«Растащили частные собственники»
Зимой 2025 года губернатор Вячеслав Гладков на оперативном совещании заявил, что раньше в государственной и муниципальной собственности региона было гораздо больше имущества на территории Крыма, однако всё растащили частные собственники, а записи в архивах исчезли.

Позже в правительстве на редакционный запрос «Фонаря» ответили, что министерство имущественных и земельных отношений только изучает архивы, чтобы установить, какое имущество есть у Белгородской области.
— Сейчас проводится работа по изучению архивов и других документов по установлению имущества региона. В связи с этим в настоящий момент предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным, — так ответила руководитель пресс-службы правительства области Оксана Полякова.
Что даёт право регионам владеть имуществом в других субъектах России?
Редакция «Фонаря» сделала запрос ещё спустя полгода, чтобы разобраться в заявлении губернатора и узнать, каким же имуществом владеет и владела раньше Белгородская область.

В министерстве имущественных и земельных отношений Белгородской области объяснили, что правовая основа для возникновения собственности в других регионах была закреплена в документах в начале 1990-х годов.
В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года закрепили порядок разграничения государственной собственности между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами. Конкретно для Белгородской области передачу государственных предприятий и учреждений зафиксировали в постановлении Правительства России от 20 ноября 1992 года.
— Юридическое лицо и всё имущество, которое имелось у него на балансе, после этого считалось областной собственностью. При этом в случае нахождения на балансе юридического лица имущества, расположенного на территории Крыма, номинально оно также считалось собственностью Белгородской области, — пояснили в министерстве.
Однако реализовать эти права на практике оказалось невозможно. Во-первых, требовалось выполнение условий Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15 января 1993 года. Во-вторых, в тот период в стране отсутствовал единый орган по регистрации прав на недвижимость, что делало документальное оформление крайне затруднительным.
Ситуацию усугубило принятие Федерального закона от 26 ноября 2001 года, который установил, что право собственности на недвижимость определяется по праву страны, где это имущество находится. Учитывая международную обстановку и длительный период, прошедший с момента приватизации, право собственности Белгородской области так и не было оформлено как надо.
Так есть у нас собственность в Крыму или нет?
Да. На сегодняшний день в собственности Белгородской области в Крыму остаются только объекты, закреплённые за санаторием для детей и детей с родителями „Бригантина Белогорье“. Никакой другой недвижимости, про которую упоминал губернатор, у нас похоже, нет. Или не осталось никаких подтверждений о её наличии в прошлом.
А есть собственность других регионов в Белгородской области?
В белгородском правительстве этого не знают. По крайней мере именно так ответили «Фонарю» в пресс-службе правительства.












