С 21 по 23 августа в Белгороде проходил пятыйдис международный фестиваль современного театра «Наш кислород 5.0». Фестиваль собрал 16 современных театров из разных городов России и ближнего зарубежья, стал площадкой для талантливых танцоров, музыкантов, художников, актёров и просто молодёжи, которая готова дискутировать на тему современного искусства.
Так, 23 августа на крыше «МегаГринна» организовали дискуссионный клуб молодёжного движения «Прав? Да!». Тема «Современное независимое искусство» гармонично вписывалась в фестиваль. О её важности высказался руководитель молодёжного движения «Прав?Да!» Сергей Фуглаев.
—Тема дискуссионного клуба — современное молодёжное искусство. Может ли искусство быть независимым? Как молодым талантам себя проявлять? Нужно ли получать образование по специальности или достаточно просто быть талантливым? Мы будем искать ответы на эти вопросы все вместе. Тема многогранная, интересная и острая. Я надеюсь, у нас получится отличная жаркая дискуссия, эмоции от которой, уверен, у наших гостей останутся самые позитивные, — рассказал Сергей Фуглаев.
Ксения Медведева: Если думаешь, что ты классный и чемпион галактики — ты скатился
Тяжело развиваться в маленьком городе, чтобы твои проекты оценивали за рубежом, на международных и всероссийских конкурсах. У Ксении и «DANCE ХАОС» это получается, причём уже на протяжении 20 лет. Педагоги танцевального коллектива пытаются выстраивать свою новую форму современного танца.
Сегодня танец — это не просто искусство хореографии. Об этом Ксения поговорила со зрителями. Главная мысль, которую несла хореограф сквозь всё своё выступление: надо быть острожными с трендами и хайпом, особенно если ты — педагог. Важно нести что-то большее, ведь именно учителя транслируют то, что потом становится базой в детских головах.
— Очень приятно видеть людей, которых ещё интересует современное искусство, а не только TikTok. Ничего не имею против актуальности и чего-то интересного, но для меня и моих учеников хореография — это немножко другое, — поделилась хореограф студии современного танца «DANCE ХАОС» Ксения Медведева.
В ходе дискуссии Ксения не только рассказывала, что для неё современный свободный танец, но и отвечала на вопросы из зала или соцсетей. Так, она рассказала, что думает о фразе «Художник должен быть голодным». Для Ксении голод художника должен быть направлен не на еду, а на новые знания, новый опыт, новое площадки, открытия в мире и в своей специфике работы.
— Если ты думаешь, что ты классный, какой у тебя классный номер, то всё — ты скатился. Каждый день нужно просыпаться, приходить на репетицию с мыслью: «Так, сегодня надо выстроить свою работу по-другому, сделать что-то новое». Вот это я называю «голодный художник». Потому что в наше время нельзя стоять на месте, вешать на себя медали, титулы чемпиона галактики и при этом делать одно и то же на протяжении многих лет, — отметила хореограф.
Помимо этого, участники дискуссионного клуба поговорили о балансе между независимым искусством и коммерческими госзаказами: как не продаться, заработать и остаться верным своим идеям и принципам. Поговорили об участии в телевизионных проектах. Становятся ли они неким трамплином для творческого человека или ТВ-шоу никак не связаны с искусством и ничего не дают участнику в плане развития?
— Можно сделать TikTok на 30 квадратных сантиметрах, а можно посмотреть сначала балет нидерландского театра танца, вдохновиться, показать ученикам. Показать, что можно и так, что это классно, что это круто, чтобы так уметь — надо пахать десятки лет. Обязательно из 10 учеников хотя бы семь поймут, — рассказала Ксения Медведева.
Этим вечером на крыше «МегаГринна» звучали разговоры и о современных запросах и стандартах. Обсудили, необходимо ли творческому человеку профильное образование или можно «выехать» на одном таланте, нужна ли цензура детской хореографии и какая, почему важно внимательно относиться к выбору детского коллектива. Разобрали, существует ли сейчас в детских коллективах проблема учеников с нестандартной фигурой или в современном мире это больше не проблема. Оставляют ли «пышек», «худышек», слишком высоких или нестандартно низких на задворках? Есть ли возможность заниматься танцами людям с особенностями здоровья? Этот вопрос прокомментировал руководитель молодежного движения «Прав? Да!» Сергей Фуглеав.
— Я считаю, что тему инклюзивных танцев и в целом «доступности» искусства для людей с особенностями здоровья: будь то танцы, театр или изобразительное искусство — обязательно необходимо взять под контроль и продолжать развивать. Ведь, на самом деле, у нас много способных ребят с ограниченными возможностями здоровья, которые попросту могут не знать, куда им идти, чтобы продолжать развивать свой талант. Мы им в этом обязательно поможем! — пообещал Сергей Фуглаев.
Павел Руднев: Частный театр — это репертуарная альтернатива, но градус свободы зависим от географии
Рост частных театров в РФ ускорился. В 90-х сомневались в том, что частный театр может выжить.
— Государство до сих пор не признаёт частный сектор культуры, не признаёт культуру как таковую. И каких-то преференций для частников не представляю, кроме небольшого количества грантов. Но в последние годы, со второй половины 10-х годов, стало ясно, что частные театры стали потихонечку выживать, зарабатывать деньги и даже жить на театральную деятельность, — рассказал российский театровед и театральный критик Павел Руднев.
Культура может выживать и существовать в конкурентоспособном виде, только когда есть паритеты: государственный сектор и частный сектор. Эти вещи должны быть как сообщающиеся сосуды: должны отдавать друг другу энергию и друг друга подстёгивать.
Затрагивая тему сложностей частных театров, театровед поднял тему пандемии коронавируса и выживания в её жёстких условиях. И оказалось, частные театры приспособились быстрее других. У государственных театров были определённые проблемы с переходом в интернет, а частники чувствовали себя на онлайн-площадках увереннее, так как пользовались ими ещё до COVID-19. Кроме того, из-за постоянной необходимости бороться за выживание частные театры быстрее адаптировались, стали механизмом быстрого реагирования в противовес гостеатрам, которые представляли собой (как и раньше) инертный механизм.
— Всякий раз, когда возникает частный театр, — это всегда попытка найти репертуарную альтернативу. Честь и хвала частным театрам, которые ставят в свой репертуар пьесы, которые не могут войти в репертуар государственных театров. Это повод для альтернативы. Хотя всё зависит от географии: то, что допустимо в Новосибирске и Екатеринбурге, сложно представить в Белгороде или Ставрополе. От географии зависит градус свободы, — отметил Павел Руднев.
Как формируется понятие «независимое искусство» и кто определяет, зависимое оно или нет? Что важнее в современном мире: хайп или мастерство? Зачастую эпатажностью и неординарностью деятели культуры скрывают свою посредственность — это миф или реалии?
— Искусство всегда должно волновать человека. Эпатаж и провокационность — это атрибуты искусства. Если мы не взволнованы искусством, если не переживаем сильных эмоций, то это просто культурная информация, как какая-то еда, которая в нас попадает, но никак нас не меняет. Искусство — это для зрителя добровольная манипуляция. Оно направлено на то, чтобы изменить человека, — поделился мыслями критик.
Организатор фестиваля и руководитель независимого молодёжного театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк рассказала, что фестивалем довольна и считает, что он частично изменит культурную жизнь Белгорода. Оксана искренне надеется, что благодаря «Нашему кислороду» театром начнут интересоваться больше, особенно молодые люди. Она не останавливается на достигнутом и уже планирует «Наш кислород 6.0».
— Фестиваль получился актуальным, насыщенным, интересным и самое главное — он смог встроиться в необычные пространства нашего города, в нетеатральные пространства. Задумки насчёт НК6.0 уже есть: очень понравилась крыша «МегаГринна», хотим в следующем году продолжить сотрудничать с этим пространством, рассказала руководитель независимого молодёжного театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк.
По традиции после обсуждений с каждым спикером авторам лучших вопросов дарили подарки. А ветреную погоду на крыше перебивал тёплый безалкогольный глинтвейн, который был бесплатным для всех участников фестиваля. Но важно всё-таки то, что состоялось главное — дискуссия о глубинном, проблемном, но таком любимом — современном искусстве.
— Благодаря таким, как Оксана, молодёжное искусство живёт, будет жить и развиваться. Спасибо вам большое и всей вашей команде за то, что вы делаете и за то, что вы есть, — подытожил Сергей Фуглаев.