В редакцию «Фонаря» обратилась белгородка Анна Гузеева, которая не может получить положенную ей субсидию для молодых семей, потому что мэрия отказывается признавать, что её семья брала ипотечный кредит, а не потребительский, несмотря на то, что Гузеевы предоставили все необходимые документы.
— В 2007 году мы вступили в федеральную программу «Жилище», в подпрограмму «Молодая семья». В связи с закрытием данной программы в 2011 году перешли в программу «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2011 году семью признали нуждающимися в улучшение жилищных условий, — рассказывает Анна Гузеева.
Тогда же они с мужем взяли 500 тысяч в ипотеку на десять лет, чтобы построить дом. Как говорит Анна, больше взять не могли. В 2018 году семья взяла второй ипотечный кредит на 1 миллион рублей, чтобы рефинансировать первый и завершить строительство дома. Оба кредита были зарегистрированы в Росреестре. Но городская администрация отказалась выдавать семье субсидию, потому что второй кредит Гузеевых якобы был потребительским, а не ипотечным.
Семья обратилась в суд. В апреле 2019 года их иск судья полностью удовлетворил. Суд признал, что мэрия Белгорода незаконно отказала Гузеевым в праве получить субсидию и обязал мэрию выдать им свидетельство о праве на её получение. Но в администрации решили обжаловать решение суда и в июне подали апелляцию в Белгородский областной суд. Он тоже стал на сторону Гузеевых и оставил решение без изменений. Однако мэрия не сдаётся — в конце сентября она подала кассационную жалобу.
О том, что 30 сентября мэрия подала жалобу, Гузеевых никто не предупредил. Про продолжение своей истории женщина узнала от нас, потому что наш корреспондент увидел кассационную жалобу, когда готовил публикацию. Более того, на протяжении месяца после решения суда, по словам Гузеевой, в администрации ей утверждали, что субсидия для них уже готовится.
— Замначальника жилуправления [городской администрации — начальник отдела реализации социальных жилищных программ] Анатолий Мачехин после моего визита к нему, позвонил мне на мобильный и сказал, что выплата готовится, но через две недели я позвонила специалисту Ключник, которая сказала, что решение не принято. Зачем это было сделано — большой вопрос....
При этом в мэрии Белгорода говорят, что «в настоящее время администрация города обратилась в Свердловский районный суд с заявлением о разъяснении вынесенного решения суда, а также направила заявку на финансирование в департамент строительства и транспорта Белгородской области». Предоставление субсидии Гузеевым рассмотрят, если департамент включит их в список претендентов на выплату в 2020 году.
Что мэрия хочет разъяснить в суде первой инстанции на этапе кассации — не понятно.
— В администрации не учли наличие у нас ипотечного кредита сроком выплаты до 2046 года, хотя приняли данный договор — расписка в получении от администрации имеется. При этом в администрации полностью руководствовались письмом департамента строительства транспорта, где рекомендовалось исключить нашу семью из очереди на получение социальной выплаты. Всё это [произошло], несмотря на то, что в департаменте строительства и транспорта начальник отдела реализации жилищных программ Мария Комуняева мне пояснила, что письмо носит рекомендательный характер, и окончательное решение будет приниматься в мэрии после полного разбирательства. К слову, представитель департамента был на каждом судебном заседании, в том числе и в областном суде, поэтому в департаменте строительства и транспорта полностью осведомлены о нашей ситуации, — говорит Анна Гузеева.
Уже во время написания материала Анне позвонили из Свердловского районного суда, и, как она утверждает, сообщили, что администрация просит закрыть исполнительное производство по решению Свердловского районного суда, которое открыто приставами ещё в сентябре, а приставы не могут исполнить решение суда, потому что чиновники уклоняются от его исполнения.
В администрации Белгорода сообщают, что всего в 2019 году выделили молодым семьям 15 субсидий на приобретение жилья на общую сумму 13,1 миллиона рублей. Сумма субсидии зависела от количества членов семьи. По словам Анны, их семья была на пятом месте в этой очереди из 15 семей и уже могла бы получить субсидию. В 2020 году, по данным мэрии, получить выплату изъявили желание 54 молодые семьи. Количество субсидий и их сумма станут известны в начале 2020 года. Гузеева тем временем думает, что ещё ей придётся доказывать в суде, чтобы получить сертификат.
— Субсидия для молодых семей — это помощь со стороны государства в приобретении собственного жилья, но в нашем случае — это инструмент для издевательства и выкачивания из нас физических и моральных сил, а также денежных средств на бесконечные юридические услуги... Я не удивлюсь, если в следующий раз мне придётся в суде доказывать, что я действительно человек, ведь 12 лет ожидания и наличия двух решений суда оказывается недостаточно, — заключает Анна.
Если вы попали в схожую ситуацию, и администрация под надуманными предлогами отказывается выдавать вам субсидию на строительство или покупку жилья, пришлите свою историю на нашу почту [email protected].