В начале февраля Николая Оденчука, бывшего главу администрации села Лозное в Чернянском районе, обвинили в сносе частного жилого дома. На него возбудили уголовное дело по части третьей статьи 286-й Уголовного Кодекса России «Превышение полномочий с причинением тяжких последствий». Оденчуку грозит до десяти лет колонии с лишением права работать в органах власти сроком до трёх лет. Уголовное дело направили в суд.
Редакция связалась с адвокатом Оденчука Алексеем Нехаенко, который сообщил, что бывший глава села не сносил жилой дом. По его словам, в 2021 году территорию расчищали от мусора, а самого дома там уже не было.
— Этот дом построили в 1945 году. Это хата-мазанка, которая стояла на земле без фундамента, её стены были выполнены из деревянной обрешётки мазаной глиной. В 2010 году собственник, который там проживал, умер. После этого в доме никто не жил: родственница, получившая имущество в наследство, тоже скончалась через несколько лет. После неё перенаследовал дом житель села Лозное Василий Щепилов, он был директором местной среднеобразовательной школы. Он там никогда не жил, никакого ремонта не делал.
В 2022 году он по почте получил судебный приказ о том, что с него взыскан долг за вывоз ТКО. Он берёт этот судебный приказ, идёт к дому и видит чистый участок. После этого обращается с заявлением в полицию с просьбой провести проверку по факту сноса его дома. Как он говорит в своих показаниях, он последний раз был около этого дома в 2018 году, — рассказал Алексей.
Адвокат пояснил, что собственность Щепилова была разрушена задолго до расчистки территории. Ещё в 2011 году дом имел почти стопроцентный износ.
— Со слов местных жителей, на 2021 год вместо дома были остатки строения — обвалившаяся кровля, не было окон и дверей. Стены просели в грунт. Из периметра бывшего дома рос канадский клён. В картах есть возможность просмотра этого участка. Вид сверху — это полностью заросшая, как лес, территория. Там не просматривается вообще дом. Усматриваются какие-то остатки калитки, куски забора. Съёмка на картах — 2013 года. Паспорт БТИ получен в 2011 году, тут есть такой пункт — процент износа, приравненный к 100 процентам. Процент износа в 2011 году — 95,8, — отметил Нехаенко.
В 2021 году проводилась строительная экспертиза: уже тогда дом превышал эксплуатационный срок жизни в полтора раза. Но Щепилов настоял на новой экспертизе, на этот раз экономической.
— По настоянию потерпевшего по делу проводят оценочную судебную экспертизу. Я ставлю вопрос о том, какая была стоимость дома с учётом его фактического состояния на тот момент [момент расчистки], какие были строения, а также был ли этот дом пригоден для жилья и было ли это строение аварийным. Экспертизу провёл эксперт-экономист, не строитель. Он оценил дом в 363 тысячи рублей, — поделился адвокат.
Эксперт не ответил на поставленные вопросы, поскольку они «не входили в компетенцию эксперта-экономиста».
— Оденчук был главой села с 2017 года по февраль 2023 года. Когда было принято решение о возбуждении уголовного дела, он по собственной инициативе написал заявление о сложении с себя полномочий главы. Пока Оденчук был главой, в селе был построен многофункциональный центр, дороги отремонтированы, он, как следует из уст местных жителей, на любую просьбу отзывался, всем оказывал помощь.
В 2021 году было распоряжение губернатора Белгородской области о приведении территории сельских поселений в надлежащий вид. Позже новый губернатор, Вячеслав Гладков, активно ездил по области и был в селе Лозном вместе с главой администрации Чернянского района. Он увидел, что в селе есть заброшенные строения, и поручил навести порядок. Потом в Лозное выезжала глава администрации Чернянского района, она тоже заявила, что надо навести порядок. По итогам года Оденчука награждают грамотой за то, что он надлежащим образом содержит село, а потом его за это же привлекают к уголовной ответственности, — удивляется Нехаенко.
Николая Оденчука обвиняют в том, что он превысил должностные полномочия, действовал в ущерб интересов государства и общества, осознавал общественную опасность своих действий, предвидел наступление общественно-опасных последствий и желал их наступления, а потому якобы дал указание индивидуальному предпринимателю Григорьеву снести дом и хозяйственные постройки. Адвокат не согласен с подобным обвинением.
— Тяжкие последствия — это смерть, тяжкое увечье, наступление тяжёлого заболевания, массовые беспорядки, блокирование путей сообщения, забастовки. Всего этого нет. А 286-я статья предусматривает, что лицо несёт ответственность только за совершённые умышленные и активные действия — нельзя бездействовать и совершить это преступление. Безусловно, состава преступления в действиях Оденчука нет.
Расскажу об индивидуальном предпринимателе Григорьеве. Администрация заключает по результатам тендера договоры на производство работы. Оденчук никого не выбирал, ему по факту дают готового исполнителя того или иного вида работы. В материалах дела есть договоры на оказание транспортных услуг. Согласно показаниям Оденчука, он Григорьева не видел. Работники поясняют, что им было дано указание расчистить участок. Там нет слов «снести дом». А Оденчук обвиняется в том, что «снесли дом», а по факту в селе расчистили территорию. Это опасная игра слов, — описал проблему Нехаенко.
Алексей также упомянул, что жители Лозного устно обращались в администрацию и просили расчистить участок, поскольку там завелись дикие животные. Мы уточнили, был ли предупреждён Щепилов об уборке территории, но адвокат ответил, что это «предмет доказывания в суде», поэтому сейчас он ответ дать не может.
— У нас есть административная ответственность для собственников жилых помещений. Если они его держат в ненадлежащем виде, они должны привлекаться к административной ответственности по закону Белгородской области, — поделился Алексей Нехаенко.
У обвиняемого есть своя версия, почему владелец разрушенного дома обратился с заявлением в полицию. По его мнению, Щепилов посчитал, что ранее глава села мог обратиться в полицию с заявлением на него, чтобы полицейские провели проверку в школе по вопросу возможного фиктивного трудоустройства некоторых сотрудников. Сам Оденчук уверяет, что не делал этого. На настоящий момент редакции пока не удалось связаться с Василием Щепиловым. Если нам удастся это сделать, мы представим его позицию тоже, в том числе по поводу обращения в полицию по трудоустройству сотрудников школы.