Главный архитектор Белгорода Галина Горожанкина рассказала журналу «Белгородский бизнес-класс», какие ошибки совершают предприниматели, согласовывая вывески.
Случай с «Маяком» стал показательным. А показал он следующее: белгородское бизнес-сообщество, долгое время варившееся в «собственном соку», прежде всего, на уровне сложившегося менталитета, не готово к резким преобразованиям. В этом наша редакция убедилась, пообщавшись с рядом руководителей рекламных агентств, которые в личной беседе высказали определенные претензии к городской архитектуре, взявшейся наводить порядок.
Про выдворение крупноформатной рекламы из центра Белгорода мы уже рассказывали. Сегодня остановимся на вывесках. Расскажем, какими должны быть «правильные» вывески с точки зрения главного архитектора Белгорода, как их согласовать, и как бизнесу не переплачивать лишнее рекламным агентствам.
Порядок в доме
О том, что белгородскими вывесками пора заняться всерьез, городским властям намекнули «свыше» — на одном из заседаний правительства, в ходе которого губернатор поинтересовался, когда у нас будет наведен порядок в наружной рекламе. Он явно дал понять: областной центр пестрит надписями, не сочетающимися с архитектурным обликом зданий, и с этим надо что-то делать. Посыл был услышан. Маховик реформ запущен.
Администрация выдвинула несколько требований к оформлению вывесок, главное из которых — вывески должны сочетаться с городской средой, а не перекрывать её, взаимодействовать, а не конкурировать со зданиями, на которых они размещены. Предпочтение отдаётся отдельно стоящим объёмным буквам и логотипам без подложки, то есть размещённым непосредственно на плоскости фасада. Витрины и окна не должны быть заклеены рекламой. И больше никакой дешёвой баннерной ткани! Собственно, требования понятны, тем более что перекликаются с московскими и питерскими дизайн-кодами.
Теперь о согласовании с городской архитектурой паспорта рекламного средства. Предприниматель обязан согласовать габаритные размеры, подсветку, место положения вывески на фасаде и цветовую гамму. Как это происходит на практике, нам рассказал один из руководителей рекламного агентства, попросивший не называть его имя, поскольку, по его словам, наши чиновники «не любят критику и достаточно злопамятны».
— Если ранее на согласование эскиза вывески выделялось два дня в неделю (по три часа на приём), а неформально можно было согласовать вывеску с главным художником в любой рабочий день, то сейчас согласование происходит строго во вторник. Приходишь с эскизом в приёмный день, там уже огромная очередь в узком коридоре. Стоишь час, два. Если время приёма подошло к концу — уходишь и ждёшь следующего вторника. Иногда случается, что сотрудника, который ведёт приём, срочно вызывают на совещание, и приём прекращается. Люди злятся, архитектура даже не позаботилась выставить стулья, чтобы можно было присесть. Если тебе повезло, и твоя очередь подошла, заходишь, отдаёшь эскиз, в нём делают корректировки. В следующий вторник идёшь с исправленным эскизом. Если дают добро, готовишь паспорт и сдаёшь его в МФЦ. Но на этом испытания не прекращаются. Паспорт, предварительно согласованный с сотрудником управления, из МФЦ попадает на стол главному архитектору, откуда могут его «завернуть», и тогда «бег по кругу» начинается снова, — красочно описал процедуру предприниматель.
Ценник на хлопоты
Такая волокита, по мнению рекламиста, отражается, прежде всего, на бизнесе и кошельке заказчика. Во-первых, планируя открытие торговой точки или предприятия сферы услуг, о вывеске теперь приходится побеспокоиться заблаговременно (месяца за 2–3, а то и более), иначе можно банально не успеть. Во-вторых, свои хлопоты рекламщики оценивают в круглую сумму. Если раньше стоимость согласования в общей стоимости работ составляла максимум три тысячи рублей, то теперь «согласовательный» ценник в РА стартует от 3,5 и доходит до 14 тысяч рублей. В итоге вывески становятся для бизнеса по истине «золотыми», даже если сделаны из недорогого пластика.
— Есть и ещё одна составляющая удорожания наших услуг, — утверждает директор рекламно-производственной компании «Махаон» Алексей Волошкин. — Ранее стандарт паспорта был формата А4, в 2013 году формат изменили на А3, хотя рекламные агентства — не полиграфические предприятия и в большинстве своём не имеют цветного принтера А3 формата. Теперь рекламщикам приходится заказывать распечатку паспортов в сторонней организации за дополнительную плату либо приобретать дорогостоящий принтер.
Паспорт на рекламную конструкцию выдаётся бессрочно. Но поскольку весь последний год прошёл под знаком реформаторства в сфере наружной рекламы, и реформы, судя по всему, ещё не закончены, предприниматели опасаются возможного переоформления паспортов. Для рекламных агентств это, понятное дело, неплохо (лишняя возможность подзаработать), а вот для заказчиков, которые уже оформили вывески, — прямой убыток.
— Сегодня в своей работе мы придерживаемся тех дизайн-кодов, которые нам порекомендовали в управлении архитектуры. Сначала это была «Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы», которую разработала студия Артемия Лебедева, потом «Новый порядок размещения информационных конструкций» комитета по архитектуре и строительству Москвы. Потом, наконец-то, увидел свет дизайн-код Белгорода — руководство по оформлению входных групп нежилых помещений и размещению средств наружной рекламы и информации на фасадах зданий, разработанный дизайн-студией М207. Предложат новый дизайн-код — будем приспосабливаться к новым требованиям, ничего в этом катастрофического не вижу, тем более что в нашем штате работает профессиональный дизайнер, — сообщила «Бизнес-классу» заместитель генерального директора студии рекламы и PR «Ультрафиолет» Виолетта Мельникова.
Правда, несмотря на свою лояльность к управлению, все же согласилась, что процедура согласования стала «хлопотнее».
— Конечно, всем нам хотелось бы видеть правила игры на рынке более открытыми и предсказуемыми, понимать, каким курсом и куда движется городская архитектура, — осмелился высказать общую точку зрения бизнес-сообщества директор РА «Час» Сергей Коробов.
Мы не могли обойти пожелания предпринимателей стороной и встретились с главным архитектором Белгорода Галиной Горожанкиной. Озвучили претензии предпринимателей к процедуре согласования паспорта рекламного средства, но, признаться, были весьма удивлены неоднозначностью ситуации.
Из первых уст
Галина Горожанкина не стала переливать из пустого в порожнее, а сразу же расставила все точки над i. Напомнила, например, о том, что рекламным агентствам совсем не обязательно терять время на стояние в коридорах управления, поскольку правилами землепользования, введёнными ещё в 2007 году, предусмотрено прямое обращение заявителя в МФЦ без каких-либо предсогласовательных процедур в архитектуре.
Регламент прост: эскизный проект сдаётся в МФЦ, где и рассматривается согласно регламенту в течение 30 дней (на практике обычно меньше), по прошествии которых заявитель либо получает на руки согласованный проект, либо мотивированные замечания к нему. МФЦ, собственно, и создавалось с одной единственной целью — сделать процесс согласований прозрачным и доступным, а заодно исключить коррупционную составляющую, которая возможна при личных контактах предпринимателей с чиновниками. Отказ в согласовании может быть только в одном случае — когда под видом вывески предприниматели пытаются «протащить» рекламную конструкцию, которая оформляется совсем иначе и по иному законодательству. Что касается печатного формата паспорта вывески, он произвольный, поскольку никак не регламентируется. Значит, паспорт можно распечатать на любом принтере любого формата. Для архитектуры это не принципиально, хотя с крупными форматами работать всё же приятней.
— Я готова воспринимать критику, но она должна быть конструктивной. Привычка предпринимателей решать свои вопросы на бегу, как и практика бесконечных согласований, были сформированы, когда в управлении работал главный художник. Человек ушёл, а привычка осталась, — пояснила Горожанкина. — Смысла в предварительном согласовании эскизов вывесок я не вижу. И постепенно от этого надо отказываться совсем. Во вторник у нас есть часы приёма по личным вопросам, многие этим пользуются и приносят эскизы на консультацию. Отказать в консультации мы не имеем права. Но, подчеркну ещё раз, это никакой ни день согласований, а часы личного приёма посетителей. Раз есть такая потребность, наверное, придётся выводить на эти консультационные часы второго специалиста, хотя у нас штат очень сжатый. Переплачивать за чьи-то «хлопоты» тоже не имеет никакого смысла. Совет один: заказывайте в рекламных агентствах только эскиз вывески, а паспорт оформляйте самостоятельно через МФЦ, на что я всех предпринимателей и настраиваю.
Свет в конце рекламы
Галина Горожанкина не скрывает: управление архитектуры настроено навести порядок в сфере наружной рекламы, и сворачивать с намеченного пути не планирует. С 11 января 2014 года уже действует банк данных по согласованным вывескам. Ранее такой реестр просто не вёлся, что, конечно же, негативно отразилось в целом на рынке, который теперь приходится очищать от несанкционированной рекламы.
Сейчас ведётся визуальное обследование территории, проводится фотофиксация. Прямо на фотографиях вычёркиваются те элементы, которые портят фасад здания. Затем информация направляется в округа, после чего предпринимателю выдаётся предписание о демонтаже. Сотрудники управления архитектуры в любой момент могут заглянуть в банк данных и сравнить, ту ли вывеску установил предприниматель, которую согласовывал. Контроль, таким образом, усиливается. Большая работа по выявлению самовольно установленных вывесок сегодня проводится с торговыми сетями, управляющими компаниями.
— Что скрывать — систематизация работы не очень нравится определённой категории предпринимателей, которые ещё вчера вольготно работали на этом рынке и наскоком решали все свои вопросы, а сейчас вынуждены встраиваться в систему, соблюдать регламенты на общих основаниях. Но я всё-таки надеюсь на понимание, — подчеркнула главный архитектор. — Давайте начнём думать не только о собственных интересах, но и об интересах общества, о создании той городской среды, в которой нам всем было бы комфортно.
Как заявила Галина Горожанкина, отдельной концепции по вывескам пока не существует — есть только общие рекомендации. Но к лету типовые требования, разработанные в недрах управления, будут вынесены на обсуждение, после чего выльются в отдельный пользовательский документ. Что же касается срока действия паспорта на рекламное средство, он никак не регламентирован, но и жизнь не стоит на месте. Та реклама, которая была установлена пять лет назад, во многом устарела и морально, и физически. Это не значит, что вся реклама будет срываться. Отдельная качественная рекламная конструкция может дать фору более свежим. Все будет решаться индивидуально. Отвечает вывеска требованиям сегодняшнего дня — никто «кошмарить» бизнес не собирается, пусть себе висит и дальше. Не отвечает — придётся побеспокоиться о новом облике. Вот, собственно, и вся мораль.