Редакция «Фонаря» прибыла на несанкционированный, по мнению властей, митинг в городской Центральный парк в 13:30. За полчаса до официального начала события в парке уже было около сотни людей, которые мирно стояли полукругом. Больше всего пришедших сосредоточилось возле ворот, а те, кто остерегался возможных провокаций или действий силовиков, — держались небольшими группами недалеко от основной толпы. В это же время в парке занимались уборкой снега, который во время оттепели сам не мог естественным путём покинуть парк, — ему потребовалась для этого специализированная техника. Белгородцев с плакатами было совсем немного, в основном люди стояли молча без табличек.
До 14 часов жители города, которые вышли в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального, не агитировали собравшихся присоединяться к акции. А вот активничал мужчина из НОДа — он занял место перед воротами парка Ленина с двусторонним плакатом, чтобы раздавать газеты «Национальный курс». Активист рассказывал прохожим, что политик Алексей Навальный — это агент ЦРУ США, враг России, который заслуживает пожизненного заключения.
Фото Антона Вергуна | Фото Антона Вергуна |
А вот другая молодая девушка оказалась солидарна с организаторами прогулки по центру города: «Мы вышли в поддержку Алексея Навального, потому что то, что происходит в нашей стране, — возмутительно. Каждый может оказаться на его месте. Я вышла из женской солидарности, потому что невинную семью обвиняют в том, что они не делали».
Со своим вопросом я подошла также к парню, который держал плакат «Свободу Навальному». «Я вышел, потому что уважаю себя и других людей. Ну и хотелось бы, чтобы вот этого человека (показывает плакат — прим. Ф.) не держали в тюрьме, в СИЗО, или где он сейчас находится», — заявил человек с плакатом (возможно, именно его впоследствии задержат на Центральном рынке некие люди в штатском, которые доставят в отдел, где на него составят протокол, — обо всём этом можно прочесть в нашем онлайне, — прим. Ф.).
Ещё одна молодая девушка устала от стабильности: «Власть застоялась, потому что 20 лет править — не очень хорошо. Мне 20 лет, и я других президентов просто не видела».
— Я пришла сюда, чтобы выразить гражданскую позицию, потому что я не согласна с тем, что сейчас происходит в нашей стране, я бы хотела, чтобы она развивалась совершенно по-другому. Я надеюсь, что наши жители Белгорода сюда также пришли на добровольной основе и с такой же позицией, — рассказывает о своих причинах провести несколько часов на прогулке белгородка средних лет.
«Мы вышли сюда добровольно, даже лица не закрываем. Мы уже устали от этого беспредела, поэтому хотим, чтобы всех политзаключённых освободили. Хотим также богато жить, как и наше правительство», — расширяет список причин пенсионерка.
Пока мы опрашивали митингующих, к молодому человеку с плакатом «Свободу Навальному» подошли три мужчины в обычной одежде, на первый взгляд, не позитивно настроенные. Они не представлялись и почти шёпотом разговаривали с парнем. «Куда вы идёте? Мы вас проводим!» — заверяли эти мужчины.
К официальному началу шествия в Центральном парке так и не появился координатор белгородского штаба Навального Максим Климов. Толпа решала начать акцию в поддержку политика без него. Белгородцы выдвинулись по улице 50-летия Белгородской области сначала в абсолютной тишине, но где-то минут через пять они начали выкрикивать лозунги: «Свобода политзаключённым» и другие с упоминанием президента (здесь и далее по тексту, учитывая действующее законодательство, мы не можем их привести в публикации, так как не обладаем доказательствами их соответствия действительности, кроме того, они могут быть восприняты как призывы к осуществлению определённых действий, что запрещено законом — прим. Ф.).
Пока организованной колонной мы спускаемся к Солнечным часам на Центральном рынке, ловим на себе шокирующие и недовольные взгляды случайных прохожих. Полицейских в форме вокруг по-прежнему не было видно, никого из прогуливающихся не задерживали.
Толпа распалась на две колонны. Слева шли те, кто почти ничего не кричал, а в основном только снимал видео или фотографировал. А справа двигались активно выкрикивающие лозунги «Навальному свободу», «Нас много», «Мы победим», «За свободу слова» и другие. В более спокойном потоке встречались в основном журналисты, пожилые люди, а также те, кто якобы «просто смотрит». Вторая колонна была значительно больше, в ней люди призывали участвовать в акции: «Вместо того, чтобы снимать, лучше бы присоединились».
Доходим до Солнечных часов и останавливаемся. Толпа аплодирует, свистит и кричит: «Свободу оппозиции».
В 14:17 митингующие дошли до универмага «Маяк», а сотрудников полиции с опознавательными знаками по-прежнему не было. Люди кричали: «Нас много», «Мы победим». И именно в этом момент к толпе прибежал координатор регионального штаба Навального Максим Климов, обёрнутый в флаг России, и с рупором.
Так как Соборная площадь, по официальной версии, была ограждена из-за работ по демонтажу новогодних украшений, толпа прошла к стеле «Город воинской славы» через парковку возле здания областного правительства.
В этот момент в окне областного правительства участники шествия заметили предположительно заместителя губернатора — начальника департамента строительства и транспорта региона Евгения Глаголева, который снимал происходящее на телефон. Чиновник быстро спрятался за шторку и закрыл окно, когда заметил обращённые к нему взгляды.
Возле стелы Максим Климов попытался обратиться к пришедшим через рупор, но его начали провоцировать на конфликт и толкать какие-то неизвестные мужчины в штатском. Митингующие помогли координатору штаба не упасть и отогнали от него агрессивных провокаторов. От крика голос Климова срывался, люди его по-прежнему активно поддерживали, но политического активиста всё меньше было слышно, поэтому громкоговорителю из рук Климова взял следующий оратор. В этот момент к зданию правительства неожиданно подъехал трактор и своим шумом заглушил речь говорящего. На Соборной площади параллельно тоже достаточно громко работала техника — субботнее время оказалось самым подходящим для демонтажа каркаса новогодней ёлки.
Митингующих было очень много — по подсчётам одного из подписчиков чата «Друзья Белгорода», их оказалось около 1380 человек. Официальных цифр по числу участников митинга от властей или полиции к концу 23 января так и не появилось.
Всё происходящее снимали десятки пришедших, над ними также летал дрон. «Наше слово не задушишь», «Перед законом равны все», «Мы не боимся» — продолжают кричать люди. В 14:48 организаторы предлагают начать высказываться всем желающим.
— Не нужно думать о Максиме или другом руководителе... Нужно думать о самоорганизации. Вы сами решаете и выбираете точку зрения, — обращается к белгородцам новый оратор.
После нескольких мужчин-спикеров решила высказаться девушка, которая зачем-то вспомнила времена крепостного права (удивительно, что не печенегов с половцами) и напомнила, как раньше было тяжело женщинам без прав.
В толпе по-прежнему не было сотрудников полиции в форме, хотя, судя по поведению, некоторые полицейские стояли неподалёку от митингующих и наблюдали за происходящим.
Люди беспокоятся и обсуждают ОМОН, бойцы которого якобы тоже где-то неподалёку, а ораторы шутят, что из-за митинга скоро все поедут на аквадискотеку. В этот момент в соцсети выкладывают фотографию автозака, который проехал недалеко от Соборной площади. Пришедшие на митинг восхищаются смелостью друг друга, слышны разговоры о том, что мало кто ожидал увидеть такое большое количество протестующих.
В 15 часов Максим Климов завершает происходящее фразой: «Белгород, вы молодцы» и объявляет о завершении митинга.
Белгородцы начинают стремительно покидать Соборную площадь. Возле здания областного правительства остаётся небольшое количество людей, в том числе координатор регионального штаба Навального. Один из митингующих предлагает проводить Климова до машины, чтобы его не задержали. Все присутствующие поддержали эту идею и двинулись к парковке за драмтеатром имени Щепкина.
Примерно в 15:10 координатор Белгородского штаба сел в свою машину и направился домой. Но по дороге его всё-таки остановили сотрудники ДПС и полицейские, которые задержали и доставили его в отдел.
На Центральном рынке тоже произошло задержание, когда один из митингующих мирно возвращался домой. К нему подбежали люди в штатском и куда-то потащили. Момент задержания очевидцы засняли на видео и распространили в белгородских пабликах.
По информации белгородского штаба Навального, помимо Максима Климова, неизвестного молодого человека у Центрального рынка и водителя, которого остановили у драмтеатра, также полицейские задержали врача Владимира Чернышёва, который выступал на митинге, и Наталью Шолохову. В Старом Осколе на пять суток арестовали Евгения Пономаренко, который создал встречу с предстоящим митингом. Сергея Рудакова, который разместил утром 23 января во «ВКонтакте» призыв на митинг, суд приговорил к пяти суткам ареста. Позже самому Климову вынесут самый суровый за день приговор — девять суток ареста. Это практически максимальное наказание по статье КоАП об организации публичных мероприятий.
— С учётом характера совершённого Климовым правонарушения, представляющего повышенную опасность, посягающего на общественный порядок, свидетельствующего о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области общественной безопасности, учитывая, что организация несанкционированного публичного мероприятия может привести к наступлению серьёзных негативных последствий, в том числе к заражению большого количества граждан коронавирусной инфекцией и её распространению, нарушению социальной дистанции, в период режима повышенной готовности, введённого на территории Белгородской области, его пренебрежения интересами общества, личности привлекаемого, его имущественного и семейного положения, полагаю, что административное наказание должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигла бы целей административного наказания, а также её соразмерность в качестве единственного возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В рассматриваемом случае цели административного наказания могут быть достигнуты путём назначения привлекаемому наказания в виде административного ареста, что будет отвечать целям административного наказания, направленных на предупреждение совершения им новых правонарушений, поскольку применение штрафа или обязательных работ не обеспечит реализации задач административной ответственности, — так обосновал необходимость фактически максимального наказания для Максима Климова судья Юрий Подзолков.
Напомним, что шествие 23 января активистам не согласовали власти. Позже по требованию прокуратуры в соцсетях заблокировали сообщества, в которых организаторы рассказывали о запланированном событии, в соцсетях чиновники и общественные деятели размещали посты о недопустимости вовлечения детей в политическую деятельность (даже сами организаторы публично заявляли, что детям лучше воздержаться от участия в запланированных мероприятиях и не приходить на них), полицейские — рассылали письма в учебные заведения, предупреждая об ответственности за организацию и участие в несанкционированных мероприятиях.
— Возмутительная акция. И по содержанию, и по форме. Оскорбительные, агрессивные и бессвязные выкрики! А насколько нечистоплотно проводилась подготовка, пытались втянуть в этот гадкий митинг не только молодежь, но и детей. Низко и подло, господа. Занялись бы лучше конкретным делом, созиданием! А разрушать — не строить. Грустно и печально смотреть на вас. Возьмитесь же за голову, посмотрите, сколько добра делается вокруг! Как цветет наш край, как меняется страна! Да! Явно вы поёте с чужого голоса! Стыдно! — эмоционально отреагировал на вышедших на мирный митинг сотни людей ректор БГИИК, руководитель Общественной палаты региона Сергей Курганский у себя в соцсетях.
Если вы хотите прочувствовать атмосферу шествия и митинга в поддержку арестованного политика Алексея Навального и увидеть всё своими глазами — почитайте нашу прямую трансляцию.