Они узнали у 550 жителей региона от 14 до 30 лет, выбранных в соответствии с их полом, возрастом и районом проживания, как они знают историю, в том числе своей малой родины. Самые интересные итоги мы включили в наш тест.
Комментарий авторов исследования
— Молодые жители города в целом ориентируются в истории страны, но в вопросах городской и региональной истории разбираются заметно слабее. Это закономерно: школа ещё как-то справляется с функцией преподавания истории общенациональной, и потому остаточные знания важнейших фактов и дат сохраняются даже у многих из тех молодых людей, которые не очень интересуются этими вопросами. А вот «малая родина» в ней столь же обстоятельно не изучается, и здесь почти всё зависит от собственной заинтересованности человека.
Молодые белгородцы адекватно оценивают свой уровень исторических знаний — как в истории страны, так и своего города и области. В формировании исторических знаний и культуры важнейшие позиции удерживает средняя и высшая школы: эту позицию отметили 2/3 участников исследования. На втором месте такой источник, как интернет (44 процента опрошенных), и на третьем — «разговоры старших поколений», неформальное общение, прежде всего, в семье, которые важны для 1/3 опрошенных (31 процент). То есть, основой остаётся ось «школа — семья» при закономерной для эпохи digital обширной информационной подпитке через сети массовых коммуникаций. Вот из этой триады, её внутренних взаимодействий, её возможностей и ограничений, эффективности и рисков нужно исходить при более глубоком изучении соответствующих вопросов и при стратегическом планировании и прогнозировании образовательной, воспитательной и культурной политики.
В ходе исследования мы сделали ещё один предположительный вывод: желание молодых людей остаться в Белгороде или покинуть его в сопоставимой степени зависит как от современного развития города и региона, их соответствия должному уровню модернизации, так и от своей осознанной укоренённости в них, исторически просвещённом чувстве «малой родины». А это чувство держится на семейной истории, ландшафте, архитектуре, личностях земляков, памятных местах и событиях — как на них же, в конечном итоге, держится и отношение к «большой истории» страны и нации.
Как мы и предполагали, история региона и города у молодых людей, если говорить в целом, вызывает несколько меньший интерес и менее известна им, чем история России.
Также среди молодёжи довольно широко распространены некоторые представления, которые сейчас именуются историческими «фейками» — например, наш региональный миф об основании города Белгорода князем Владимиром. И, как мы предполагали, субъективное отношение молодых белгородцев к своему городу эмоционально противоречиво: положительный спектр эмоций — воодушевление, гордость, удовлетворение — при мысли «я белгородец» испытывают около 40 процентов опрошенных, но порядка 20 процентов испытывают противоречивые эмоции или эмоции отрицательного характера — раздражённость, обиду, сарказм, ущемлённость, или вообще не желают относить себя к белгородцам. А более четверти — 28 процентов — не испытывают ничего. Чтобы нам в дальнейшем успешно воспитывать региональный и городской (а на их основе — общенациональный) патриотизм, прививать детям необходимую для этого и для гармоничного развития личности историческую культуру, необходимо изменить этот эмоциональный фон. И со своей стороны — умная, увлекательная, интересная подача местной и региональной истории способствует его улучшению.
И ещё нас удивила значимость для молодых людей и глубина семейного пласта исторического сознания. Это то, что изучено слабее всего, но то, от чего зависит всё последующее: отношение к месту, городу, области, стране. Макроистория народа, государства, как из множества маленьких корней, вырастает из таких микроисторий и держится на них. Вот то, что нужно изучать и подкреплять всеми силами.
Причины такого уровня знания отечественной истории молодыми белгородцами в том, что наши институты памяти по-прежнему живут и работают, связывая прошлое и будущее. Но они уязвимы, особенно те, которые касаются истории «малой» — семейной, локальной, даже региональной. Их нужно постоянно поддерживать и сохранять. И обстоятельно исследовать, привлекая методы и возможности всех социально-гуманитарных наук и технологий, — рассказали авторы исследования — руководитель исследовательского проекта «Социологическое краеведение», профессор Сергей Лебедев и студентка-социолог Мария Бобровская.