Корреспондент «Фонаря» съездила на несколько таких точек и поговорила с продавцами о том, как они сами оценивают новые павильоны и что изменилось в торговле после появления социальных ярмарок.
Раиса Прокофьева, 66 лет
— Сколько вы платите за аренду?
— Мы платим копейки. Всё зависит от того товара, которым торгуем.
— Почему вы выбрали такую форму торговли?
— А что мы ещё старики можем делать? Машины нет, возить не на чем. Что смогли, принесли в руках. Какую-то копейку к пенсии зарабатываем. Раньше мы стояли на земле, под кустами, рядом с «Торговым домом». Там, понятное дело, не разрешали торговать: гоняли и полицейские, и даже старшая по дому жалобы писала. В прошлом году приезжала администрация, и мы все попросили, чтобы сделали легальные места для нас и не штрафовали. Сейчас нас перенесли на социальную ярмарку. Я очень довольна! Мы благодарны за такие павильоны.
— Есть ли какие-то проблемы или неудобства?
— Когда дождь идёт, он заливается по бокам и ветер задувает. Нужно это как-то исправить.
Василий Башкевич, 69 лет
— Что вы продаёте?
— Я продаю всё домашнее, что выросло в саду и огороде. Вся продукция выращена без химии. Скоро пойдёт клубника и малина — всё будет на прилавке. У меня растут сливы, вишни, яблоки, груши… Планирую стоять здесь всё лето и осень.
— Почему вы выбрали такую форму торговли?
— Раньше я стоял на земле [рядом с дорожкой на «СитиМоллом»], меня не раз прогоняла полиция. А сейчас стою под навесом. Здорово же, мне очень нравится! Я случайно узнал о такой инициативе. Когда меня прогнал участковый, то посоветовал сменить локацию и отправил на улицу Губкина. Там я, к сожалению, тоже на земле стоял, потому что навесы были заняты.
Пришли сотрудники Ассоциации рынков и ярмарок и предложили переехать на социальную ярмарку, которая находится рядом с магазином «Каньон». Позже, когда мы лучше познакомились с руководителем Ассоциации, я попросил вернуть меня на «СитиМолл», так я живу близко — в Таврово-2. И вот теперь я стою у магазина «Пять звёзд».
— Есть ли какие-то проблемы или неудобства?
— Так как павильоны незакрытые, утром приходится убирать мусор, который оставляет молодёжь на прилавке: кофейные стаканчики, бутылки и так далее.
Надежда Каратеева, 67 лет
— Что вы продаёте?
— Всё с огорода — укроп, лучок, петрушка. У меня есть тепличка небольшая, где растёт салат и щавель.
— Сколько вы платите за аренду?
— Смотря что продаю. Цена небольшая.
Я рядом с магазином
«Азалия» простояла пять лет, никого кроме меня здесь не было. Мне повезло, меня
не гоняли. Видимо считали, что раз зелень с огорода продаю, то не представляю
опасности. А потом бабушки как-то собрали подписи, чтобы сделать легальными
точки продажи. И вот теперь мы спокойно стоим в павильонах. Нам хорошо и
покупателям хорошо. К нам появилось доверие.
— Есть ли какие-то проблемы или неудобства?
— Нет, сейчас никого не гоняют. Всё хорошо.
Григорий Яровой, 78 лет
— Что вы продаёте?
— Продаю всё, что растёт на огороде, — овощи, фрукты, зелень. Клубнику, малину, помидоры, огурцы, яблоки, груши, абрикосы. Мы с женой пенсионеры, сами этим занимаемся. Многие покупатели благодарят нас за то, что всё сами вырастили, без консервантов.
— Сколько вы платите за аренду?
— Немало и немного. Нас устраивает. Хотим договориться, чтобы заплатить заранее и не беспокоиться о месте. Хочу спать спокойно.
— Почему вы выбрали такую форму торговли?
— До этого стояли на дорожке рядом с «СитиМоллом». В грязи, в холоде. Нас каждый день полиция и администрация гоняли, из-за этого мы очень сильно тратились на бензин, продукция пропадала. А сколько нервов-то было потрачено! О социальной ярмарке и павильонах нам рассказал такой же пенсионер — наш друг Василий Башкевич, он нам места занял. У меня нет слов, как отблагодарить Ассоциацию рынков и ярмарок. Красиво и удобно!
Людмила Дмитриева, 64 года
— Что вы продаёте?
— Лук, чеснок, петрушку, цветы-многолетки, семена. Выращиваю всё у себя на участке.
— Сколько вы платите за аренду?
— Контролёры берут по-разному, смотря что я привожу.
— Есть ли какие-то проблемы или неудобства?
— Нужна вторая скамеечка, так как павильоны рассчитаны на двоих, а сидение одно. Возможно, нужно обдумать, как спрятать товар от солнца. Когда оно палит, зелень вянет, а ягоды заветриваются.
Разбор «Как я сам могу продать выращенные овощи в Белгороде?»
1. Сначала нужно выбрать социальную ярмарку, которая наиболее вам подходит. Всего таких точек в Белгороде одиннадцать: они уже есть на улицах Губкина, Щорса и Белгородского полка. Недавно открылись павильоны на Чапаева, а в планах — открытие у торгового центра «Форт» напротив автовокзала.
2. С понедельника на социальных ярмарках появятся таблички с контактными лицами, которые отвечают за размещение на ярмарки. Выглядят они так (фото). Там же будет указан телефон, по которому можно будет позвонить и договориться по поводу желаемого места.
3. Оплатить аренду контролёру. Аренда за место начинается с пяти рублей в день, всё зависит от продукции, которая будет продаваться, и от того, кто именно арендует место: пенсионер, который вырастил её на своём домашнем участке, фермер или предприниматель. Прайс-лист для них, как сообщили в Ассоциации рынков и ярмарок, будет отличаться.
— Сегодня в это трудное для всех время мы дали людям возможность и продать, и купить товары рядом с домом. Причём продавать не с «земли», а цивилизованно — под крышей и с прилавком. Я прекрасно понимаю, о чём говорят пенсионеры, — и о солнце, и о ветре, и о дожде. Над всем надо работать, и мы только начали это делать. Что касается предложений с необходимостью оборудовать второе место — на данный момент это невозможно. Напомню, что в период пандемии коронавируса для сохранения здоровья горожан необходимо не только использовать защитные средства, но и соблюдать социальную дистанцию. Если мы сделаем второе место в павильоне, тогда расстояние между продавцами, которое сейчас соответствует норме в 1,5 метра, резко сократить в двое-трое раз, а это недопустимо, — рассказал «Фонарю» президент Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Михаил Несветайло.