Найти себя в собеседнике
— Обычно в театре одна сцена и два входа: для артистов и для зрителей. А тут мы все пересекаемся, и это очень важно. Потому что искусство — это не художники, искусство — это художники и зрители, — обратился к белгородцам режиссёр Андрей Мусин.
Фестиваль «Этажи» подарил ему важную встречу, которая в дальнейшем переросла в сотрудничество с режиссёром Владимиром Базынковым. В 2018 году Базынков представлял на белгородском фестивале фильм «Параллель веков». Картина рассказывала о плотнике, жившем во времена Иисуса Христа. Это история о суровом человеке в суровом мире. Главный герой приходит к пониманию, что он не может быть диктатором даже в своей семье, ведь если управляешь ты, то управляют и тобой. Режиссёр посвятил эту работу своему отцу, поэтому она для него особенно важна.
Андрей Мусин тогда заглянул на этот показ и проникся работой режиссёра. «Религия — это очень сложная территория для любого художника, — говорит он. — Любая трактовка должна быть очень аккуратной. Она, с одной стороны, не должна искажать события, а с другой, обязана включать индивидуальный взгляд. Мало у кого в истории это получалось удачно. Это должно быть высказано очень искренне, от сердца, исходя из собственно жизненной истории. У Володи это получилось».
Андрей Мусин, фото vk.com/festivaletagi | Владимир Базынков, фото vk.com/festivaletagi |
Прошло какое-то время после фестиваля, и тут в ход событий вмешалась судьба. Общие знакомые Мусина и Базынкова забыли вещи на «Этажах». Режиссёры встретились, чтобы передать их, и разговорились. Обоим стало понятно, что их взгляд на мир схож, и они решили сделать общий проект. Совместный спектакль творческого тандема выйдет совсем скоро, но пока о его деталях режиссёры не спешат говорить.
Музыкальные контрасты
Фестиваль «Этажи» связал и белгородских артистов тоже. Причём таких, которые вряд ли бы встретились в другом месте. Уже который год хип-хоп коллектив «Четыре\четверти» и музыканты Белгородской филармонии делают совместные проекты. С каждым годом их масштаб продолжает расти.
Всё началось на первом фестивале «Этажи». Тогда руководитель проекта Юлия Шапошникова предложила танцорам устроить хип-хоп соревнования в стенах филармонии. Ребята с удовольствием согласились, потому что такие выступления были им хорошо знакомы. Они устроили танцевально-музыкальный джем. Музыка в стиле «джаз-фанк» разливалась по этажам филармонии, а танцоры «раскачивали» зал своими движениями. Ребята из «Четыре\четверти» ещё тогда решили: «Это надо продолжать!».
На следующем фестивале исполнители хип-хопа познакомились с музыкантами филармонии и поняли, что вместе можно сделать крутой номер. Так появилось выступление «Сила единства». Зрители увидели его на «Этажах-2017».
Тогда же возник вопрос: «Что сделать на следующий год? Куда двигаться?». Тандем решился на эксперимент: поставить хип-хоп хореографию под классическую музыку. Здесь снова всё сложилось, как надо. Участник творческого объединения «Четыре\Четверти» Дарья Дробот рассказала, как это произошло.
— Когда я пришла обсудить идею с Юлей [Шапошниковой], в кабинет зашёл виолончелист Глеб Мацевитый. Мы сразу нашли общий язык и стали создавать это выступление, — вспоминает Дарья.
В 2018 году зрители «Этажей» увидели «демо-версию» спектакля. За год артисты доработали её и заявили в 2019 году, что всё готово. Они пригласили гостей прийти на спектакль «Человек» в ноябре. Расширенный состав танцоров покажет хип-хоп хореографию под музыку Иоганна Баха и Альфреда Шнитке. Коллектив пообещал, что история будет посвящена тому, что близко каждому из зрителей, но чему именно — не стали уточнять.
Встречи
без продолжения
Между выступлениями и лекциями у участников есть время пообщаться. Они видятся, делятся друг с другом историями, обсуждают впечатления. Московский поэт Арс-Пегас рассказал, что ему больше всего запомнилась встреча, которая не имела продолжения, но была настолько яркой, что стала поводом для нового текста.
— В мой второй приезд на «Этажи» я познакомился с французскими женщинами-режиссёрами. Я ходил на их показы, и одна из короткометражек так тронула меня, что я помню её до сих пор. Да и сами женщины были так обаятельны и прекрасны, что вдохновили меня на стихи. Чтобы они поняли меня, я решил написать четверостишие на английском. Очень жалею, что никуда не переписал его и даже не смог вспомнить. Но моё стихотворение уехало во Францию! Это, наверное, была моя самая яркая встреча на фестивале, — вспоминает поэт.
Встреча двух культур
Наверное, главным знакомством этого года стала встреча битбоксера Вахтанга и дирижёра Ян Цзянянь. Китайские и грузинские корни артистов сплелись в необычнейшее сочетание — микс этих музыкальных направлений оценили слушатели на закрытии фестиваля 22 сентября. Во время концерта белгородцы убедились, что такого больше не услышат нигде.
Самое интересное: Вахтанг и Ян Цзянянь впервые увидели друг друга всего лишь за сутки до своего совместного выступления. В 11 утра битбоксер зашёл в двери филармонии с чемоданами в руках. Он ворвался прямо в разгар пресс-конференции. Посидев десять минут, Ян Цзянянь и Вахтанг попрощались с журналистами и убежали на первую репетицию своей программы. Но уже на следующий день каждый их номер звучал идеально. Глаза выступающих говорили за них: и дирижёр, и битбоксер по-настоящему наслаждались своим детищем. Главный идеолог фестиваля «Этажи» Юлия Шапошникова сказала со сцены, что и Вахтанг, и Ян Цзянянь не хотят уезжать из Белгорода, поэтому обменяли билеты на следующий день. Очень им хотелось ещё немного побыть в чудесной компании творческих людей на «Этажах-2019».
***
Сколько ещё встреч мы не упомянули? Волонтёры фестиваля подружились друг с другом, фотографы нашли коллег для будущих проектов. Поэт Антон Володин встречает приятелей-зрителей «Этажей», когда те приезжают в Питер. Знакомства на фестивале связывают всех. Каждый пришедший чувствует атмосферу, которую можно описать лишь двумя словами: «Искусство объединяет».