Корреспондент «Фонаря» посмотрела выступление французов и определила для себя восемь вещей, которые ей понравились в нём.
1. Профессионализм французского дуэта
Натали Мираветтэ и Ларон Сирад — музыканты-виртуозы. Они исполняют произведения самых разных жанров и уровней сложности, совмещая это с актёрской игрой. Музыкальные работы Баха нужно исполнять с полным погружением, а делать это мастерски одновременно с танцем или театральной сценкой — непростая задача.
— Музыкант, совмещающий игру с клоунадой, должен быть, в первую очередь, виртуозным исполнителем. Иначе он просто не сможет справиться с этим. Когда я увидел Ларона Сирада впервые на сцене, то был ошарашен. Я перенял от него многое. В первую очередь, то, как артист должен держать себя на сцене. То, что делает он, вызывает уважение, и я рад представить его белгородской публике, — представил гостей Борислав Струлёв.
2. Физическая сила Ларона Сирада
Клоунская импровизация вместе с игрой на музыкальных инструментах сложна не только с точки зрения сочетания этих двух видов искусства. Это ещё и в прямом смысле слова тяжело: Ларон Сирад почти не играет на виолончели сидя, как это делает большинство музыкантов, а делает это стоя, в танце и даже поднимая виолончель над собой. Музыкант весь спектакль носит инструмент по всей сцене. В среднем виолончель весит около четырёх килограммов, при этом в высоту она явно больше метра. «Порхать» с таким инструментом на сцене в течение полутора часов — труд, достойный уважения.
3. Необычное совмещение в одном произведении секса, танго и игры на виолончели... бензопилой
Спектакль DUEL. Opus 3 удивляет. На сцене постоянно происходило что-то такое, что никак не ожидаешь увидеть: Ларон Сирад в самом начале вышел к зрителям в трусах, затем разбил в щепки виолончель, «соорудил» за кулисами новую и сыграл на ней бензопилой и даже вверх ногами. Натали Мираветтэ засовывала видеокамеру внутрь виолончели, танцевала танго, играя на аккордеоне, измельчала ноты шредером. А ещё в спектакле метафорически обыграли сцену секса: музыканты Show Duet играли на своих инструментах, издавая соответствующие звуки и падая в финале от изнеможения. Они точно умеют удивлять!
4. История любви, которая связала все сцены воедино
Перечисленные ходы только на первый взгляд выглядят разрозненно. Ларон Сирад и Натали Мираветтэ связали их в цельную историю с несколькими сюжетными линиями. В первую очередь, DUEL. Opus 3 — это история о любви. В самом начале двое музыкантов появляются на сцене как соперники, которые пытаются переиграть друг друга. Но с каждым следующим их шагом становится понятно, что их всё больше затягивает общее чувство. Кульминацией спектакля становится метафорически обыгранная упомянутая выше «постельная сцена», после которой пианистка пропадает, а виолончелист плачет над найденным в углу платьем. Но вскоре герои воссоединяются, поэтому эту линию истории ждёт счастливый конец.
Отдельно развивается в спектакле линия виолончели. Инструмент здесь представлен как живое существо, которое способно испытывать чувства. Музыканты замечают, что виолончель начинает фальшивить при исполнении определённых произведений, и выясняют, что с ними у музыкального инструмента связаны особенно тяжёлые воспоминания. Музыканты ставят перед собой цель излечить инструмент, и это у них выходит.
Клоунада не может существовать без неожиданностей, которые должны поразить зрителя. Поэтому не все детали спектакля сразу были понятны зрителю. К примеру, в середине постановки была сцена, в которой музыканты уничтожали ноты, пока слушали марш надвигающейся армии. Дальше к этому эпизоду никак не возвращались. Для меня, как зрителя, подобные необъяснимые моменты позволяли самой строить предположения, что это было, и выискивать собственные смыслы.
5. Не только классика, а настоящий музыкальный микс
DUEL. Opus 3 интересен в музыкальном плане не только поклонникам классики. Это спектакль для меломанов, которые услышат здесь и академическую музыку, и джаз, и рок, и танцевальные мотивы. Причём чаще всего классика прерывается рок-музыкой.
Музыканты во время спектакля делали паузы в основном действии и заполняли их попурри на песни The Beatles, The Rolling Stones, Майкла Джексона. Всё это исполнялось не только виртуозно, но и драйвово: музыканты танцевали, трясли головами под рок-хиты, напевали отдельные фразы. А ещё на протяжении всего спектакля наравне с произведениями композиторов-классиков звучали и современные мелодии. Например, саундтрек к сериалу «Игра престолов».
6. Одновременная игра на двух и даже трёх инструментах
Одним из самых впечатляющий решений, которое применили музыканты в спектакле DUEL. Opus 3, для меня стала игра на двух инструментах одновременно. Ларон Сирад сыграл не только на виолончели, но и на духовом инструменте диджериду. Музыкант решил совместить два занятия и даже исполнил достаточно красивый и гармоничный «дуэт» на этих инструментах. А к концу номера, когда Натали Мираветтэ присоединилась к исполнению, Ларон Сирад решил, что может сыграть и на трёх инструментах разом: одной рукой он наигрывал мелодию на рояле, второй перебирал струны виолончели, и при этом он выдувал мелодию на диджериду. Натали Мираветтэ помогала ему, управляя смычком виолончели и наигрывая мелодию второй руки на фортепиано.
7. Юмор и шутки
При всей сложности сценических ходов и исполняемой музыки главное место в спектакле занимает шутка. Достаточно глубокий сюжет разбавляли ироничные моменты, намеренно глупые действия и обаятельно неуклюжая игра актёров. Всё это вместе заставляло зрителей смеяться не переставая.
8. Уникальность постановки
Show Duet впервые приехал в Россию со спектаклем. Белгородские зрители стали единственными, кто увидел работу французских клоунов-музыкантов воочию. Случилось это благодаря фестивалю, ставшему уже большим культурным событием российского масштаба, — BelgorodMusicFest. Борислав Струлёв пригласил своих друзей выступить здесь и со сцены поблагодарил их. Увидеть исполнителей такого уровня — большое везение. Нам, белгородцам, без сомнения, повезло!