13 секторов успеха. Как в Белгороде выживают интеллектуалы

Пока команда под руководством госпожи Алфёровой готовится 15 мая в 20:00 сесть за игровой стол в арт-кафе «Башня», обозреватель «Фонаря» (в прошлом один из инициаторов появления в Белгороде городского клуба «Что? Где? Когда?») узнавала, как помог интеллектуальный поединок Александру Верзуну в его карьере руководителя Грайворонского района, и вспоминала один из самых каверзных вопросов от «старожила» клуба Дмитрия Силина.

29 мая в арт-кафе «Башня» Центра молодёжных инициатив пройдёт финал весенней серии игр «Что? Где? Когда?», в котором лучшая команда сезона сразится со зрителями — авторами коварных вопросов. Клуб, инициированный активистами молодёжной организации «Новое Поколение», действует в области более четырёх лет. Если на игровом столе интеллектуального казино — 13 секторов с вопросами, то у белгородского ЧГК — 13 секторов знаний и успеха.

Сектор 1. Начало

За время действия клуба сменилось несколько поколений организаторов. Всё началось с невинной записи Дмитрия Тупейко «ВКонтакте»: «Привет! Как дела?» от 1 февраля 2011 года. В комментариях обозначились заинтересованные люди — студенты и школьники, которые за пару часов решились организовывать лигу «Что? Где? Когда?».

Первую — или, как назвали её руководители клуба, — «нулевую» игру провели 18 февраля в небольшом конференц-зале Центра молодёжных инициатив, отрабатывая технологию ведения шоу. На игру команды господина Савицких собралось порядка 70 человек. Отрисованное акриловыми красками на атласной ткани игровое поле венчала детская юла пурпурного цвета, которую реставрировали лаком для ногтей. Вопросы были отобраны из общедоступной базы федерального ЧГК. И, несмотря на доморощенность проекта, большая часть зрителей вернулась смотреть игры в марте, когда стартовал первый и самый большой сезон за историю ЧГК в Белгороде — 20 команд боролись дважды в неделю за чемпионство.

Скриншот записи о тренировочной игре в сообществе stay-in-bel.livejournal.com

В регулярном сезоне команда Савицких проиграла зрителям со счётом 0:6, а уже на следующей игре знатоки появились со значками «0:7».

— Мы продули тогда с треском! — рассказывает Люба Шаталова, игрок команды Александра Савицких, об истории появления значков. — Семён Кириллов и Алина Денищик сражались за то, чтобы некорректный вопрос нам не засчитывали, их послушали — но мы посчитали, что продули со счётом 0:7.

— Наша команда познакомилась на проекте CityCelebrity. Туда ходили Петя Усов и Света Петровская, чтобы как-то познакомиться с городом (они переехали в Белгород из Орла, а до этого жили вообще в Омске). Савицких читал там стихи. Я писала о некоторых событиях для «А-Фишки». Сашка нас там и зацепил, добавил Андрея Субботина и Диму Марунченко, с которыми учился — вот и команда получилась.

Победителями первого сезона стала команда Никиты Гоца. Уже к середине весенней серии клуб запустил сбор авторских вопросов, лучшие из которых стали получать призы.

Сектор 2. Традиция и спорт

В сезоне команды играют классическую, телевизионную версию ЧГК — команда знатоков из шести человек играет против двенадцати зрителей, усиленных «тринадцатым сектором» — клондайком вопросов, которые поступают во время игры в соцсети и посредством SMS.

Отборы команд проходят в другом формате игры — спортивном. Есть два важных условия — команда должна зарегистрироваться и прислать пакет авторских вопросов. Все события организаторы анонсируют в своём паблике.

В 2011–2013 годах, когда клуб обжился в подвале «Пыж-кафе», регулярно проходили игры спортивной версии: команды из трёх человек одновременно отвечают на вопросы, и самые успешные получают «банк» — половину фонда оргвзносов. Звездой спортивных версий стала известная медиаперсона — Сергей Антонов, который играл спортверсию в одиночку. В клубе его окрестили «один в поле воин» — хоть он и не стал абсолютным победителем, но вошёл в тройку лидеров по количеству правильных ответов.

Сектор 3. Игроки

Свыше 300 человек уже приняли участие в играх клуба в качестве знатоков или авторов вопросов. Среди них есть «старожилы», поддерживающие клуб с самого начала, например, создатель самых сложных вопросов Дмитрий Силин.

О вопросах или конкретно, или никак:

Послушайте индийскую легенду. Однажды пятилетний принц Дхрува хотел поиграть с отцом, но слуги прогнали его прочь. От обиды малыш расплакался, решил стать отшельником и убежал в далёкую северную страну, где просидел неподвижно три тысячи лет. В награду за стойкость боги превратили принца в небожителя. А как называем «царевича Дхруву» мы?

За ответом на этот вопрос необязательно лезть в «Гугл», достаточно дочитать материал до конца.

Защитниками интересов знатоков и зрителей в первом сезоне лиги были студентка Алина Денищик и тренер по шахматам Павел Науменко, которые и сегодня являются завсегдатаями игр. Чуть позже к клубу присоединилась Елена Бычкова, которая в 2013 году поддержала идею Вадима Пивоварова возродить интеллектуальный клуб.

В числе участников даже был замечен Александр Верзун, ныне возглавляющий Грайворонский район.

— Интеллектуальные игры, которыми я увлекался с детства, помогают оттачивать такие важные навыки для руководителя, как умение быстро мыслить, принимать решение в ограниченный промежуток времени, зачастую находясь в стрессовой ситуации. Учат логически мыслить и строить версии. Учат слушать и слышать, играя в команде. Все эти качества очень важны в профессиональной карьере руководителя и, несомненно, нуждаются в постоянной тренировке, — подчёркивает Александр Верзун.

Сектор 4. Организаторы

Сегодня организацией игр занимается группа активистов «Нового Поколения» под руководством Вадима Пивоварова. Взяв на себя полномочия руководителя проекта, Вадим первым делом изменил антураж игры: появился настоящий гонг, обозначающий начало нового раунда, самодельную скатерть заменили на зеркальный стол с подсветкой, для знатоков приобрели кожаные кресла. Появились подвижки и в географии проекта: команда организаторов начала выезжать в районы и привлекать к интеллектуальному досугу новых людей. Так, в 2013–2014 году в ЧГК сыграли в Майском, Строителе и Шебекине, своя городская лига появилась в Губкине.

На открытии осеннего сезона 2014 года клуб избрал первого магистра — им стал Дмитрий Огнев.

— Дмитрий Огнев получил это звание за то, что был признан лучшим игроком «команды лучших», — комментирует организатор клуба Екатерина Хареба.

Дмитрий Огнев, фото из архива клуба

— Все цели, которые мы ставили перед собой в самом начале, уже достигнуты, но проект постоянно развивается. Сейчас мы планируем наладить сотрудничество с московской лигой, чтобы лучшую команду Белгорода отправлять к ним на чемпионаты. В 2016 году, в честь пятилетия клуба, изберём второго магистра. А в штатном режиме мы работаем над наполнением базы — нас интересуют качественные, интересные авторские вопросы, — говорит руководитель проекта Вадим Пивоваров.

Сектор 5. Музыкальная пауза

Обязательной частью классической версии игры является музыкальная пауза. «Первый канал» традиционно приглашает лучших певцов и музыкантов. Так, в интеллектуальном шоу выступали солисты нашумевшего мюзикла «Призрак Оперы», академический ансамбль песни и пляски МВД, Алла Пугачёва, группа «Машина времени» и многие другие. Как известно, изначально в телеверсии музыкальная пауза была сектором игрового стола, и только волчок определял время паузы — даже если счёт 0:0 и игра только началась.

Во время «нулевой» игры белгородской лиги в музыкальной паузе выступил бас-гитарист группы White Sound Ярослав Почернин. Он исполнил песню Wild world.

Клуб «Что? Где? Когда?» стал удачной площадкой для многих местных музыкантов: роковые Cameron и дуэт MyWalls, оперная Ольга Кокорина, фольклорная Алеся Краснопёрова и академический «Вереск» неоднократно выступали перед зрителями ЧГК.

Легендарным стало открытие осенней лиги в 2012 году. За двадцать минут до старта во всём районе выключился свет, и организаторы оперативно украсили подвал кафе свечами, а группа MyWalls спасла сорвавшийся вечер акустическим концертом.

Сейчас в большинстве игр музыкальная пауза озвучивается солисткой арт-студии «Вереск» Валерией Паниной, которая приглашает своих коллег подарить звуки музыки белгородским интеллектуалам.

Сектор 6. Оригинальные игры

Все поколения организаторов клуба отличались стремлением разнообразить интеллектуальную жизнь общества. Проводились игры наоборот, когда зрители и организаторы менялись местами, экстравагантные игры, игры «неизвестных команд», когда знатоки узнавали о своём предназначении в момент начала игры и приглашались за стол. Одной из самых красивых и трогательных оказалась детская игра: 25 мая 2012 года команда пятиклассницы госпожи Токтарёвой блестяще обыграла зрителей.

Фотограф Василий Кучма, снимавший игру, отметил, что «на детской игре света больше, чем на взрослой, хотя организаторы не трогали освещение».

Сектор 7. Творчество клуба

Зародившийся в стенах ЦМИ, в октябре 2011 года клуб переехал в арт-подвал «Пыж-кафе». Тогда же возродилась тема «интеллектуального андеграунда», к которой себя приписывали знатоки и зрители ЧГК. А непременной чертой любого элитарного подземелья становится фонтан творчества.

Первый редактор лиги Андрей Храмов, зачастую не соглашавшийся с решениями организаторов о приёме ответа или снятии вопроса, к первой годовщине клуба написал саркастическое стихотворение:

<...> И был тот клуб «Что? Где? Когда?»
Пристанищем чудес.
Сказать хотелось иногда:
«Никак попутал бес!
Стала Венеция страной —
Задорнов только рад.
Вместо моркови стал мечтой
Очкариков шпинат. <...>

Адепт белгородского ЧГК Светлана Бендерская по фотографиям с игр делала забавные комиксы, количество просмотров которых превышало количество зрителей на играх — а оно подчас доходило до сотни.

В 2012–2013 году на играх всегда присутствовал карикатурист Николай Гордиенко. Он зарисовывал интересные моменты, которые происходили за столом знатоков и в зрительном зале, вёл своеобразную летопись игр.

Сектор 8. Последователи

Клуб «Что? Где? Когда?» стал хорошей коммуникационной площадкой: здесь собираются заинтересованные в саморазвитии люди. Кто-то нашёл здесь лучших друзей и единомышленников, кто-то — свою любовь.

Стремление развивать интеллектуальные игры объединило нескольких человек, которые познакомились на играх ЧГК. Александр Мищенко стал официальным представителем международной ассоциации клубов ЧГК и в 2013 году организовал клуб, нацеленный на проведение всероссийских и международных чемпионатов. В этом же году он стал победителем конкурса грантов от управления молодёжной политики Белгородской области. Денежный фонд он потратил на оборудование для игры «Брейн-ринг». На базе ЦМИ регулярно стали проходить игры и тренировки. Именно Александр инициировал приезд Александра Друзя и Анатолия Вассермана на чемпионаты в рамках фестивалей науки. Сегодня этот игровой клуб носит название IQ-дo и приглашает всех играть синхронные турниры по спортивной версии ЧГК и различные интеллектуальные игры. «Отпочковавшись» от клуба ЧГК, инициаторы IQ-do по-прежнему заглядывают на игры обновлённого клуба.


    «Белинтеллект» на радио «Мир Белогорья»
Сектор 9. Белгородские знатоки

Идея создать телеверсию собственной, региональной лиги родилась почти одновременно с самим проектом. Однако, углубившись в детали, организаторы выяснили, что франшиза столичного проекта стоит весьма немало — порядка миллиона рублей. В течение четырёх лет мысль о создании телешоу витала в воздухе, и в 2015 году совместно с телеканалом «Белгород 24» клуб сделал программу «Белгородские знатоки». Оставив саму идею интеллектуального шоу — команде задаётся вопрос, а она раскидывает мозгами в поисках правильного ответа — авторы программы полностью переработали правила: появились секторы и раунды, разделённые по степени сложности, изменилась техника начисления баллов.


Сектор 10. Редактура

Если в самом начале проекта организаторы подбирали вопросы из базы ЧГК, то сейчас на игровом столе располагаются только авторские вопросы. Некоторые из них принадлежат к разряду «семейного творчества» — нередко можно услышать, что вопрос задаёт «чета Кумейко».

После поступления вопроса на электронный ящик игры к его обработке приступает редактор Дмитрий Богданов: проверяет фактический материал, при необходимости подбирает иллюстрации, вычитывает на грамотность и даже расставляет ударения в сложных словах — специально для ведущего. Декораторы игры озадачиваются поиском реквизита для «чёрного ящика».

В предыдущих сезонах редактурой занимались выпускники НИУ «БелГУ» Андрей Храмов и Кира Стебунова, которые особенно внимательно следили за тем, какие ответы могут пойти «в зачёт», а какие — нет. Однако последнее решение во время игры всегда остаётся за господином Ведущим.

Сектор 11. Игровые онлайны

Начиная со второго сезона, организаторы сделали текстовые онлайны. Если не удалось прийти на игру, а хочется быть в курсе событий, можно следить за ходом действа в группе клуба

Скриншот текстового онлайна

— Даже когда находишься на игре, удобно следить за текстовой трансляцией: мы обычно рьяно (хоть и шёпотом) обсуждаем вопросы и ответы знатоков и часто пропускаем часть вопроса следующего раунда. Сразу заходим, читаем вопрос и начинаем мозговой штурм, —делится наблюдениями Ольга Сабылинская.

Иногда в теме онлайна обсуждают прошедшую игру. Зрители обмениваются впечатлениями, благодарят или дают ценные указания, над чем поработать.

Сектор 12. Друзья клуба

Клуб «Что? Где Когда?» — далеко не единственная площадка «умных» игр в городе. Регулярно организует «IQ-битвы» студенческий актив БГТУ им. В. Г. Шухова, разноплановые игры проводит и БелГУ — «Интеллектуальный выстрел», «Рюшки». Клуб интеллектуальных игр IQ-дo, о котором мы уже рассказывали, собирается каждые выходные, чтобы поиграть в «Свою игру», «Брейн-ринг» или провести чемпионат по спортивной версии. Есть в городе и клуб «Иград», который занимается организацией турниров по интеллектуальной игре «Мафия». О том, как белгородцы провели свой первый международный турнир по «Мафии» мы уже писали.

Сектор 13

Однако самым главным «сектором успеха» всегда был и остаётся тринадцатый сектор. Или, попросту говоря, зрители. Отзывчивые и заинтересованные, которые приходят завершить трудовую неделю в удивительной атмосфере интеллектуального клуба. Во время игр в конференц-зале ЦМИ и подвале «Пыж-кафе» из-за большого количества зрителей не то что яблоку было негде упасть, а в буквальном смысле не хватало кислорода. Были прецеденты остановки игры из-за того, что некоторые зрительницы падали в обморок.

Со дня образования в клубе действует дресс-код. Классические костюмы для мужчин и платья для девушек стали привычным внешним видом на играх. В 2012 году организаторы ввели цветовой дресс-код: играющая команда выбирает свой любимый цвет и предлагает зрителям облачиться в соответствующую одежду или выбрать подходящий аксессуар.

Иногда случаются забавные казусы: так, на открытии осеннего сезона 2014 года приглашённая команда Сбербанка проводила фиолетовую игру, потому что зелёный цвет уже выбрали фавориты клуба — команда Семёна Кириллова.

— Ну вот, сезон ЧГК закончился, куда же теперь в платье сходить? — сетуют зрительницы клуба.

— Игры нашей команды были эпизодическими, раз в полгода, без тренировок и разбора механики игры. Это был просто способ весело провести время. Ну, а для меня ещё и повод надеть туфли из-за дресс-кода, — улыбается Люба Шаталова.

Скриншот записи в сообществе stay-in-bel.livejournal.com

***

Ближайшие игры клуба пройдут 15 и 22 мая. За стол знатоков сядут команды Валерии Алфёровой и Дмитрия Огнева. Финал весенней серии игр состоится 29 мая. Место и время встречи: арт-кафе «Башня» Центра молодёжных инициатив на улице Студенческой, 17а, 20:00. Увидимся на играх!

P. S. Ещё не забыли про вопрос от Дмитрия Силина? Правильный ответ: Полярная звезда. По мнению индийцев, силой духа Дхрува заслужил чести стать звездой. Нынешняя Полярная звезда вот уже несколько тысяч лет указывает на север.

Олеся Шкреба
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Александр Друзь оценит третий белгородский фестиваль науки

Александр Друзь оценит третий белгородский фестиваль науки

В Белгороде Александр Друзь наградил победителей спортивной версии ЧГК

В Белгороде Александр Друзь наградил победителей спортивной версии ЧГК

Сезон стабильности. Осенне-зимняя серия игр белгородской лиги «Что? Где? Когда?» завершилась победой знатоков

Сезон стабильности. Осенне-зимняя серия игр белгородской лиги «Что? Где? Когда?» завершилась победой знатоков

Константин Рудер объяснил, почему в ЧГК чаще играют мужчины

Константин Рудер объяснил, почему в ЧГК чаще играют мужчины

В Белгороде студенты и преподаватели сыграли в «Что? Где? Когда?» ко Дню студента

В Белгороде студенты и преподаватели сыграли в «Что? Где? Когда?» ко Дню студента

В Белгороде новый сезон «Что? Где? Когда?» начался с поражения знатоков

В Белгороде новый сезон «Что? Где? Когда?» начался с поражения знатоков

В Белгороде обнародовали программу пятого Областного фестиваля науки

В Белгороде обнародовали программу пятого Областного фестиваля науки

«Счастье — это ни о чём не думать». Спортивный корреспондент «Фонаря» взял интервью у обладателя Хрустальной совы​ Бориса Белозёрова

«Счастье — это ни о чём не думать». Спортивный корреспондент «Фонаря» взял интервью у обладателя Хрустальной совы​ Бориса Белозёрова

Зимний сезон​ белгородской лиги «Что? Где? Когда?» будет благотворительным

Зимний сезон​ белгородской лиги «Что? Где? Когда?» будет благотворительным

​Жительница Белгорода сыграла против знатоков в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

​Жительница Белгорода сыграла против знатоков в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

В Белгороде обновлённый сезон игр «Что? Где? Когда?» завершился поражением знатоков

В Белгороде обновлённый сезон игр «Что? Где? Когда?» завершился поражением знатоков