую в области мастерскую, в которой ребята могли бы приходить и проводить осмысленный рабочий день. Наши планы на самом деле очень амбициозные. Мы планируем, что ребята буду производить здесь швейную и художественную продукцию на продажу на внешнем рынке, а средства будут идти на развитие этого центра, расширение количества мастерских и создание других центров, — рассказывает основательница и президент благотворительного фонда «Каждый особенный» Наталья Злобина.
В будущем руководство центра планирует создание собственного мерча и развитие программы трудоустройства студентов.
— Мы хотим внедрять программу трудоустройства студентов. Это, если коротко сказать, защищённые мастерские, когда ребята могут работать в центре, но работодатели предоставляют им квоты. Либо мы предполагаем, что, если мы разовьём потенциал ребят и улучшим их коммуникативные навыки, то они смогут работать на внешнем рынке работодателей с определённой поддержкой, говорит Наталья.
Пока студенты центра привыкают к программе занятий. Они выполняют простую работу, изучают техники рисования и шитья, определяются с тем, что им больше нравится делать. При этом студенты «Центра полезной занятости» успели поучаствовать в ярмарке «Блошка», для которой они шили своими руками флажки. Гости открытия центра также смогли оценить старания студентов, каждому ребята вручили сшитую своими руками подставку под горячее, а также нарисовали открытку.
Сейчас мастерские посещают восемь ребят от 17 до 20 лет, но, как рассказывает Наталья Злобина, в будущем центр планирует принять до 25 студентов от 15 до 25 лет и даже старше.
— Сейчас у нас восемь студентов. Когда мы приглашаем семью, мы не знаем, какой придёт взрослый ребёнок, в каком состоянии и с какими навыками. У нас есть сложные ребята, которые занимаются индивидуально. Нам очень важно, чтобы качество сопровождения этих ребят не снижалось. Когда слишком много студентов, сотрудники не справляются, поэтому мы подходим к этому очень скрупулёзно, собеседуем каждого, все тестируются, анкетируются. В будущем мы предполагаем разные смены, потому что надеемся, что сможем вместить до 20-25 студентов. Семей много, проект очень востребованный. Мы предполагали, что у нас будут заниматься студенты от 15 до 25 лет, но сегодня уже есть запрос от взрослых, которым 35-38 лет, которым тоже некуда деваться, — поясняет президент благотворительного фонда.
Уже сейчас в центре есть взрослые студенты, которые закончили школы и колледжи, но работу найти не могут. Одна из них — Эля. Ей 20 лет, у неё есть образование повара, она увлекается фотографией, рисованием, снимает видео в приложении «Лайк», и уже успела подружиться с другими ребятами из центра.
— Я люблю снимать видео, выбирать туда музыку, эффекты. Я уже давно хожу в центр, хорошо общаюсь с тьюторами, они нам помогают, но мы всё делаем сами. Мы уже шили прихватки, подстаканники, рисовали портреты и пейзажи. Мне нравятся обе мастерских: и художественная, и швейная. Я уже давно закончила школу, после неё я училась в техникуме на повара, потом я искала и сейчас ищу работу, езжу в центры занятости, — рассказывает Эля.
Пока в листе ожидания на место в центре стоит 40 ребят со всей области. Желающие есть в Белгороде, Дубовом, Шебекино, Строителе. Ребят в центр принимают в несколько этапов.
— Как правило, родители ребят либо лично обращаются в фонд, либо пишут в социальные сети. Дальше они заполняют анкету, мы проводим собеседование и формируем некий лист ожидания, потому что все ребята у нас принимаются по этапам для того, чтобы был очень гибкий щадящий процесс адаптации, — говорит Наталья Злобина.
Сейчас у студентов центра только закончился первый адаптационный этап. В октябре начнётся второй. Пока они делают несложные вещи, изучают мастерские и определяются, что им больше нравится.
Воспитанников сотрудники центра называют студентами, но отмечают, что ребята в него не зачисляются, как в колледж или университет, просто они уже взрослые, и это уместное обращение к ним .
— Мы называем наших ребят студентами, но они сюда не зачисляются как в высшее образовательное учреждение, просто они взрослые. Они уже не школьники, а условно студенты «Центра полезной занятости», полезных мастерских. Нам бы хотелось, чтобы ребята могли работать¸ зарабатывать и приносить пользу обществу, быть самостоятельными. Но мы также понимаем, что есть определённая категория ребят, которые уже имеют статус недееспособных и пропустили за свою жизнь всю своевременную качественную помощь. В силу своих особенностей есть ребята, которые никогда не смогут работать официально в рамках трудовых отношений, но взрослый человек не должен сидеть дома и инвалидизировать.
Сейчас в «Центре полезной занятости» работают девять сотрудников, из них три ассистента-педагога, педагог-психолог, педагог-организатор и мастер по рисованию. Каждый из них проходил специальное дополнительное обучение для работы с детьми с ментальными особенностями, которое профинансировал фонд «Каждый особенный».
— В обязательном порядке все педагоги, в том числе и руководители центра «Юность», прошли дистанционное обучение по использованию правильных поведенческих подходов для работы с ребятами с ментальными особенностями. Это нужно для понимания их трудностей, того, как должен быть организован их день, с учётом их особенностей. Это визуальная поддержка, программа коммуникации, с которой начинается утро, круг — вечером, когда ребята делятся, как прошёл их день, какие у них планы. Все эти программы направлены на то, чтобы потенциал наших студентов развивался не только практически, но и коммуникативно, что является для них самым важным. В этом проекте у нас также задействован куратор из Москвы — эксперт, который имеет большой опыт работы с ребятами с ментальными особенностями.
Часть софинансирования центра взяла на себя белгородская администрация. В частности, например, они оплачивают работу его сотрудников. «Каждый особенный», в свою очередь, оснастил мастерские оборудованием и фурнитурой.
Помимо трёх мастерских в «Центре полезной занятости» также есть сенсорная комната, где ребята могут отдохнуть или пообщаться с психологом. В ней —эргономичные кресла и успокаивающие световые элементы, а также противошумные наушники, которые нужны для чувствительных к шумам ребят.
— Когда ребята занимаются, так или иначе идёт какой-то рабочий процесс, и есть работы, которые кому-то сложно выполнить. Сюда можно прийти посидеть в тишине со своим ассистентом, просто отдохнуть, немного прийти в себя, снизить стресс. Ещё у нас есть взрослые ребята, у которых довольно сложное поведение. Им такие перерывы нужны каждые полчаса, и у них есть место, где они могут просто посидеть, собраться с мыслями и вернуться к своим заданиям.
Разных событий внешней среды бывает очень много для ребят с ментальными особенностями. Например, Саша ждал, что на занятие придёт Элеонора, а Элеонора не пришла, потому что приболела, и у Саши случился стресс. Для него предсказуемый план очень важен. Саша расстроился и никак не может включиться в занятие, тогда психолог приходит с Сашей в сенсорную комнату, объясняет ему причины, может посидеть, успокоиться, поговорить, рассказать, что Элеонора вернётся через неделю, и всё будет хорошо. Таких обстоятельств у ребят очень много, и им нужно место, где бы они приходили в себя и немного отдыхали от внешнего мира, — объясняет Наталья Злобина.