Пёстрый мир. Как живётся в нашем регионе представителям различных конфессий

Почему буддисты не взаимодействуют с властями, о какой жемчужине мечтают мусульмане, кто записал кришнаитов в сектанты, как губернатор Евгений Савченко помогает родноверам, почему адвентистам не разрешали сдавать экзамены и на что баптисты должны спрашивать разрешение у православных, — выяснила Вероника Малова.

О «Святом Белогорье» слышали даже за пределами Белгородской области. Представители самой многочисленной в регионе религии знают о последних событиях календаря православных праздников, предстоящих богослужениях и постах, о которых довольно подробно и часто пишут местные СМИ. Редакция «Фонаря» задалась вопросом: как живётся у нас представителям других конфессий. Наш корреспондент встретился с ними и узнал, чем они занимаются, взаимодействуют ли с властями и церковью, какие вопросы и проблемы их волнуют.

***

Председатель местной религиозной организации мусульман «Мир и созидание» Гаджирамазан Рамазанов и его заместитель Рустам Мухамеджанов рассказали нам о том, как им и их собратьям по вере живётся в нашем регионе.

Они говорят, что мусульмане жили в этих землях «испокон веков», в основном это были татары. В советское время о вере и соблюдении религиозных традиций не дозволялось думать не только мусульманам, но и православным. А вот с 90-х годов в этой сфере началось возрождение.

В 2004 году была зарегистрирована организация, объединившая местных мусульман. Уже в 2006 году на мемориальном комплексе «Курская дуга» по инициативе общины был открыт Поклонный монумент воинам-мусульманам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

С 2004 года мусульмане стали обращаться в городскую и областную администрации с просьбой о выделении земли под строительство мечети. Однако Совет депутатов пояснил, что место под капитальное строительство подобного культового сооружения не может быть выделено до 2025 года, поскольку это не предусмотрено градостроительными планами. Впрочем, белгородским мусульманам предложили просто купить землю и построить на ней мечеть. Их остановила необходимость согласования стройки в большом количестве инстанций.

По словам Гаджирамазана Рамазанова, в Белгородской области сейчас более 25 тысяч человек исповедуют ислам. Чтобы коллективно собираться на молитву, представители общины сначала снимали в Белгороде комнату. Но прихожан становилось всё больше. В 2010 году они переехали в большое помещение на улице Мичурина и открыли там большую молельную комнату (мечеть).

Еженедельно в неё на джума-намаз (пятничная молитва мусульман — прим. ред) собираются около 400 верующих, летом — когда из стран СНГ люди приезжают на заработки — до 800 молящихся. В большие религиозные праздники их бывает до 3 тысяч человек. В такие дни за мероприятиями в мечети наблюдает полиция, выставляют посты. По словам Гаджирамазана, эксцессов ещё никогда не было. Для совершения службы четыре года назад в белгородскую мечеть был приглашён имам. Это единственный мусульманский священнослужитель во всей области.

— Очень хорошо, что у нас есть место для проведения служений, но было бы ещё лучше, если бы администрация всё-таки увидела имеющуюся нужду в культовом сооружении, которое не только по смыслу, но и по виду соответствовало бы канонам ислама, — говорит Гаджирамазан.

Рустам Мухамеджанов занимается работой с общественностью и общественными объединениями. Он говорит, что у их организации хорошие тесные связи с православной церковью. Они встречаются с руководством духовной семинарии, священниками, семинаристами. В апреле между представителями двух конфессий прошёл даже специальный футбольный матч!

Уже четыре раза мусульманская община «Мир и созидание» организовывала праздники в Разуменском детском доме в преддверие завершения летних каникул и в то время, когда проходил праздник Курбан-байрам. Два раза в организации этих мероприятий принимала участие и Воскресная школа Смоленского собора.

— Подвижки, безусловно, есть, — говорят руководители общины.

Так, около года назад на кладбище в селе Стрелецком им выделили участок специально под мусульманские захоронения. Помог митрополит Иоанн, обратившийся к региональному правительству по этому вопросу.

В исправительной колонии № 4 УФСИН в Алексеевке не так давно началось строительство мусульманской молельной комнаты. Решается вопрос по строительству подобных комнат в колониях № 6 и 7 в Валуйках.

— Для нас это важно, потому что в исправительных учреждениях области отбывают сроки около 2 тысяч верующих мусульман, — подчёркивают наши собеседники.

— Мы бы хотели, чтобы проходили круглые столы: мусульмане, православные, католики, представители любых конфессий, — озвучивает их общее желание Рустам. Он рассуждает о терпимости:

— Мы только слышим понятие «толерантность», но никто не знает, что это такое, нет работающих инструментов для этого. А если по этой теме спустят программу сверху, это снова будет фикция. Мы сами должны выработать такую программу, тогда и будет национальное согласие. Нужно говорить об этом, начиная с вузов, готовить общество к тому, что оно разноцветное, мозаичное.

О строительстве настоящей мечети они мечтают давно, но говорят, что осуществиться мечте мешает не только отсутствие официального разрешения, но и малочисленность мусульман, и то, что они сами не столь активны.

— Но мы верим и надеемся, что мечеть будет построена и сможет стать ещё одной из множества жемчужин Белгорода, подчёркивая многонациональность России.

***

Виктор Черников — представитель официально зарегистрированной организации «Карма Кагью» — объединения, несущего идеи тибетского буддизма. Он с детства начал увлекаться нестандартной литературой и читать книги по религиозной философии. Около года назад Виктор открыл для себя книги ламы Оле, которые показались ему убедительными.

— Я сам крещёный, и родители у меня крещёные, но одно другому не противоречит. И я не являюсь православным, — поясняет Виктор.

Он вспоминает, как поехал в Москву в центр организации «Карма Кагью», но не смог там ни с кем встретиться. В то время у Виктора была идея организовать приезд кого-либо из буддистских учителей в Белгород.

— Хотелось, чтобы он поделился своими знаниями об этом течении.

Затем Виктор через интернет нашёл единомышленников в Белгороде. Оказалось, что здесь есть люди, разделяющие его взгляды. После знакомства с белгородскими буддистами он стал приходить на встречи «сангхи» (сообщества людей, проповедующих буддизм и совместно занимающихся духовными практиками — прим. ред).

— На встречи приходит немного участников — 5–6 человек, разговаривают и медитируют. Иногда мы привозим людей из других городов и стран, читающих лекции по буддизму.

На такие мероприятия собираются уже по 50–60 человек, но затем, по выражению Черникова, их «сманивает мир». Он поясняет, что подразумевает под этим понятием: «люди отделяются не от буддизма, а от духовных практик. Среди буддистов есть и миряне, как я, например».

Виктор подчёркивает, что буддизм очень хорошо адаптируется под внешние условия и ничего не навязывает. По поводу отношений с властями он отвечает так:

— Мы пока никак не взаимодействуем с ними, потому что в этом нет нужды. Но если необходимость возникнет, не думаю, что мы встретим препятствия, ведь мы ни для кого не представляем опасности, не выдвигаем никаких политических взглядов и требований. Так что у нас нет в этом плане никаких проблем.

Черников говорит, что даже если они будут предпринимать активные действия, то это будет просветительская деятельность, например, это может быть организация выставки по культуре Тибета.

***

Вячеслав Харченко и Сергей Григорьев представляют славянскую общину «Родноверы», члены которой, по их словам, возрождают русские национальные традиции. Они стали собираться примерно с 2005 года: из других городов приезжали приверженцы этого течения, местные сами приходили к ней через книги и общение.

— По нашим представлениям сейчас закончилась ночь Сварога, начинается утро Сварога. И это означает, что всё больше людей открывают для себя, вроде, случайно информацию о том, что истинно, — делятся ребята своими размышлениями.

Поддержал жизнь общины и принятый закон «О родовых поместьях в Белгородской области». Сейчас в регионе около тысячи человек, называющих себя родноверами. Они проводят праздники, обмениваются знаниями, продвигают идею жить «на земле». Вячеслав и Сергей говорят, что у них в общине нет руководителей: каждый может выступить с какой-либо инициативой, остальные же решают, поддержать ли её.

Своей основной книгой родноверы считают «Славяно-Арийские Веды».

Ещё одно направление деятельности общины, появившееся не так давно, — потребительское общество КОН. Подобные общества, по словам наших собеседников, созданы по всей России. Они ставят своей целью объединить славян и возвратиться к артелям.

— Чтобы были такие организации, когда все живут как одна большая семья, имеют общие деньги.

В задачи общества также входит организация здорового, качественного, недорогого питания.

— Люди будут выращивать что-либо на своих участках. Мы поставим свои теплицы, хлебопекарню.

Создание славянских поселений и общин предполагает и строительные программы, когда дома будут строиться из экологически чистых материалов «по славянским величинам». Как говорят родноверы, дом будет строиться под конкретных людей, учитывая даже их рост, чтобы потом в нём было максимально удобно жить.

По словам наших собеседников, родноверы относятся с уважением к представителям всех конфессий, но ждут того, что и их выбор будут уважать.

Они говорят, что чувствуют помощь властей. Например, губернатор Евгений Савченко лично присутствовал на фестивале «Звенящие кедры России» и сейчас активно поддерживает программу родовых поместий, а президент Владимир Путин говорил о направленности «на возрождение земства и культурных традиций».

***

Старший пресвитер церквей евангельских христиан-баптистов Белгородской области (епископ) Пётр Макушенко рассказал историю зарождения их общины в регионе. Первое упоминание о баптистах относится примерно к 1915 году. Тогда в село Солнцево под Губкиным вернулся из немецкого плена местный житель, принёс Библию и стал её обсуждать с местными мужиками.

— Он уверовал в плену. С него и его односельчан начало зарождаться баптистское братство в области, — рассказал пресвитер. Первые общины в регионе появились в 1918 году.

Церковь терпела гонения и репрессии, но не переставала существовать.

— В селе Богословка в общине было примерно 150 человек, а после 30-х годов осталось человек пять. Пресвитера и прихожан арестовали, часть из них расстреляли, другие сгинули в лагерях.

После войны общины начали восстанавливаться, но на собраниях прихожан обязательно присутствовал оперуполномоченный. А в 1961 году после секретного постановления «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» и вовсе был наложен запрет на деятельность церкви. Тогда баптисты разделились на два лагеря: теперь есть официально зарегистрированная церковь и те, кто не признаёт регистрации.

В 1991 году религия начала возрождаться.

— Жажда Бога чувствовалась в людях, после многих лет неверия им хотелось найти свой путь. К нам на собрания в клубы тогда приходили по 600 человек, мы физически не успевали охватить всех желающих, — вспоминает Пётр Макушенко.

Но этот период закончился довольно быстро.

— Поток людей пошёл на спад, а в середине 90-х годов власти запретили нам снимать клубы и благовествовать. Был странный посыл, когда нам предлагали сначала получать разрешение на какую-либо публичную деятельность у представителей православной церкви. Это с разной степенью интенсивности продолжается до сих пор.

Пётр Макушенко рассуждает о том, что чиновники, принимающие решения, должны быть независимыми и исполнять закон, не соотнося свои инициативы с собственными религиозными предпочтениями.

— Если религиозные организации зарегистрированы, они равны перед законом. А тут получается, что всё зависит от конкретного человека и того, насколько безбоязненно он решает что-то.

Старший пресвитер говорит, что в области около 800 членов церкви, но есть и те, кто приходит, не принимая пока крещения. В областном центре около 600 прихожан церкви. На их пожертвования построено два дома молитвы.

Одно из направлений деятельности церкви — помощь наркозависимым.

— Они находят нас, мы снимаем помещение. Вместе с людьми, которые решили отказаться от зависимости, селятся включённые наблюдатели, прошедшие обучение. Они пытаются адаптировать наркозависимых к новой жизни. Также их посещают пресвитеры, которые проводят беседы на духовные темы. Уже четыре человека из бывших наркоманов приняли крещение в нашей церкви, нашли работу, двое из них женились на прихожанках.

***

Евгения Федосеенко относит себя к кришнаитам. Хотя, поясняет она, это не совсем верное название — так их называют в обществе. Правильное же название — «вайшнавы». Вспоминая свой путь, Евгения рассказывает, что её с детства тянуло к теме Востока. В спортивном лагере в Курске она впервые встретила кришнаитов. Эта встреча «оставила глубокий след в сердце», и Женя решила глубже изучить ведическую философию, начала читать духовную литературу, ходить в гости к курским кришнаитам.

Несколько лет спустя Евгения встретила вайшнавов уже в Белгороде.

— Кришнаиты в Белгороде появились лет двадцать назад. Их группа немногочисленна — на общие воскресные программы собирается около 40 человек. Обычно встреча начинается с киртана — совместного воспевания святых имён Бога и мантр, после следует лекция на духовные темы. У нас здесь нет лидеров, мы меняемся и готовим эти лекции по очереди, — рассказывает Евгения.

С лета прошлого года белгородские кришнаиты воплощали всероссийскую программу «Пища жизни», суть которой заключается в раздаче еды нуждающимся. В течение полугода раз в неделю они ездили на пункты временного размещения беженцев из Украины и кормили их вегетарианскими блюдами, детям привозили сладости.

Просветительская деятельность группы вайшнавов состоит в распространении религиозных книг за пожертвования. С представителями других конфессий и властями белгородские кришнаиты не взаимодействуют. Но два года назад «встреча» с властью произошла «благодаря» активности молодого человека, которого бросила девушка-кришнаитка. После его звонка к кришнаитам, выехавшим на природу на мини-фестиваль, наведались работники ФСБ, центра «Э», участковые и патрульная служба. Участникам фестиваля заявили, что они проводят несанкционированный митинг. Беседа на природе продолжалась около четырёх часов, данные всех присутствующих переписали, но затем их оставили в покое.

Ещё Евгения вспоминает, что примерно в тот же период, по их информации, в городских школах раздавали листовки со списком сект. В первых строчках значились кришнаиты и это при том, что Международное общество сознания Кришны — официально зарегистрированная в России религиозная организация. Тогда же в газете «Белгородские известия» появилась статья, на примере одной девушки рассказывающая, «до чего могут довести кришнаиты».

Женя говорит, что в этой статье искажены многие факты.

— И появилась она по инициативе того же «обиженного судьбой» парня. Белгород настолько православный, что трудно представить его более открытым к тем, кто несёт другое вероисповедание. Никто не хочет делить с другими власть и паству, — подводит итог Евгения.

***

Роман Киселёв — пастор церкви христиан адвентистов седьмого дня. Он рассказал, что общины адвентистов появились в нашем регионе в начале 20-х годов прошлого века. В самом Белгороде первая община организовалась в 1930 году.

— В 30-е годы положение церкви в стране резко ухудшилось, прокатилась волна репрессий, в связи с этим о существовании общины на Белгородчине вплоть до конца 60-х годов 20 века ничего не известно, — рассказывает пастор.

В начале 70-х годов немногочисленные местные адвентисты ездили на богослужения к своим единоверцам в Харьков. А в 1978 году в Белгороде снова была организована община адвентистов седьмого дня.

На сегодняшний день община насчитывает уже около 600 человек. Также общины адвентистов есть в других городах и посёлках Белгородской области.

В начале 90-х годов местные власти выделили адвентистам два участка под строительство церквей, которые возвели на средства верующих. В них проходят службы, проповеди, совместные праздники. По мере возможности церковь занимается социальной работой. Например, адвентисты готовят домашнюю еду и еженедельно доставляют её в Христианское общество «Милосердие и забота» на Промышленной улице. Проводят они и разовые благотворительные акции: устраивают концерты для тяжело больных детей, поменяли за свой счёт окна в социальных учреждениях.

— Считаю, что совместная деятельность может увеличить потенциал для решения социальных проблем в городе, — объясняет пастор, отвечая на вопрос о взаимодействии с властями.

Представители церкви адвентистов предпочли не говорить о проблемах с местной властью. Между тем, в 2014 году им пришлось отстаивать свои права с привлечением чиновников федерального уровня. Об этом писали многие местные СМИ. Сайт Церкви также рассказал о ситуации, сложившейся в регионе.

Дети-девятиклассники из семей адвентистов не смогли сдать государственный итоговый аттестационный экзамен по математике, потому что он был назначен на субботу.

— Суббота для адвентистов седьмого дня является священным днём недели, в который верующие не могут сдавать экзамены в светской школе, — объяснили авторы заявления на сайте адвентистской церкви.

Тогда местным адвентистам пришлось обратиться с открытым письмом к Владимиру Путину. В дело также вмешались депутат Госдумы, председатель думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов и председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин. За школьников заступился и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Только после этого школьники смогли сдать экзамен в дополнительный день.
Текст: Вероника Малова
Фото: Владимир Корнев
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Межконфессиональный футбол. Как прихожане мечети сыграли с семинаристами матч дружбы

Межконфессиональный футбол. Как прихожане мечети сыграли с семинаристами матч дружбы

В Белгороде задержали имама местной мечети [обновлено]

В Белгороде задержали имама местной мечети [обновлено]

Белгородская митрополия продолжит сотрудничать с местной мусульманской общиной

Белгородская митрополия продолжит сотрудничать с местной мусульманской общиной

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

Белгородец стал исполняющим обязанности руководителя комитета религии Молодёжной Ассамблеи народов Евразии

Белгородец стал исполняющим обязанности руководителя комитета религии Молодёжной Ассамблеи народов Евразии

Новые проекты. Как белгородский депобр вместе с митрополией занимаются духовно-нравственным воспитанием молодёжи

Новые проекты. Как белгородский депобр вместе с митрополией занимаются духовно-нравственным воспитанием молодёжи

Митрополит Иоанн критически высказался о книге Евгения Савченко «Потрясение»

Митрополит Иоанн критически высказался о книге Евгения Савченко «Потрясение»

Старцы, «Потрясение» и инфоцыгане. О чём рассказывал белгородским семинаристам исследователь сектантства Александр Дворкин

Старцы, «Потрясение» и инфоцыгане. О чём рассказывал белгородским семинаристам исследователь сектантства Александр Дворкин

Белгородца оштрафовали за распространение религиозной литературы возле военного лагеря

Белгородца оштрафовали за распространение религиозной литературы возле военного лагеря

Старооскольцы смогут помолиться в торговом центре

Старооскольцы смогут помолиться в торговом центре