Что такое 3D-стрельба из лука?
Специалист по стрельбе из лука Юрий Кашников объяснил, что турнир проходит с реалистичными мишенями из полиуретана — отсюда и название дисциплины.
— 3D-стрельба из лука в мире существует давно, а в России появилась недавно — с 2008 года. У неё такое название потому, что стрельба ведётся по трёхмерным мишеням в виде зверей в натуральную величину в условиях естественного ландшафта. На каждой мишени есть оттиск с линиями попадания. За попадание в самый маленький круг на звере даётся 11 очков, дальше — 10 и 8, а всё остальное животное — пять очков. Мишени изготовлены из вспененного полиуретана. Звери сделаны довольно детально. Россия по качеству изготовлена таких мишеней является лидером. У западных фирм менее детализированные мишени, такой красоты больше ни у кого нет, они реалистичны.
Срок годности мишеней зависит от масштабности турнира. Если участников много, то мишень проживёт 3–4 турнира, а дальше её надо ремонтировать. В крупные мишени попасть сложнее, потому что они стоят дальше, а ещё площадь поражения больше, так что сохраняются они дольше. Это вещь очень дорогая, потому что смеси импортные. Маленький поросёнок стоит около 4 тысяч рублей, а самые дорогие мишени зашкаливают за 50 тысяч рублей. Медведь весом в 40 килограмм до спецоперации стоил 34 тысячи рублей, а сейчас — около 53 тысяч рублей, — рассказал Кашников.
Что ждёт участников турнира?
«Большая охота» — это самый большой российский турнир по 3D-стрельбе из лука, который пройдёт 8 и 9 апреля. Кстати, запись на него, по словам организаторов, будет открыта до последнего момента.
— «Большая охота» называется так потому, что целей здесь больше, чем обычно. Ещё она проводится весь день: допустим, с утра люди начали, а закончили в семь вечера. Трасса составлена так, что обед у лучников тоже на ней, между точками.
Сейчас на турнир записалось более 200 человек, в нём участвуют жители 25 регионов страны, есть также участники из Беларуси, — добавил Юрий Кашников.
Организатор «Большой охоты» Иван Рудавин рассказал, что соревнования проходят с 2012 года. Исключением стал только 2020 год, когда мероприятие отменили из-за ковидных ограничений. Этот турнир станет 11: в 2023 году организаторы даже смогли получить грант в размере 470 тысяч рублей.
— «Большая охота» традиционно проходит каждую весну, во вторые выходные апреля. Раньше соревнования проходили в Шебекино, однако из-за СВО в этом году соревнование пройдёт под Старым Осколом на территории спортивно-оздоровительного комплекса «Белогорье».
Обычно турнир основан на сборе взносов с участников: из него формируется бюджет, он расходуется на приобретение мишеней, ремонт, оплату труда рабочих, устанавливающих трассу. Раньше деньги оставались только на дипломы и медали, причём заурядные, типичные. Но в прошлом году мы попробовали подать заявку на получение гранта и стали победителями третьего регионального конкурса на предоставление субсидий.
На этот бюджет мы купили недостающие нам мишени, ремонтный состав, инструменты, материалы и закупили призы для всех участников — а победителей будет 42 человека, так как много разных классов. Для каждого мы предусмотрели призы, самые наилучшие медали, которые можно изготовить на сегодняшний день. С помощью бюджета мы максимально качественно сможем организовать турнир. Кроме того, мы купили сувенирную продукцию: даже тот, кто останется без пьедестала, с пустыми руками от нас не уйдёт. Мы так создаём мотивацию, привлекаем людей. Ещё мы развиваем туристический потенциал: составляем анкету для всех участников, в которой есть факты о регионе — заявляясь на турнир, они будут заполнять анкету и узнавать для себя что-то новое. Таким образом мы хотим не только выявить сильнейших, но и просветить участников из других регионов.
Может показаться, что 200 человек — это небольшое количество участников для соревнований, но в стрельбе из лука оно весомо, так как направление развивающееся. К примеру, в прошлом году на чемпионате в Муроме было 240 человек — это был самый многочисленный турнир за всё время проведения подобных турниров. Таким показателям мы гордимся, — заявил стрелок.
«Эпично, как в исторических фильмах»
Иван Рудавин уточнил что «Большая охота» состоит из нескольких соревнований: строгой, спонсорской и развлекательной части.
— «Большая охота» разделяется на два дня. Первый день турнира — круг из 40 мишеней, расставленных по территории базы, где лучники стреляют командами. По итогам первого дня будут раздаваться все награды. Вечером пройдёт спонсорский турнир «Три стрелы»: мы разделяем участников на три категории по классам луков, они выстраиваются в линию и все по команде совершают выстрелы. Смотрится эпично, как в исторических фильмах. Все эти стрелы разом летят и попадают в одну мишень. Особенность в том, что дистанция неизвестна и устанавливается ниже или выше, чем обычные мишени. За первое место победитель получает 5 тысяч рублей, за второе — 3 тысячи рублей, за третье — 1 тысячу рублей.
Во второй день проходит турнир «Большой охотник», ради которого многие и приезжают. Это круг из 15 подвижных мишеней. Принцип там такой же, как в тире, но всё в натуральную величину: поднимающиеся сурки, бегущий кабан, привязанный к тросам, и так далее. Это больше развлекательное мероприятие, а не спортивное. В этот же день проходят командные соревнования, где каждый соревнуется с каждым, а не вылетает после первого проигрыша. Даже если команда проиграет, все получат удовольствие от турнира.
Во время «Трёх стрел» у зрителей будет зона, где они смогут наблюдать за соревнованиями, а в других соревнованиях они смогут вместе с группой лучников перемещаться по лесу, — рассказал об организации турнира Рудавин.
Юрий Кашников также поделился впечатлениями о том, как проходит турнир. По его словам, профессионалы едут на первый день «Большой охоты», чтобы доказать своё мастерство, а на второй — чтобы отдохнуть и насладиться приятной компанией.
— Первый день — это такой сплав, где люди могут пострелять по 40 мишеням со строгими правилами, а второй день — развлекательно-прикладной, когда всё движется, поднимается, скачет, лучники в сёдлах сидят, с плота стреляют, поднимаются мишени на время. Эта дружеская лучная атмосфера настолько затягивает людей, что мы по количеству участников постоянно растём. Это природа, выходные в окружении себе подобных. Ты находишься в уютной атмосфере, занимаешься своим делом. Из мира нашей обыденности, когда все люди живут самостоятельно, и никто никому не нужен, а иногда и человек человеку волк, ты попадаешь в компанию единомышленников, которые все... друг друга любят. Например, приходит новичок, он любого идущего может за руку поймать и попросить о помощи. Тот всё бросит и начнёт помогать, а если чего-то не знает, то приведёт к тому, кто знает.
Средний возраст стрелка — в основном, за 30 лет. Как ни странно, сюда приходят люди, которые уже знают, чего хотят от жизни. Приезжают они, в основном, ради удовольствия. Мы, лучники, народ добрый, поэтому разрешаем участвовать в турнире ещё и арбалетчикам. Мы на своих турнирах обязательно открываем и детские классы, пытаемся популяризировать наш спорт.
Запись на турнир открыта до самого последнего момента. Для участия в турнире почти нет ограничений: нижняя возрастная планка — дети от 12 лет, а верхняя граница отсутствует. Главное, чтобы участвовать позволяло здоровье. Нашему самому возрастному лучнику, например, 62 года. Один из мировых чемпионов тоже старше 60 лет. С луком можно ходить практически до кладбища, — зовёт всех на турнир Кашников.
С какими проблемами сталкиваются белгородские лучники?
Юрий Кашников уточнил, что дети-лучники не возвращаются в спорт после школы — ни в Белгородской области, ни в Курской.
— Самое парадоксальное, что у нас нет пополнения из выросших детей. За десять лет у нас нет ни одного ребёнка, который стал бы взрослым лучником. Они вырастают, начинают готовиться к ЕГЭ, учиться в институтах, а после школы к нам никто не возвращается, — поделился лучник.
Президент белгородской федерации стрельбы из лука Григорий Пономарёв добавил, что ещё одна проблема, — отсутствие тренировочной базы.
— Раньше у нас был свой стадион с выделенным временем на территории школы, мы стреляли на беговых дорожках, а потом, в связи с реорганизацией, начались проблемы. Нас с этих дорожек стеснили, стадион открыли для постоянного посещения, превратили его в зону отдыха. У нас до сих пор нет своей площадки. Из-за ковидных ограничений в 2019 году мы потеряли часть детей, которых собирались отправить на соревнования, так как они перестали приходить на занятия. Пришлось начинать с начала. Надеюсь, нормализуется обстановка, и у нас появится собственная тренировочная база, где вместе будут заниматься взрослые и дети. Тогда появится и стимул, и конкуренция, и преемственность — то, к чему мы стремимся с 2014 года. Я писал по этому поводу много писем, но все они возвращались мне, — возмутился Пономарёв.
Юрий Кашников пояснил, что из-за отсутствия тира детям приходится искать незанятые стадионы, а взрослым уходить в лес.
— У нас все взрослые стреляют летом в лесу. Дети ютятся за какими-то трибунами на стадионах, с одного стадиона их выгоняют — они прибиваются куда-то ещё, по спортзалам школ ходят. Своей базы не хватает. Зимой, когда холодно, с кем-то договариваемся, ищем помещения, но своего тира для лучников нет, — рассказал организатор турнира.