Бывший директор «Управления Белгорблагоустройство» Максим Арабинский дал показания в суде о закупке пескосоляной смеси, которая и стала причиной разбирательства: мужчину обвиняют по части третьей статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Сторона обвинения считает, что экс-глава БГБ провёл торги, нарушив правила конкуренции. Посетили заседание и зафиксировали показания журналисты «Открытого Белгорода».
Городское управление Максим Арабинский занимал с 2021 по 2022 год. «Белгорблагоустройство» каждую зиму отвечает за расчистку дорог от снега и наледи, а также за посыпку дорог пескосоляной смесью. Арабинский рассказывает, что организован это процесс был неудобно: у компании не было ни весов, чтобы фиксировать количество материала, ни машины для смешивания соли с песком, ни сметчика.
— Меня очень удивило предприятие в плане построения работы, ответственности. Постоянно считают что-то, а сметчика нет. Объёмы инертных материалов фантастические, но они не учитываются. Нет весов. Непонятно, сколько ПСС загрузили в кузов машины, сколько он в итоге в городе песка разбросал. Весы стоили тогда от 3 миллионов рублей, но и их достаточно было бы, чтобы контролировать ситуацию. Мне объяснили, что денег на них нет, — рассказывает Арабинский.
Когда подсудимый вступил в должность, на площадке для пескосоляной смеси оставалось немного материала с прошлого года, а сотрудники объяснили, что новый контракт заключён с компанией «Белгородторгснаб», директором которой является Александр Удовидченко. Когда пришло время поставки соли, проверка выяснила, что подрядчик возит её на площадку не своими машинами, как прописано в контракте, а машинами БГБ. Помимо этого, материал постоянно задерживался и не взвешивался, а просто вычислялся, ориентируясь на размеры кузова. Арабинский встретился с Удовидченко, и тот признал нарушения, уточнив будут ли начислять пени. Ему дали утвердительный ответ, но позже сотрудники БГБ нашли законную возможность не начислять пеню подрядчику.
Летом экс-директор БГБ познакомился с Александром Фаустовым, директором компании «Литертранс». Это был подрядчик, поставляющий соль другим местным предприятиям, и Арабинский решил заключить следующий контракт с ним. Только денег на новую закупку пока не было: директору пообещали, что в 2022 году на счёт предприятия зачислят 20 миллионов рублей, а ещё 50 миллионов — в следующем году. Торги запустили на закупку соли на 70 миллионов рублей, но разделили их на несколько платежей по 20 миллионов.
— Цель, которую я преследовал, разбивая закупку на несколько — допустить в торги участников, у которых нет опыта. 70 миллионов — это неподъёмная сумма, на неё заходят только большие предприятия. Плюс соль — не уникальный товар, её нужно просто купить и доставить. Данная разбивка по 20 миллионов должна была увеличить, расширить конкуренцию. В том числе хотел я привлечь «Литертранс» как добросовестного подрядчика, — объясняет подсудимый свои действия.
Поступили две заявки — от «Литертранса» и «Белгородторгснаба». У второго подрядчика качество соли не соответствовало заявленному, поэтому в торгах победил «Литертранс».
— БТС подали жалобу в ФАС. Я видел, что начинаются брожения, а это грозит большими проблемами, если соли вовремя не будет. ФАС вынесла представление, что такая же ошибка по качеству соли была у «Литертранса» и отменила эти торги, обязала заново разместить заявки, — рассказывает экс-глава БГБ.
Повторный договор БГБ заключила с «Литертранс» без проведения торгов, воспользовавшись статьёй 223-Ф3, которая разрешала сделать это с помощью внебюджетных источников. В контракте прописали, что 20 миллионов будут выплачены авансом в этом году, а ещё 50 — в следующем, как и произошло. Однако «Белгордторгснаб» направил на Арабинского жалобу губернатору, в администрацию города и Следственный комитет, и городской комитет финансов увидел нарушение, так как деньги, перечисляемые как внебюджетные, были бюджетными.
— Но эти деньги были целевыми! Они предназначены только для оплаты соли, и я ими заплатил только за соль. Это было целевое расходование. Я решил расторгнуть этот контракт и заключить договор уже с бюджетным источником финансирования. В документах был беспорядок. Единственным вариантом было заключить кучу договоров до 600 тысяч на общую сумму в 20 млн. Конечно выглядело это дико — 34 договора с одним поставщиком. Но при этом могло быть, не запрещено! — отметил Арабинский.
Соль начали привозить, а срок трудового договора Арабинского истёк, поэтому он уволился. На вопрос судьи, как заключение контракта с одним определённым поставщиком помогло увеличить конкуренцию, Арабинский ответил, что тогда не было времени ждать конкуренции, и контракт заключили с тем, к кому не было претензий по качеству материала.
Следующее заседание по делу бывшего главы «Белгорблагоустройства» назначено на 31 января.