Умирать за культуру. Почему украинский «Амадей» переезжает в Россию

Харьковский театр «Амадей» привёз в Белгород спектакль «Это наша Победа!». Руководители театра планируют обосноваться в России, потому что в Украине перестали принимать их творчество.

Олег Калинин — актёр, режиссёр, руководитель харьковского театра «Амадей». Вместе с женой Мариной (актрисой его же театра) около девяти месяцев назад он переехал в Белгород. В репертуаре театра много разноплановых постановок: детская новогодняя сказка «Волшебная палочка», водевиль «Кармен-сюита для жены», поэтический спектакль «Я помню чудное мгновенье» и другие. Сейчас Олег Геннадьевич работает режиссёром в Белгородском институте искусств и культуры.

— У нас не просто театр. Мы говорим о православных истинах. Это мы считаем нашей обязательной работой. Нам не нравятся многие современные театры, куда нас приглашали — мы не хотим играть пошлятину и матом ругаться, — рассказывает Марина Калинина. — Я буду за это отвечать перед Богом. Я чувствую за собой ответственность, что я несу со сцены. Со сцены нужно говорить о высоком. Почему Бах вечен? Он в своих произведениях говорил о Боге. Почему Шекспир вечен? Он в своих произведениях говорил о страстях. Все гении говорили о высоком.

Театр «Амадей» существует уже около 20 лет. Его идейный вдохновитель — Олег Калинин — не сразу пришёл в театральное искусство: сначала он учился в авиационном институте, потом только решил пойти на актёрскую стезю. Завершив актёрское образование, выучился на режиссёра, начал играть в театрах, но везде были свои препоны: то режиссёр выбирает для постановки неоднозначный, низкопробный сценарий, то не складываются доброжелательные отношения среди самих актёров. Поэтому он принял решение собрать свой камерный театр. А в процессе работы ещё окончил духовную семинарию.

— Почему название «Амадей»? Амадей Моцарт, — приоткрывает завесу Марина. — Моцарт любил жизнь, и через своё творчество он говорил о высших истинах. Всем известно, что музыка Моцарта необыкновенна. У нас в Харькове в филармонии даже есть концерты для беременных, когда можно прийти послушать музыку, а конферансье рассказывают о нём и его творчестве... Поэтому почти 20 лет назад было решено назвать театр «Амадей». Это своеобразная метафора, «эффект Моцарта».

Запретный плод

— Пока мы приехали только вдвоём. Ребят берём местных, — рассказывает Марина. — До того, как мы уехали из Харькова, мы уже год не играли на сцене Дома актёра. То, что мы раньше показывали там, мы больше не можем показывать — вы сами понимаете. Темы войны точно нельзя затрагивать — если у нас за георгиевскую ленточку стреляют, то что сделают за спектакль? Хотя мы не знаем, конечно, как нас здесь воспримут.

10 июня в Центре молодёжных инициатив театр презентует постановку «Это наша Победа!». В Харькове этот спектакль ставили под названием «Помни войну».

— Спектаклю «Помни войну» уже 17 лет. Давно его играем, объездили очень много. Вообще театр у нас многоплановый. Мы работаем на все категории, начиная от детей и заканчивая пожилыми — затрагиваем все категории зрителей, — поделился режиссёр и руководитель театра Олег Калинин. — Наш театр не просто показывает спектакли — мы ставим себе задачу сделать нечто такое, чтобы зритель унёс это с собой, чтобы что-то в человеке перевернулось, чтобы он что-то сделал. Даже дети (когда мы играем детские спектакли) у нас не просто зрители — они активные участники, мы всё время их вовлекаем.

Во время интервью Олег отвлекается, чтобы сделать голосовую разминку с актёрами: в спектакле очень много военных песен, которые исполняются вживую.

— Этот спектакль построен на словесных действиях. Здесь главное — это слово, поэзия. Наша задача — доносить слово. Сюда, конечно, нужна ещё хореографическая группа, но у нас её нет. В Харькове была, — сетует Олег.

Марина в это время отбирает костюмы для актёров: они шились в Харькове на совершенно другую труппу, и теперь нужно подобрать костюмы по размерам.

— Мы переехали вдвоём и тут набирали уже белгородцев для спектакля, — между делом рассказывает Марина. — Это сложная работа. Буквально за два месяца мы сделали всё с нуля: ставили голоса, учили держаться на сцене. Образно говоря, можно пойти в первый театральный класс и постигать всё постепенно с азов, а этим ребятам пришлось сразу пойти в десятый. В детском спектакле можно спрятаться за декорации, за костюм, а в таком спектакле прятаться не за что. Стоишь на сцене перед публикой, как... как на расстреле.



Театральный дефицит

— Мы ощутили, что в Белгороде не очень хотят поддерживать культуру, — делится наблюдениями Марина. — В Харькове очень много негосударственных театров — около 15. Мы могли там существовать друг с другом, у каждого было своё местечко в Доме актёра, расписание, мы могли там выступать свободно. Мы существовали — слава Богу как! Мы зарабатывали театром: платили зарплату актёрам, оставляли деньги на развитие... А здесь — посмотрим: приживёмся, не приживёмся... Если не приживёмся, то поедем дальше. Сейчас, конечно, проблема с вывозом декораций и костюмов — это целый прицеп. До Харькова-то 60 километров, но на границе по девять часов стоим на машине...

Культура театра

— Сейчас в основном всё делают на публику, а мы делаем для души, — подчёркивает Марина. — Но у нас высокие требования к профессионализму. Мы не идём за модой, чтобы показывать голые, простите, тела, разговаривать нецензурными словами. У театра высокая планка должна быть. Даже в мелочах. Если актёр выходит на сцену в лаковых туфлях — значит, он действительно актёр.

— В этом смысле я с удовольствием услышал мнение режиссёра Додина, — поддерживает жену Олег. — Он отметил, что сейчас идёт время формирования потребностей: сейчас формируем потребности, а потом будем их удовлетворять. А наша задача — не идти на поводу у потребностей и не формировать их (как попса), а открыть человеку то, чего он и не ожидал вовсе. Я помню, когда я пришёл в Харькове на спектакль «Братья и сёстры» Санкт-Петербургского театра: первые десять минут я с вызовом смотрел постановку: давайте, удивите меня! А через 20 минут поймал себя на мысли, что я хочу завизжать. Это было чудо, и такого чуда я больше не видел нигде. Вот так и нужно делать: делать то, что тебе очень хочется.

— Люди работают только за деньги. За идею, бывает, но недолго. А за культуру — умирают. За деньги никто умирать не согласен, а за культуру время от времени — миллионами. «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, не горько остаться без крова, и мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Культура — это матрица жизни народа.

Поэзия войны

— Поэтическое слово во время войны было сильнее, чем любой приказ. Женщины во дворах стояли в кругу и в слезах слушали, как одна из них читает письмо, в котором переписано симоновское «Жди меня», — вспоминает Олег строки из книги Вадима Кожанова «Век двадцатый и мир». — Есть очень простая и очень глубокая мысль, почему песни и стихи были так необходимы и имели такое значение — потому что они доносили смысл войны. Та песня и та поэзия, которая не описывала войну как баталию, а та, которая доносила смысл войны. Об этом, к сожалению, сейчас не говорят. Даже не говорят, что такое культура. Культура — это то чувство, когда ты слышишь музыку или смотришь спектакль, и в одну секунду понимаешь, что ты не здесь, ощущаешь нечто, что побуждает тебя слиться с миром и почувствовать целостность жизни, услышать в одной песне историю своего народа...


Увидеть спектакль «Это наша Победа!», сотканный из военных стихотворений и песен, можно будет сегодня, 10 июня, в 19:00 в концертном зале Центра молодёжных инициатив.

Олеся Шкреба
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

В Белгороде театр «Две обезьяны» показал спектакль «Зы-зы-зы»

В Белгороде театр «Две обезьяны» показал спектакль «Зы-зы-зы»

Благотворительный фестиваль «Живи-2016»

Благотворительный фестиваль «Живи-2016»

Диалоги с незнакомцами. Питерский драматург в Белгороде поучаствовал в читке своей пьесы

Диалоги с незнакомцами. Питерский драматург в Белгороде поучаствовал в читке своей пьесы

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в апреле

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в апреле

В Белгороде на шоу TopStandUp выступят Олег Щербак и Елена Новикова

В Белгороде на шоу TopStandUp выступят Олег Щербак и Елена Новикова

​Белгородский драмтеатр летом покажет свои постановки в отдалённых районах области

​Белгородский драмтеатр летом покажет свои постановки в отдалённых районах области

В Белгороде появился «театр эстрады». Двойник Аллы Пугачёвой Даниил Калатура объясняет, зачем он нужен

В Белгороде появился «театр эстрады». Двойник Аллы Пугачёвой Даниил Калатура объясняет, зачем он нужен

Видеоверсия спектакля «Города одиночества», который взял награду «за актуальность темы» на театральном фестивале «Театральная революция» [16+]

Видеоверсия спектакля «Города одиночества», который взял награду «за актуальность темы» на театральном фестивале «Театральная революция» [16+]

После месяца контроля Вячеслав Гладков выяснил, что на ремонте ЦМИ сэкономили

После месяца контроля Вячеслав Гладков выяснил, что на ремонте ЦМИ сэкономили

В Белгороде подвели итоги фестиваля современного театра «Наш кислород»

В Белгороде подвели итоги фестиваля современного театра «Наш кислород»

Зелёный клоун. Как белгородский режиссёр стала участницей шоу Славы Полунина «ЗЯ!»

Зелёный клоун. Как белгородский режиссёр стала участницей шоу Славы Полунина «ЗЯ!»

Старооскольский театр рассказал о новинках репертуара 30-го юбилейного сезона

Старооскольский театр рассказал о новинках репертуара 30-го юбилейного сезона