«Нельзя давить цыпляток». Как в Белгороде впервые публично обсудили областной бюджет

На первое в истории региона публичное обсуждение доходов и расходов региона на 2016 год мог прийти любой житель Белгородской области. Но в итоге небольшой актовый зал департамента финансов без проблем вместил всех участников слушаний. Специальный корреспондент «Фонаря» Владимир Корнев наблюдал за обсуждением главного финансового документа региона.

«Добрый день всем. Есть в зале не бюджетники?» — сходу поинтересовался глава департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик. Поднялось несколько рук на задних рядах — первые были отданы высоким гостям.

«Ну хорошо. Спасибо вам!» — искренне поблагодарил Боровик.

Главный финансист области объяснил, что региональный бюджет складывается из трёх составляющих: доходы, расходы и долговые обязательства. По каждому из них специалисты департамента подготовили краткие доклады.

Доходы

Начальник управления доходов Александр Шабанов начал с того, что из-за «нестабильности социально-экономических прогнозов» бюджет теперь принимается не на три, а на один год, и назвал прогноз на 2016 год «умеренно-оптимистичным».

Так, собственные доходы бюджета составят 46,6 миллиарда рублей. Ещё 25 миллиардов область планирует получить в виде безвозмездных поступлений.

Если говорить о собственных доходах, то в сравнении с 2015 годом в департаменте финансов меньше рассчитывают получить лишь с налогов физических лиц, тогда как по всем остальным показателям (налоги на прибыль организаций, акцизы, транспортный налог) ожидается рост бюджета. Но при этом налоги с физических лиц — самая большая статья поступлений в бюджет (30,7 процента), после неё следует налог на прибыль организаций (27,7 процента), на третьем месте — налог на имущество организаций (15,1 процента). Меньше всех в бюджет принесут выплаты транспортного налога (3,5 процента).

По меткому замечанию Владимира Боровика, доходы никогда никого не интересуют — потому и вопросов к Александру Шабанову почти не было.

Расходы

А вот начальнику бюджетного управления Андрею Изварину пришлось постоять за трибуной подольше.

Для начала он разделил все планируемые траты региона на три группы: не подлежащие изменению, возможные к сокращению и те, от исполнения которых можно отказаться. К первой группе Изварин отнёс фонд оплаты труда, коммунальные услуги, социальные выплаты, питание, медикаменты и всё самое необходимое. Ко второй — услуги связи, командировочные расходы, противопожарные мероприятия, охрана помещений. К третьей — приобретение оборудования, текущий ремонт зданий и оборудования. Это, в случае чего, можно отложить.

Больше всего расходов бюджета приходится на отрасли национальной экономики: агропромышленный комплекс, капитальные вложения, дорожные работы. Из отраслей социальной сферы больше всего расходов уйдёт на образование (15 миллиардов), по 9 миллиардов уйдёт на здравоохранение и социальную политику, 646 миллионов потребуется на культуру, 162 миллиона отдадут на СМИ, 125 миллионов — на физическую культуру и спорт.

Все желающие поучаствовать в публичном обсуждении областного бюджета легко поместились в небольшой зал заседаний департамента финансов и бюджетной политики

Итого расходы бюджета, при условии 100 процентов запланированных поступлений из Москвы, составят 76,4 миллиарда рублей.

Первым вопрос из зала задавал мужчина, назвавшийся «Андреем, представляющим широкие слои населения».

— На продовольственную безопасность выделяются очень большие деньги. Куда они пойдут — на агрохолдинги или на фермерские хозяйства? Мы же видим, что цены на продовольствие только увеличиваются.

— Программа довольно обширная, идёт на несколько направлений. Вне зависимости — холдинг это или учреждение ЛПХ, деньги выделяются на субсидирование процентных ставок по взятым кредитам. Здесь один общий подход: вне зависимости от объёмов, ты обязан получить эту поддержку, и департамент АПК строго стоит на этом, — пояснил Изварин.

— Хорошо. Я, фермер, прихожу в любой банк. Под какой процент мне дадут кредит? — спросил Андрей.

На этот вопрос Владимир Боровик попросил ответить представителя департамента агропромышленного комплекса, присутствовавшего в зале.

— Понимаете, здесь уже банк выставляет условия, под какой процент выдать вам кредит, — объяснила специалист.

— Ну, под какой? — не унимался Андрей.

— Сложно сказать, зависит от банка…

— Примерно?

— Примерно 18 процентов.

Андрей улыбнулся и ответил: «Всё понятно».

— Региональная власть не может повлиять ни на процентную ставку банка, ни на цену сельхозпродукции. Если есть спрос — а он есть, — берут по этой цене. А по поводу вашей озабоченности, полностью с вами согласен. Доступность банков — это тема отдельная. Главный тормоз развития современной национальной экономики — это высокие банковские кредиты. К сожалению, это пока так, — признал Боровик.

У Андрея был ещё один вопрос.

— Сейчас планируется ремонт дворов в Белгороде. Будет ли в этом принимать участие население, учитываться его мнение? Потому что я слышал, что Боженов говорил…

Глава департамента финансов не дал договорить Андрею.

— Забудьте Боженова! У нас Полежаев — мэр. Но я вам отвечу. Не секрет, что готовится городская программа с участием областного бюджета.

— А федеральный будет?

— Нет, конечно. Так вот, программа будет. Нам дали срок, но сразу скажу, что на следующий год из областного бюджета мы будем на это давать порядка 200 миллионов рублей. Это первый этап. Дальше будет больше.

Об участии населения в программе Боровик рассказать не смог.

Начальник департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик (слева) и начальник департамента имущественных и земельных отношений Валерий Шамаев

Следующим вопрос задавал член партии «Гражданская платформа» Вадим Агаев.

— К расходам, которые можно отложить, вы отнесли ремонт, в том числе капитальный, бюджетных учреждений. Кто и как будет выбирать, что ремонтировать, а что нет? Это ведь безопасность граждан.

— Бюджет невозможно нарисовать просто так. У нас есть определённые ресурсы, которые мы должны распределить. Мы должны, в первую очередь, обеспечить зарплату работникам. И если текущий ремонт не влияет на безопасность здания, то его можно отложить — если это не связано с аварийностью здания, конечно, — ответил Изварин.

— У нас бюджет формируется на основании 15 программ, в том числе программы капитального строительства. Там у нас прописаны объекты. Если хотите узнать, что ещё у нас в этом году запланировано, то надо просто выйти на сайт профильного департамента и посмотреть перечень. Вот, например, у нас сидит Сердюков, начальник областного управления физкультуры и спорта. Сколько у вас на 2016 год объектов включено в программу? — спросил Боровик у Сердюкова.

Ответа от главы физкультуры и спорта не последовало.

— Вот так у нас отвечают за физическую культуру… Напомнить? Таких объектов десять. В том числе самый крупный — мы частично будем финансировать тот дворец, который строится сейчас на Горького.

Следующий вопрос был о росте онкозаболеваемости.

— Планируется ли увеличить расходы на это направление? — спросили главу бюджетного управления.

— Что касается онкозаболеваемости, то на 2016 год принято решение добавить 50 миллионов рублей на приобретение оборудования, также добавить 38 миллионов рублей на высокотехнологичную медпомощь, а также направить деньги на благоустройство территории здания бывшей школы № 26. Что касается медикаментов, мы не смогли их проиндексировать, тем не менее расходы на всю медицинскую помощь, в том числе и онкозаболевания, остались на уровне 2015 года, — пояснил Изварин.

Тем временем новый вопрос созрел у Вадима Агаева.

— В связи с обстановкой в мире предусмотрены ли в бюджете дополнительные деньги на безопасность?

— К сожалению, существует Конституция РФ, в которой полномочия разделены. Вопросы национальной безопасности, военной, внутригосударственной — это федеральный уровень. Максимум, какие расходы мы можем представлять, это на общественную безопасность, — ответил Изварин.

— Есть и та часть, которую мы финансируем. Это программа «Безопасный город»: системы видеонаблюдения, централизация полицейских пунктов. Также мы содержим пожарную часть, каждый год даём им денег на одежду, оборудование, — добавил глава департамента финансов.

Слова попросил член Общественной палаты Белгородской области.

— Недавно белгородский инвалид отсудил у департамента здравоохранения деньги на лечение. Это проблема бюджета или конкретно медицинская организация в чём-то была неправа? — поинтересовался он.

— Конкретный вопрос — конкретный ответ, — отрезал Боровик и передал слово первому заместителю начальника департамента здравоохранения региона Людмиле Крыловой.

— К сожалению, данная ситуация касалась полномочий именно областного бюджета, — очевидно, неожиданно для самого Боровика заявила Крылова.

— Но… Оплатили потому, что не было денег или отказали по каким-то неправомочным причинам? — перешёл в контратаку начальник департамента.

— Нет, причины были правомочные, просто у нас был выявлен этот пациент не в начале года, а позже. Временной фактор и порядок формирования бюджета не совпали. Всё было расписано, и мы уже не могли ранее вошедшие в торги финансовые средства направить конкретно на этого пациента, — объяснила Крылова.

— Одним из факторов такого случая является, к сожалению, совершенно нежизнеспособная система так называемых торгов. Но мы (в департаменте финансов — прим. ред.) завели круговую систему, то есть мы в области видим все закупки бюджетных учреждений, их цену и сроки, но, к сожалению, не видим качество, — добавил Боровик.


Скриншот презентации начальника бюджетного управления Андрея Изварина

Долговая политика

Отчёт о долговой политике представляла начальник управления государственного долга Галина Скачкова.

По прогнозам департамента, верхний предел государственного долга Белгородской области в 2016 году составит 46,5 миллиарда рублей. Структура долга представлена ценными бумагами (16,3 миллиарда, банковскими кредитами — 7,9 миллиарда — и бюджетными кредитами — 7,1 миллиарда). Всё вышеперечисленное будет занимать в структуре долга 67 процентов.

Гарантийные обязательства составят 16,1 миллиарда рублей, то есть ещё 33 процентов.

«Последние два года в рамках программы по сокращению долга мы ведём работу по сокращению гарантийных обязательств, а также по сокращению государственных гарантий. На 2016 год в программе госгарантий заложена всего одна госгарантия в размере 155 миллионов рублей, которая будет предоставляться в фонд поддержки малого и среднего предпринимательства на развитие программ микрофинансирования», — рассказала Скачкова.

По её словам, потребность в заёмных средствах сохранится. Заимствования преимущественно будут направляться на погашение уже имеющихся долговых обязательств и частично на финансирование дефицита. «Предусматривается привлечь 8 миллиардов рублей, из которых 3,5 миллиарда — на ценные бумаги, 3,2 — на кредиты банков, и надеемся получить 1,3 бюджетных кредитов», —– пояснила докладчик.

Вопросов, как и в случае с доходами, Галине Скачковой почти не было.

Закончить публичные слушаний Владимир Боровик решил на любимой властями в последнее время теме «теневых» предпринимателей и легализации «серых» схем фрилансеров.

«Они потребляют бюджетные услуги, получают медицинские страховки, лечатся, но ни рубля в бюджет не приносят. Это справедливо? Дело не в том, чтобы задавить малый бизнес. Мы понимаем, что нельзя давить тех цыпляток — не курицу, а цыпляток! — которые приносят в бюджет около семи процентов. Это очень малые суммы, незначительные совсем. Мы понимаем, что малый бизнес — это сейчас как средство трудоустройства граждан. Они там работают, крутятся, трутни трут и так далее. Я тоже оттуда вышел, я знаю».

— Вот последний пример. Гостиниц у нас видите как много в городе? Мы взяли на выбор 12 штук — численность рабочих (в них — прим. ред.) на более пять человек. Вы такое видели, чтобы пять человек обслуживали гостиничный комплекс?! Это невозможно! Поэтому вторая часть нашей работы с налоговой службой — нерадивых искать и, к сожалению, наказывать. Просто просить отдать то, что необходимо бюджету, — рассказал начальник департамента финансов и объявил первые публичные слушания закрытыми. Теперь, в идеале, вопросы и замечания, высказанные на слушаниях, будут оформлены в виде рекомендаций на заседания депутатов облдумы.


Опрос «Фонаря»

Редакция «Фонаря» предлагает читателям попробовать оценить запланированные траты регионального бюджета на 2016 год и высказать своё мнение, куда вы готовы потратить больше средств, а на чём сами готовы сэкономить.

Владимир Корнев

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Налоги на прибыль и патенты для фрилансеров. Чем «живёт» бюджет Белгородской области

Налоги на прибыль и патенты для фрилансеров. Чем «живёт» бюджет Белгородской области

В областном правительстве назвали предварительные цифры доходов и расходов регионального бюджета

В областном правительстве назвали предварительные цифры доходов и расходов регионального бюджета

Минус миллиард. В Белгороде представили «жёсткий, но реалистичный» бюджет на 2016 год

Минус миллиард. В Белгороде представили «жёсткий, но реалистичный» бюджет на 2016 год

​«У нас не закрыли ни одного медицинского учреждения». Как изменятся расходы на здравоохранение в регионе

​«У нас не закрыли ни одного медицинского учреждения». Как изменятся расходы на здравоохранение в регионе

Финансы в карантин: как сохранить свои деньги и не поддаться всеобщей панике [партнёрский материал]

Финансы в карантин: как сохранить свои деньги и не поддаться всеобщей панике [партнёрский материал]

Бюджет Белгородской области не дополучит почти 14 миллиардов рублей

Бюджет Белгородской области не дополучит почти 14 миллиардов рублей

Снизить расходы и отказаться от продажи муниципальной земли. О чём говорили на публичных слушаниях по проекту белгородского бюджета на 2021 год

Снизить расходы и отказаться от продажи муниципальной земли. О чём говорили на публичных слушаниях по проекту белгородского бюджета на 2021 год