Марианна
Бесхмельницына работает учителем
русского языка и литературы 43 года. В 2008 году она победила в конкурсе лучших
учителей России. Кроме того, её дважды поощряли в
Министерстве образования и науки РФ. Также она является почётным работником
общего образования. С 1987 года она работала
в школе №25 Старого Оскола, но три года
назад эту школу объединили со школой
№33. Директором нового образовательного учреждения стала Ирина Ишкова.
Как утверждает адвокат Семён Часовских, в конце 2017 года директор школы поручила сотрудникам сделать в классах ремонт за свой счёт, а Марианна Бесхмельницына отказалась это делать.
— Мне сказали отремонтировать кабинет биологии, в котором у меня не было ни одного урока. Почему я должна отвечать за него? Не понятно. Во втором корпусе у меня есть свой кабинет, который я с открытия школы ремонтирую и ухаживаю за ним, — рассказывает Марианна Бесхмельницына.
После отказа сделать ремонт в классе за свой счёт, по словам Часовских, на почётного работника общего образования стали жаловаться некоторые родители учеников 5 «Б» класса. Марианну Николаевну обвиняли в том, что она якобы нецензурно выражается на уроках и бросает в детей тетрадями. Из-за этого родители просили заменить у их детей педагога по русскому языку и литературе. При этом в двух других классах — 5 «В» и 5 «Д» — подобных инцидентов не было.
— Сбором подписей под жалобой занималась классная руководительница [5 «Б» класса]. Потом среди родителей проводились анонимные опросы. Кто отвечал на них, — нельзя проверить, — говорит Семён Часовских.
Почему уволили учительницу?
Из-за жалоб родителей учеников 5 «Б» классе в январе 2018 года Марианне Бесхмельницыной сделали дисциплинарное взыскание. Вторым поводом для такого наказания стало то, что учитель несвоевременно заполняла электронный дневник. Как утверждает адвокат, в классе Марианны Бесхмельницыной не было компьютера, поэтому виртуальные дневники и другие документы женщине приходилось заполнять после работы.
— Я сейчас занимаюсь не в своём кабинете. Мне дали кабинет в первом корпусе. Мне дали разрушенный кабинет, в котором течёт потолок, к окнам страшно подходить, потому что иначе рамы вывалятся. Класс ни чем не оборудован, хотя по ГОСТу у нас должны быть компьютер и интерактивная доска, — добавляет учитель.
Марианна Бесхмельницына вспоминает, что в марте к ней на уроки постоянно ходили завуч и директор школы.
— После уроков я подходила к завучу, спрашивала, как прошёл урок, нужно ли его разобрать? На что мне завуч говорил, что всё хорошо. Но уже на суде она утверждала, что у меня отвратительные, плохие уроки, — говорит Марианна Николаевна.
В марте учительницу уволили за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. Педагог обратилась в суд.
Что решил суд?
— В суде мы спрашивали родителей: если она [Бесхмельницына] обзывала детей, почему вы не написали заявление в прокуратуру? Если она кидала в детей тетрадками, почему вы не написали заявление в полицию за хулиганство? Почему сама директор, зная об этом, не обратилась в правоохранительные органы? Никакого ответа не было, — комментирует адвокат.
В областном департаменте образования «Фонарю» на редакционный запрос ответили, что родители «высказывали намерения обратиться в правоохранительные органы», но в итоге заявлений никто не подавал, и в областной департамент образования родители не обращались.
Как утверждает адвокат, единственные доказательства вины Марианны Бесхмельницыной — это показания родителей со слов их детей. Ни видео, ни аудиозаписей школа в суде не предоставила.
— Мы в XXI веке живём. Если такое безобразие творилось на уроках, почему не записали на телефон? — негодует Семён Часовских.
Марианна Бесхмельницына уверена, что если бы она агрессивно вела себя на уроках, кричала, нецензурно ругалась и кидалась вещами, об этом давно бы знали другие учителя.
Ещё одна претензия к Бесхмельницыной — необъективные оценки.
— Родители требуют «пятёрки». Они считают, что они лучше понимают, чем учитель. Я всегда родителям говорю: моя задача — научить ваших детей. Я не хочу стряпать «пятёрки». Ребёнку надо ставить те оценки, которые он заслуживает, — рассказывает педагог.
В итоге суд Марианна Бесхмельницына выиграла, и её восстановили на работе. Но как только она пришла в школу, её уведомили о вызове на родительское собрание. По дороге домой женщине стало плохо, и она попала в больницу с гипертоническим кризом.
— Мало людей пришло. Снова под чем-то подписи собирали, жалобу снова оставили в школе, чтобы туда приходили подписи ставить. Насколько я знаю, там уже многие не хотят в этом участвовать... У нас есть аудиозапись, где директор Ишкова говорит, что не даст [Бесхмельницыной] на будущий год часов. Она [Бесхмельницына] отказалась ставить подпись. Затем она ушла на больничный, — рассказывает Семён Часовских (запись есть в распоряжении редакции — прим. «Ф».).
Педагог собирается продолжить работать в школе, но хочет отказаться от 5 «Б» класса.
— Мне было так неприятно, обидно, что родители, не зная учителя, не поговорив с ним, пошли на сделку с совестью. Я хочу работать, я чувствую в себе силы. Если я захочу уйти, то уйду сама. Я не кровожадный человек. У меня нет никакой злости на директора или родителей. Больше обида. Я столько лет проработала, никогда такого не было, а тут за месяц — раз и всё, — добавила учитель.
Эпилог?
«Фонарь» обратился в департамент образования с просьбой сообщить причины увольнения Марианны Бесхмельницыной. В ведомстве ответили, что от родителей учеников неоднократно поступали на неё жалобы.
— Родители сообщали о том, что Бесхмельницына М.Н. несвоевременно выставляет отметки в электронный журнал, употребляет во время уроков нецензурные слова, бросает тетради на пол и в учеников, создаёт негативный психологический климат в классе, нарушает морально-этические нормы по отношению к ученикам, — сообщили в ведомстве в ответе на редакционный запрос.
На вопрос о наградах Марианны Бесхмельницыной в департаменте подтвердили, что учитель имеет грамоты за подготовку призёров городских и областных предметных олимпиад и другие награды.
В департаменте образования Белгородской области пообещали провести свою внутреннюю проверку произошедшего. «Фонарь» продолжит следить за развитием ситуации.