Что случилось?
В ОМВД по Новоосколькому горокругу отказались возбуждать уголовное дело из-за нарушений при проведении капремонта новооскольской школы № 3. Полиция проводила проверку после обращения местного активиста Алексея Скурыдина, который обратил внимание на возможные нарушения и пожаловался в прокуратуру.
Материалы дела на проверку в ОМВД отправила прокуратура после проверки, проведённой вместе с МЧС. Прокуратура выявила, что при ремонте школы в Новом Осколе использовались сверхгорючие материалы. Подрядчик должен был использовать алюминиевые 3D-композитные панели, относящиеся к группе горючести Г1 — слабогорючие. Во время проверки подрядчик даже предоставил сертификаты на материалы, которые соответствовали группе горючести, указанной в госконтракте, но после того, как прокуратура вместе с МЧС провела испытания панелей выяснилось, что они относятся к группе горючести Г4 — сильно горючие и, соответственно, более дешёвые панели, которые можно применять только для изготовления рекламной продукции и малых архитектурных форм.
Контракт на ремонт школы на 13,3 миллиона рублей был заключён с компанией «АлексеевкаСтройСервис». Помимо панелей в смету входила установка пароизоляционного слоя плёнкой ютафол. Однако при выполнении ремонта подрядчик использовал другие строительные материалы, которые намного дешевле, чем те, которые были указаны в смете.
Что говорит о произошедшем директор школы и подрядчик?
Директор школы пояснила полиции, что организация предоставила сертификаты качества на алюминиевые панели, которые они закупили. Что касается пароизоляционной плёнки, то подрядчик сказал, что в её установке нет необходимости, так как от неё нет никакого эффекта. Деньги, которые должны были пойти на покупку плёнки, руководство школы направило на покупку оградительной сетки, чтобы обезопасить детей, так как ремонт проходил в учебное время (её цена, по словам подрядчика, была равна стоимости пароизоляционной плёнки, поэтому её якобы не добавляли в смету).
Претензий к качеству работ у директора школы не было, но, как следует из материалов проверки, она направляла подрядчику претензию на 14 тысяч рублей за то, что он не сделал работы в срок.
Гендиректор компании Дмитрий Гафиулин сказал полицейским, что принял на работу гражданина Армении Андрея Мелконяна, но полные данные его не помнит, так как трудоустроил его неофициально и не сделал копии его документов. Якобы именно он помогал в поиске материалов. По словам Гафиулина, Андрей Мелконян находил их, а он лишь покупал материалы за наличные, потому что сумма покупки в этом случае была значительно ниже, чем при безналичном расчёте. Название фирмы, у которых он приобретал панели, Гафиулин также не смог. Сам ремонт, по его словам, проводил некий Николай.
Гафиулин пояснил полицейским, что нанял Николая и бригаду из десяти рабочих, потому что его сотрудники были заняты на других объектах. Гафиулин при этом пояснил полицейским, что он занимался только оплатой работ и 1-2 раза в неделю приезжал на стройку, чтобы частями выдавать деньги Николаю. При это директор «АлексеевкаСтройСервис» утверждает, что несколько раз говорил Николаю, какие именно панели нужно использовать в соответствии со сметой и даже своими глазами видел маркировку на них при разгрузке — по словам Гафиулина, на них стоял класс горючести Г-1.
Также Гафиулин указывает на то, что смету составлял специалист администрации Новооскольского горокруга и о разнице он не знал, потому что работами занимался Николай и, по его мнению, Николай мог потратить деньги на зарплату сотрудникам, либо стройматериалы. При такой большой разнице в площади работ директор компании «АлексеевкаСтройСервис» не имеет претензий к Николаю.
Дмитрий Гафиулин говорит, что принял все работы у Николая, рассчитался с ним и больше его не видел. По словам Гафиулина, Андрей Мелконян, который отвечал за закупку материалов, сейчас находится в Армении, а Николай — в Украине, поэтому он не может с ними связаться. Специалиста администрации Галину Жукову, которая составляла смету, полицейские найти не смогли, потому что она уволилась из администрации и выехала за пределы Белгородской области в город Смоленск.
Сейчас «АлексеевкаСтройСервис» обязуется за свой счёт установить новые панели с период с апреля по август 2021 года.
А полиция что?
7 января этого года старший следователь СО ОМВД по Новооскольскому горокругу вынес постановление об отказе о возбуждении уголовного дела. В постановлении об отказе говорится, что в действиях директора компании, которая осуществляла ремонт, не установили обязательный признак хищения или мошенничества — корыстность, то есть, извлечение каких-либо выгод. Соответственно уголовное дело в полиции не будут заводить, потому что считают, что в действиях Дмитрия Гафиулина отсутствует состав преступления.
Однако руководитель следственного органа отменил постановление из-за того, что проверку провели не в полном объёме. Поэтому в полиции установили срок проведения дополнительной проверки — 30 дней. Тем не менее после этого дело всё равно прекратили, так как не нашли состава преступления.
Строительная техническая экспертиза, назначенная 15 декабря 2020 года, подтвердила факт нарушений. Эксперт составил локальный сметный расчёт, в котором определил стоимость работ, не соответствующих актам об их приёмке. Их стоимость оставила 4,9 миллиона рублей. А также те работы, которые вообще не были выполнены на сумму более 4 миллионов рублей — подрядчик просто указал в актах приёмки работ 1318 квадратных метров, на которых никакие работы фактически не проводились.
— По версии подрядчика, человек, который работал у него в фирме без оформления и достоверных личных данных, познакомил его с таким же неизвестным человеком, который продал ему неизвестное количество панелей по неизвестной цене за наличку. Далее такой же неизвестный человек, с предполагаемым именем Николай, установил панели на школе №3 без письменных договоров, а директор ООО якобы оплатил ему за эту услугу 11,7 миллиона рублей. После чего бывший сотрудник и установщик уехали за границу, а продавец исчез. Из показаний остаётся загадкой, кому всё же директор ООО заплатил за материал продавцу или установщику?
Сметы с завышенными более чем на 4 миллиона рублей объёмами работ, по версии проверки сотрудников ОМВД, предоставила работница центра сопровождения образования управления образования Новооскольского гороокруга, которая также оказалась бывшей и выбывшей за пределы области. Взять письменные объяснения у неё также не удалось. При таком количестве неопределённостей вопросы о виновных лицах, возврате более 4 миллионов в бюджет, а также о замене сильно горючих панелей на нормальные и предотвращения аналогичных случаев в будущем остаются не разрешёнными, — высказывает своё мнение Алексей Скурыдин.