На руководителя комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области Елену Ковальчук завели уголовное дело. Поводом для заведения дела стали нарушения, которые комиссия допустила при принятии тарифа на воду и вывоз мусора. 11 мая Ковальчук была уволена со своей должности (а вместе с ней по другим причинам ещё два человека — начальник управления капстроительства Сергей Борзасеков и руководитель «Дирекции ЮЗР» Александр Славкин), а соцсетях стали распространяться посты, что «врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков уволил некомпетентных чиновников».
Фактически Ковальчук была последним человеком, который своей подписью утвердил новые тарифы на воду 26 декабря 2019 года. После этого тариф на водоснабжение в Белгороде и Белгородском районе увеличился с 17,59 до 25 рублей за кубометр. А теперь она стала единственным фигурантом уголовного дела, который будет за это отвечать. Мы решили привести слова других чиновников и депутатов (наверное, если Ковальчук признали некомпетентной, то в данном случае это будут компетентные люди), которые голосовали и убеждали людей, что необходимо повысить тарифы на водоснабжение и водоотведение.
Администрация Белгородского района и «Белводоканал»
7 июня 2020 года депутаты Белгородского района поддержали предложение правительства и руководства ГУП «Белводоканал» увеличить тариф на воду на 42 процента, а на водоотведение — почти на 31 процент. Руководитель «Белводоканала» Сергей Тараканов мотивировал это тем, что предприятию не хватает денег на своевременную замену сетей, содержание скважин, ремонт помещений и так далее.
— Мы должны менять как минимум два процента сетей каждый год. И это приблизительный расчёт. По факту мы меняем лишь полпроцента. Мы в четыре раза меняем меньше, чем это нужно по плану, не говоря о том, что появляются аварийные ситуации. Рост тарифа нужен для того, чтобы мы могли получить необходимые денежные средства, и хотя бы укладываться в существующие нормы, — говорил тогда Сергей Тараканов. — Полностью дыру мы не заткнём. Но мы сможем выйти из того пике, в которое сейчас вошли. Остальную сумму будем закрывать дополнительными доходами. По крайней мере, будет на что опереться. Сейчас мы катимся вниз.
Тараканов утверждал, что в каждом районе складываются свои цифры, но все тарифы экономически обоснованы. Его поддерживал бывший глава Белгородского района Анатолий Попков, который в данный момент находится под арестом и обвиняется в получении крупной взятки.
— Мы все стремимся жить, как в Европе: замечательно, чистенько, все экономят. Но если оставить ситуацию такой, какая она есть, не компенсировать его [Тараканова] потери, через 3-5 лет мы столкнёмся с проблемой, что все сети износятся и обслуживать их будет некому. Тогда не нужен будет «Водоканал», а нужны будут колоссальные ресурсы, чтобы всё это восстановить. Я понимаю, что за это непопулярное решение нам могут даже в спину плюнуть. Но мы его принимаем взвешено, чтобы обеспечить людей чистой водой, — утверждал Попков.
Мэрия и горсовет Белгорода
В Белгородском городском совете за повышение тарифов на холодную воду на 40 процентов проголосовал 21 депутат — все члены партии «Единая Россия». Против было всего семь депутатов — коммунисты, справедливороссы и представители ЛДПР.
— Предприятие не получает денежные средства в объёме, необходимом для обеспечения достаточного уровня надёжности объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Повышение тарифа направлено, в первую очередь, на достижение показателей безубыточности ГУП «Белводоканал». Дополнительно ликвидируется перекрёстное финансирование, которое позволит частично компенсировать разницу, — уверял мэр Белгорода Юрий Галдун, отвечая на возмущение горожан.
А недавно уволившийся заместитель мэра Василий Голиков нашёл, как успокоить жителей Белгорода, заверив, что они будут платить меньше, чем, например, корочанцы.
— Хочу подчеркнуть, что новый тариф в городе Белгороде даже с учётом повышения будет ниже, чем в ряде других муниципальных образований области. Так, алексеевцы уже с 1 января платят за холодную воду 25,46 рубля, валуйчане — 29,3, корочанцы — 35,11 рубля за кубометр, — добавил заявил первый заместитель мэра Белгорода Василий Голиков.
Бывший губернатор и его заместитель по ЖКХ
— Сегодня обоснованный экономический тариф по Белгороду порядка 28 рублей, соответственно, объём недополученных средств от затрат на реализацию составляет около 80 миллионов рублей. Мы устанавливаем цену в 25 рублей. «Белводоканал» практически проходит по себестоимости. Ориентировочно мы поднимаем 30 миллионов кубов. Напомню, что разница с действующим тарифом (18 рублей) — семь рублей, то есть на 210 миллионов рублей у него [Тараканова] увеличивается выручка, затраты на эксплуатацию и текущее содержание практически покрываются, а вот потребность в ежегодном объеме финансовых средств на модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения города Белгорода составляет 300 миллионов рублей, — говорил Константин Полежаев в интервью «Фонарю».
Бывший губернатор Белгородской области Евгений Савченко о повышении тарифов высказывался нечасто, но в интервью телеканалу «Мир Белогорья» всё же можно найти его слова о росте цен на воду.
— Как мы выглядим в сравнении с другими регионами? В Воронеже — 25–27 рублей куб, такая же стоимость в Липецке, в Курске. Я уже не говорю о Москве — там значительно выше. Этот тариф нам позволяет иметь средства долевого участия в общей программе реализации 16 миллиардов рублей для того, чтобы мы в течение пяти лет реконструировали весь водохозяйственный комплекс области. Чтобы он у нас не вызывал никаких тревог, никаких нареканий со стороны потребителей. Это главная задача, — утверждал Савченко.
Губкин
В Губкине депутаты также поддержали поднятие тарифов. За то, чтобы попросить губернатора увеличить в муниципалитете тарифу на воду, проголосовало 18 депутатов «Единой России», против выступили восемь депутатов «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР.
Но Губкинский городской округ — единственный муниципалитет Белгородской области, который смог добиться перерасчёта тарифов. В феврале 2020 года губкинская городская прокуратура обязала сделать перерасчёт тарифа на воду за 2019 год, руководствуясь постановлением ФАС России, которая выявила нарушения при установке предельных индексов для тарифов на воду в Губкинском и Старооскольском горокругах в 2019 году и выписала губернатору предписание об устранении нарушений.
Перерасчёта добились местные депутаты-справедливороссы и заместитель генерального директора компании «КМАЖИЛСЕРВИС» Анатолий Гоголев, который отстоял в первом апелляционном суде общей юрисдикции признание тарифа на воду и водоотведение в Губкинском городском округе незаконным.
В Белгороде даже проводили митинги против тарифов, но ни один из них так и не привёл к снижению тарифов.
Тарифы на вывоз мусора
В 2018 году комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области необоснованно установила предельный тариф на вывоз мусора для регионального оператора и субподрядчиков. Были завышены затраты компаний «ТК Экотранс» и «Экотранс С». Также комиссия допустила нарушения при установлении предельного единого тарифа для регионального оператора «Центр экологической безопасности». По некоторым статьям были включены расходы, по которым у ЦЭБа даже не было заключённых договоров. ФАС выдала предписание правительству и чиновниками пришлось снизить тариф, но, правда, уже только на 2020 год.
Мы рассказывали, как белгородские активисты общественного движения «За права потребителей в сфере ЖКХ» пытались добиться от чиновников ответов на свои вопросы и перерасчёта тарифа с самого начала мусорной реформы. Но уже после того, как ФАС выдала предписание правительству снизить тариф, в региональном департаменте ЖКХ сообщили, что белгородцы не смогут получить пересчёт суммы, которую они оплатили в 2019 году за вывоз мусора по экономически необоснованному тарифу.
По словам чиновников, плата не подлежала пересчёту, так как «при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год необходимая валовая выручка „ЦЭБ“ была скорректирована с учётом требований предписания ФАС России».
Затем региональная прокуратура внесла представление экс-губернатору Евгению Савченко об устранении нарушений при формировании тарифов на вывоз твёрдых коммунальных отходов и передала в СК материалы проверки региональной комиссии по регулированию цен и тарифов, в действиях которых нашли признаки преступления по статье 293 УК РФ «Халатность».
— 147 миллионов рублей — это разница расходов, которую мы исключили по заработной плате и другим расходам, которые региональный оператор в течение 2019 года не смог понести по каким-то причинам. Мы с вами все понимаем по каким причинам: у нас не 100 процентов платежей собиралось. Я думаю, что основная причина в том, что некоторые расходы не были произведены, не потому что они экономически не обоснованы, а потому, что предприятию не всегда хватало денег на приобретение той или иной услуги. Поэтому комиссия в рамках действующего законодательства провела анализ фактических затрат, произведённых региональным оператором, и после того, как мы получили информацию, что по какой-то причине эти расходы не были произведены, мы их стагнировали, — так в марте 2020 года председатель Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Елена Ковальчук объясняла 150 миллионов необоснованной выручки, за которые теперь на неё завели уголовное дело.Отметим, что в марте 2021 года эксперты «Финэкспертизы» оценили Белгородскую область как одного из лидеров по снижению тарифов на обращение с коммунальными отходами, разместив её на шестом месте рейтинга. У нас за последний год тариф на ТКО сократился на 5,9 процента (был 93,24 рубля) и стал равен 88,05 рубля с человека.