На пресс-конференции белгородского отделения Банка России, УМВД по Белгородской области и регионального Роспотребнадзора полицейские рассказали о самых распространённых схемах мошенничества и привели конкретные примеры уловок, на которые попадались белгородцы. По данным УМВД по Белгородской области, в регионе только за девять месяцев 2021 года было 3 403 киберпреступления, ущерб от которых превысил 0,5 миллиарда рублей. Более половины этой суммы белгородцы взяли в кредит. Примерно треть преступлений из числа дистанционных краж связаны со «звонками из банков», когда злоумышленники представлялись сотрудниками и сообщали о неких попытках списать деньги со счёта или оформить кредит. В итоге они убеждали людей перевести сбережения на якобы безопасный счёт, и белгородцы теряли свои деньги. Озабоченность у полицейских вызывает и мошенничество под видом сотрудников правоохранительных органов.
Заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД России по Белгородской области, полковник полиции Александр Капустин считает сумму ущерба «астрономическими цифрами». Мошенники часто завладевают персональными данными белгородцев, таких преступлений было около 700. Полицейские сталкиваются с подобными преступлениями практически ежесуточно. Например, только 30 ноября в регионе зафиксировали десять дистанционных краж и мошенничеств, ущерб от которых составил миллион рублей.
Раскрываемость дистанционных краж и мошенничеств пока не высока и не превышает десяти процентов, хотя за год она заметно выросла на четыре процентных пункта: в 2020-м году она была всего 6,3 процента. При этом, по данным полиции, сотрудники созданного в системе МВД специального подразделения помогают чаще находить преступников. Один из таких примеров — житель региона, который через различные торговые площадки выманивал деньги доверчивых граждан, которые потом тратил на себя. Всего полицейские насчитали 20 эпизодов, мужчину уже осудили.
Александр Капустин обозначил основные сложности в работе полиции при расследовании киберпреступлений. Первая из них — использование преступниками поддельных номеров.
— Есть ещё сложность — преступник может находиться за пределами РФ. Мы это видели неоднократно в СМИ. Возможно даже, преступник является часть какой-то гибридной войны в отношении Российской Федерации, но в политику не буду вдаваться, — высказал мнение Капустин.
Вторая проблема — большая палитра банков, которые предлагают свои услуги. Из баз данных клиентов мошенники часто крадут персональные данные пользователей.
— Имеется информация об утечке персональных данных из различных банков... Когда начинается общение человека с преступником, он фактически все данные об этом человеке знает. Скорее всего, это является первым из трёх этапов социальной инженерии. В целом «принцип трёх»: заставлять человека выполнять те задачи, которые ставит ему абонент на другой стороне провода. Поэтому, когда мы начинаем общаться с потерпевшими, они говорят: «Да, я понимал, что это мошенники, но попал в ступор, потому что сначала позвонил якобы сотрудник банка и сказал, что происходят сомнительные операции с моим счётом», — рассказал полицейский.
Он предупредил, что доверять подозрительным собеседникам и выполнять их требования не следует.
У Александра Капустина также спросили про самую крупную сумму, которую полицейские смогли вернуть пострадавшему от мошенников.
— Если нам удавалось полностью раскрыть дело, то первым делом преступника обязуют возместить ущерб. Вот в Вейделевском районе мошенник при купле-продаже товара совершил хищение свыше 200 тысяч рублей. Эту сумму вернули. Но зачастую шансов вернуть потерянные деньги мало, потому что мошенники используют сложные схемы, — признался полицейский.
Сейчас правоохранители вместе с сотрудниками Центробанка разрабатывают систему мониторинга, которая позволит получать информацию о платежах клиентов банков, чтобы иметь возможность в кратчайшие сроки заблокировать счёт, защитив деньги от кражи.