В селе Бобрава Ракитянского района Белгородской области работает единственная в Центрально-Чернозёмном округе страусоводческая ферма полного цикла. Здесь разводят чёрных африканских страусов, число которых на сегодняшний день достигло 200 особей. Ферма является частью агропромышленного предприятия — ЗАО «Бобравское», — которым с 1986 года руководит Пётр Мирошин.
У предприятия 8 тысяч гектаров земли, на которых выращивают пшеницу, ячмень, сою, сахарную свёклу, подсолнечник, кукурузу, кормовые культуры. «Бобравское» также работает и в животноводческой сфере: есть три молочных комплекса по 400 коров каждый, мясное производство и бойня. В «Бобравском» также разводят племенной скот, есть здесь и своя пекарня, на которой пекут хлеб и булочки из муки собственного производства.
— У меня хозяйство социальной направленности. Всего 360 работников, мы не капитализированы. Можно обойтись коллективом в 150–170 человек, но я здесь работаю руководителем с 1986 года, я с этими людьми вырос и всех их знаю. Каждый человек у меня имеет право на работу, — рассказал Пётр Мирошин.
Птица пугливая
Ферма начала свою работу в 2014 году. Тогда приобрели десять семей — в одной семье две самки и один самец.
— Страусы не боятся ни снега, ни холода, ведь разница температур в Африке — 50 градусов! Ночью 0, +1, а днём — уже +50 градусов. Но они боятся гололёда — если страус сломает ногу, его отправляют на бойню. Кроме этого, им больше ничего не страшно, — поделился руководитель предприятия.
Страус — птица стадная и пугливая. Громкий звук или резкое движение быстро пугают страусов. Но, вопреки иллюзиям, они не прячут голову в песок — они просто срываются с места и бегут в другой угол загона.
— Да, это очень стрессовая птица. Чуть что — один побежал, и за ним все остальные. Бегут и думают: «А куда я бегу? А зачем?», — подтверждает моё наблюдение Пётр Мирошин.
Поголовье на ферме увеличивают самостоятельно. Каждая страусиха откладывает 50–80 яиц в год. Большую их часть не продают, а отдают на разведение.
— У нас есть инкубация, мы выводим птенцов. В инкубаторе как в роддоме — заходить нельзя, потому что малышам нужно окрепнуть. Главное — первые полгода вынянчить страусёнка, а потом он становится неубиваемой птицей.
Однако с выведением птицы в Бобраве дело не сразу пошло гладко.
— Страус — птица компанейская. Когда у нас вывелся первый страусёнок, он умер. От тоски. Он не знал, как начать клевать. Надо было подсадить ему цыплёнка, утёнка, гусёнка, и он бы понял, как надо клевать... — признался предприниматель.
В еде эта птица непривередлива. Как отметил Мирошин, за зиму страусы немного «пожирели», и сейчас их посадили на диету.
Культура еды
— В России очень плохо с культурой еды. Нужно, чтобы народ понял, что можно съесть немножко меньше, но зато качественного продукта. Так должно быть, — считает Пётр Евгеньевич.
«Бобравское» продаёт страусиное мясо: часть поставляют в столицу, часть — в Курск. Белгородский ресторан «Эль Хаус» закупает страусятину и готовит из неё блюда. Купить мясо в рознице можно только в мясной лавке в самой Бобраве. Кроме мяса и субпродуктов, предприятие производит также колбасу из трёх видов мяса — свинины, говядины и страусятины.
— Страусы, во-первых, живут 75 лет — у них высочайший иммунитет. Если взять мясо на кости и сварить бульон, и этим бульоном кормить одного болеющего, а второго — куриным бульоном, то быстрее выздоровеет тот, кто будет есть страусиный бульон, — заявил Мирошин.
Мясо страуса по вкусу похоже на молодую телятину. Оно насыщенного красного цвета.
— И в страусином мясе, и в страусиных яйцах очень мало холестерина, — просто мизер. Да, продукт дороговато стоит, но он очень полезный. А страусиный жир? Это прекрасное косметическое средство, — продолжает рассказывать владелец фермы.
Страусиное яйцо очень крепкое — на него может встать взрослый человек. Оно может храниться без холодильника два месяца. На ферме продают и целые яйца, и полые — для росписи.
В перспективе Пётр Евгеньевич хочет открыть небольшой птичий парк при ферме, где можно будет любоваться не одними страусами, а фазанами, павлинами, голубями и разными видами курочек. Это будет новым направлением в ракитянском агротуризме. В ближайшее время предприниматель планирует посадить фруктовый сад.
— Наш основной партнёр — это Россельхозбанк. Самое главное, что у них есть — это доступность кредитных ресурсов. Они в этом плане настоящие партнёры. Наш ракитянский менеджер — большая молодец.
***
Сегодня ЗАО «Бобравское» — это главное предприятие сельского округа. В последние годы при содействии предприятия в Бобраве отреставрировали храм и построили дворец культуры и спорта, в Борисполье — отреставрировали дом культуры.
— Когда-то в советское время я пришёл на рынок и увидел, как продают корм для попугаев, в составе которого было просо, овёс и подсолнечник. Я подумал: «Я получаю 300 тонн проса, овса тонн 200...». Тогда у нас был свой магазин в Белгороде, и мы резко стали продавать корм для попугаев. На рынке его продавали по пять рублей за стакан, а мы — по пять рублей за килограмм. Надо смотреть, что рынку нужно, что востребовано, и это производить. Быть гибким. Перестраиваться, а не унывать.