— Какова
сегодня система ответственности людей
за состояние своего здоровья? Она
полностью отсутствует. Вот где наши
проблемы. Люди обращаются в лечебные
учреждения, когда болезнь уже запущена.
Лечение становится неэффективным и
очень дорогим, —
говорил
губернатор Евгений Савченко, выступая
в
марте с ежегодным отчётом.
Прошёл месяц и глава региона собрал «актив Белгородской области» в Волоконовке — здесь предстояло принять судьбоносные для региональной медицины решения.
— Необходима «коренная перестройка» нынешней белгородской системы здравоохранения, — заявил губернатор. — Человек работает до тех пор, пока болезненность не начинает его беспокоить так, что он уже не может дальше спокойно жить.
Просто так оставить это глава региона не мог.
— Люди с большим удовольствием тратят деньги на алкоголь, табак, обжорство и прочие телесные удовольствия, а когда лечиться, то все хотят бесплатно! — пожаловался Савченко.
Он заметил, что с таким подходом «денег у нас никогда не хватит», добавив, что 80 процентов средств в региональном здравоохранении тратятся на 20 процентов больных, что несправедливо по отношению к остальным. Губернатор вышел к доске и начал рисовать.
Он изобразил схему устройства медицины в регионе: наверху областные больницы, диспансеры и перинатальные центры, под ними — районные больницы, состоящие из стационаров, поликлиник и врачей общей практики (участковые и другие).
— Куда население, когда припекает, обращается? В лучшем случае, в поликлинику. Редко, когда к врачу общей практики — мы и не знаем его, — объяснил губернатор, посмотрел на актив региона, взяз паузу. «Нигде в мире система здравоохранения так не работает», — заявил Савченко.
Он обвёл маркером надпись «ВОП» (врачи общей практики — прим. ред.) и заявил, что предлагает сделать это звено «единым юридическим лицом».
По представлению губернатора, это будет работать так: в каждом районе областное правительство создаёт юрлицо, возглавляемое командой исполнения проекта. При каждом юрлице, то есть при каждой команде, будут «офисы семейных врачей». Посчитано, что на каждый из них в селе в среднем будет нагрузка от 1 тысячи до 1,5 тысячи человек, в городе — от 1,5 тысячи до 2 тысяч человек. Здесь губернатор ввёл новое понятие «медицинский округ» — он объединит жителей одного или нескольких муниципальных образований под крылом одного офиса семейного врача.
Евгений Савченко обратил внимание, что юрлицо будет независимым, но работать в его структурных подразделениях могут и, например, врачи районной больницы, пожелавшие уйти сюда из муниципального учреждения. Ключевой задачей проекта он назвал «повышение ответственности населения за состояние собственного здоровья». Завершить создание офисов семейных врачей в сёлах глава региона потребовал к октябрю 2017 года, в городах — к маю 2018 года. Управлять проектом будет Координационный совет под руководством губернатора, в районе команду управления проектом будет возглавлять глава района.
Глава региона заявил, что «ненормальная ситуация», когда в регионе только 30 процентов здоровых, 25 процентов — вот-вот заболеют, а целых 45 процентов — с хроническими заболеваниями. К 2025 году Савченко попросил довести первый показатель до 50 процентов, а последний — уменьшить до 20 процентов. «Мы будем хорошо премировать за выполнение этого», — пообещал глава региона.
Поставил план губернатор и по смертности: если к 2016 году она составляет 14 человек на 1 тысячу населения, из которых 8,5 умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, то через девять лет таких должно быть «хотя бы» четыре — и так далее, с уменьшением по каждой из причин летального исхода.
Ещё одним важнейшим показателем губернатор назвал среднюю продолжительность жизни, значение которой нужно увеличить с 65 до 75–80 лет.
Бюджет офиса семейного врача будет рассчитываться из нагрузки на него: если к нему прикреплены 1250 человек, то его бюджет составит 3,75 миллиона рублей.
Эта цифра в расчётах главы региона получилась следующим образом: из фонда медицинского страхования на жителя области сейчас в среднем выделяется чуть более 8 тысяч рублей, из которых губернатор вместе с медицинским сообществом договорились выделять на офисы порядка 3 тысяч. Если умножить эту цифру на количество закреплённых в медицинском округе за офисом жителей, то как раз и получится цифра 3,75 миллиона рублей.
Губернатор пояснил, что в офисе будут работать в среднем три человека: врач, его заместитель (акушер) и сестра. Их заработная плата суммарно будет составлять 100 тысяч рублей в месяц.
— Мы глубоко убеждены, что все затраты на медицинские осмотры мы должны передать в офис семейного врача. Он должен контролировать расход этих средств, через него эти деньги пойдут, — заявил Савченко.
Сами осмотры, по словам губернатора, должны проходить «при жёсткой плановой дисциплине» с персональной ответственностью семейного врача за это дело. Каждый житель, в освою очередь, должен проходить осмотр не менее одного раза за три года.
— Мы считаем, что листки о нетрудоспособности должен выписывать семейный врач — сам или преимущественно сам, или если человек попал в стационар, то об этом должен быть проинформирован семейный врач, и только с его согласия (выдаётся лист — прим. ред.), — потребовал губернатор.
Отношения пациента и врача, по мнению Савченко, должны строиться в гораздо более доверительном ключе.
— Кто-то приболел, нужно получить больничный лист, он обращается в офис своего семейного врача. Семейный врач реагирует: пришёл, посмотрел, убедился, что заболел, выписал, провел какие-то мероприятия, пожелал скорейшего выздоровления. Через каждые два-три часа звонит, интересуется — вот это уже семейный врач, — подчеркнул губернатор.
Он анонсировал создание для каждого белгородца своего медицинского паспорта, «полностью отражающего здоровье человека, динамику, рекомендации семейного врача и их выполнение».
— Самое главное в работе семейного врача — он жёстко должен говорить, что человек должен делать, чтобы сохранять своё здоровье. Мы должны убеждать, а точнее принуждать наших жителей к здоровому образу жизни, — пояснил Савченко.
Кроме всего прочего, семейный врач будет нести функции медицинского адвоката — если житель региона не получил услугу или получил её не полностью, то врач должен защищать своего подопечного.
— Каждый платёж вместе со страховой компанией подтверждается и семейным врачом, — продолжал расписывать функции доктора губернатор.
При этом сами медицинские офисы, по его словам, будут практически освобождены от бухгалтерии и отчётности — все бумаги будут в районных офисах, а врачу останется только заполнять первичную документацию в онлайн-режиме.
Глава региона предложил оценивать врачей на выборах в органы власти, включая в избирательный бюллетень также графу «доверие медицинского округа к врачу Иванову». Таким образом, наряду с голосованием за чиновников белгородцы будут голосовать и за врачей — если от 70 процентов голосов медицинского округа «за» своего врача, то человек «хорошо работает», если «серединка на половинку», то, по словам Савченко, «надо смотреть».
Закончив с работой врача, глава региона обратил внимание и на ответственность пациента.
— То, что человек должен нести административную, а, может, даже и материальную ответственность за своё здоровье, — в этом я абсолютно уверен, — напоследок заявил губернатор, добавив, что некоторые мысли о наказании для белгородцев за уклонение от ЗОЖ у него уже есть.