Главный ландшафтный архитектор Белгорода Елена Семенкова рассказала, что в Белгороде началась реконструкция парка Победы: власти спиливают сухие и аварийные деревья, чтобы заметить их новыми саженцами. Заместитель мэра подчёркивает, что главная задача городских чиновников — не вырубка, а озеленение города.
— В преддверии нового посадочного сезона начнутся активные работы по высадке зелёных насаждений, по вырубке усохших растений. Нельзя к вырубке относиться так, будто мы только вырубаем, и наша задача — вырубить сухие и аварийные деревья. Нет. На самом деле, главная задача — реконструировать зелёные насаждения, оздоровить их, сделать так, чтобы они по максимуму выполняли свою функцию. Сделать так, чтобы замена деревьев, которая в лесу происходит естественным образом, с помощью человека в парке происходила наиболее щадящим способом с наиболее щадящим эффектом — и с точки зрения экологии, и с точки зрения декоративности, — объясняет Елена Семенкова.
Как власти определяют, какие деревья пора спиливать?
Член организации «Зелёная инфраструктура городов», заместитель директора по науке Надежда Яковлева рассказала, что их инвентаризаторы оценивают состояние деревьев и вносят информацию на интерактивную карту. Затем данные оценивают городские специалисты, которые решают, спиливать дерево или нет.
— Наша организация занимается научным проектом в сфере озеленения и благоустройства региона. Мы в 2022 году, начиная с июня, провели инвентаризацию зелёных насаждений. Обучили более 50 инвентаризаторов. Только после длительного обучения они потом выходили обследовать зелёные насаждения.
Всего было обследовано более 250 тысяч элементов, в том числе в парке Победы. Наши инвентаризаторы, подходя к дереву, смотрят на его внешние параметры и оценивают более детально все его особенности, заносят данные в специально разработанную систему, которая доступна всем жителям города. Как проводилось обследование? Инвентаризаторы подходили к каждому дереву, кустарнику, газону, ничего не пропуская, и фиксировали параметры: высоту, диаметр кроны, диаметр ствола и всё, что касается его категории состояния. Категория состояния определяется по специальной методике: обращается внимание на количество сухих ветвей, на особенности развития, на наличие повреждений вредителями или грибковыми заболеваниями — это большая комплексная работа.
Наши инвентаризаторы не дают никаких рекомендаций, они просто обследуют дерево и определяют его категорию состояния. Нам это нужно в научных целях для проведения более глубоких исследований городской среды. Но дополнительно с благими намерениями мы передали все данные городу, чтобы на их основе можно было спланировать все мероприятия по уходу, содержанию зелёной инфраструктуры. На основе этой информации специалисты, которые проводят повторное обследование, делают выводы по дальнейшей судьбе деревьев: будут они кронированы (кронирование — это частичная обрезка ветвей — прим. Ф.) или удалены и заменены на новые, — объясняет Надежда.
Сколько деревьев спилят, а сколько посадят?
На территории парка Победы власти планируют спилить 334 дерева, а 840 — посадить. Реконструкция начнётся с участка около набережной. Елена Семенкова уверяет, что администрация будет спиливать только гибнущие или аварийные деревья.
— Ещё обрезка может вестись, когда много аварийных ветвей. Чтобы они не упали, их нужно обрезать. До того, как мы приступим к высадке деревьев, мы должны подойти к насаждениям и посмотреть, какие из них в ближайшее время точно засохнут, будут недекоративными и станут аварийными. Аварийным может стать не только сухое дерево. Возможно, у него и есть ещё зелёные листья, но в дереве уже появилось большое дупло или видны признаки внутренней гнили, которые при ураганных ветрах сломают его.
В городе есть правило вырубки насаждений. По этим правилам производится комиссионное обследование лесопатологами, экологами, определяется возможная аварийность дерева. Ничего не вырубается просто так. У нас идёт борьба практически за каждое дерево. Я хочу, чтобы все жители понимали: до того, как будет принято решение о выпиле дерева, происходит его обследование. Начинать выпиливать или кронировать дерево специалисты могут только тогда, когда у них на руках будет разрешение. Жители должны понимать: ничего не рубится само по себе, не происходит стихийная выпиловка, — объясняет главный ландшафтный архитектор.
По словам Елены Семенковой, сейчас чиновники уже закупили деревьев на 14 миллионов рублей, но закупки ещё не завершены. Поставщика саженцев определяют с помощью торгов.
Зачем спиливать сухие деревья?
Главная причина, по которой нужно спиливать сухие деревья, — необходимая смена, которая естественным образом происходит в лесу, но не может осуществиться в парке. Чтобы сухие деревья сменились новыми, потребуется около 70 лет. Чтобы у наших потомков был зелёный парк, необходимо высаживать деревья каждый год уже сейчас.
— Первый этап — [посадить] 93 дерева. Нам предстоят здесь ремонтные работы, поэтому смотрим на то, чтобы деревья не пришлось пересаживать — для дерева это критично. Мы посадим ясень, иву и липу. Для посадки на этой территории мы заказали деревья высотой 3–3,5 метра. До высоты больших деревьев им расти около 70 лет. Нам важна естественная смена. К тому времени, когда подрастут деревья, которые мы сейчас посадили, нужно будет поменять другие деревья. Главное — вовремя готовить смену. Если деревья все будут одного возраста и все в одночасье начнут приходить в ослабленное состояние, усыхать, нам придётся полностью реконструировать насаждение.
Деревья высадят не точно на месте спиленных деревьев, но на той территории, где проводится реконструкция, потому что иногда на прежнее место посадить саженец нельзя (например, под ними могут находиться подземные коммуникации — прим. Ф.) или же это нецелесообразно. Чтобы начать посадку, нужно полностью избавиться от сухостоя, иначе придётся дважды заходить на одну территорию. Мы приняли решение, что будем проводить поэтапную замену деревьев, поэтапную выпиловку. Уже выданы разрешения на проведение работ. Если разрешение выдано только на обрезку, то дерево спиливать никто не будет, иначе город выставит подрядчику штраф за порчу и уничтожение. Это предусмотрено правилами, — обещает Семенкова.
Чтобы журналисты поняли, какие именно деревья убирают коммунальщики и подрядчики, на их глазах в парке Победы спилили 45-летнюю берёзу. Её ствол не выглядел больным, но ветви засохли и перестали расти, поэтому дерево медленно умирало.
— Да, ствол этой берёзы выглядит чистым и хорошим, но все ветки уже были трухлявыми — они по факту давно неживые. Важно, чтобы горожане не думали, что у нас здесь варвары, которые пилят всё, что им не нравится. Речь идёт о том, что мы вовремя должны избавиться от сухого дерева, чтобы запланировать посадку на будущее нормальных деревьев, чтобы они успели вырасти до того, как начнут сохнуть другие. Эта работа всегда ведётся, не останавливаясь. Если дерево усыхает, то остаётся или ждать, когда оно высохнет окончательно, или заменить, не дожидаться нескольких лет, пока оно будет постепенно умирать.
Если изреженная крона, в ней встречается много веток, то это признак для специалиста, чтобы обратить внимание, что оно угнетено и может быстро погибнуть, не дорастая до максимальной высоты. Это сигнал для специалиста при обследовании. Главное, чтоб жители не беспокоились. Мы ничего не рубим просто так. Мы должны вовремя посадить деревья, чтобы через 40 лет они выросли, — убеждает Елена Семенкова.