«Опора России» — о дореволюционных бизнесменах
Заместитель председателя комиссии «Опоры России» по ценностно-ориентированному предпринимательству Владислав Жукович говорит, что предпринимателям, которые ориентируются на духовно-культурные ценности, приходится тяжело в обычной предпринимательской среде.
— Мы видим свою цель в том, чтобы создать и возродить культуру предпринимательства, основанную на российских дореволюционных ценностях. К сожалению, многие примеры, которые стоят перед глазами наших предпринимателей, не уходят дальше девяностых годов, когда шло искусственное формирование олигархии из представителей криминального сообщества, партийных деятелей, где-то просто тех проворных людей, которые смогли воспользоваться всеми возможностями того периода, чтобы приобрести крупные активы. Мы видели, как становились невостребованными учителя, военные, которые были вынуждены идти в коммерцию просто для того, чтобы прокормить свою семью. Тогда мало кто задавал себе этические вопросы. Людям нужно было выживать, и каждый выживал как мог.
Но так было не всегда: у нас есть примеры, которые уходят корнями в дореволюционную Россию. Если говорить о «золотом веке предпринимательства», то там мы видим примеры в каждом регионе, где были сотни и тысячи предпринимателей, которые считали нормой вести благотворительную деятельность. Они строили гражданские институты, больницы, школы, театры Многие из них финансировали различные исследования и поддерживали начинающих деятелей искусства, — говорит Владислав Жукович. — Кровь циркулирует по организму, она нужна ему, чтобы он был здоров, и что-то создал. Точно так же, как деньги в организации. Они как кровь должны просто пульсировать в организации и обеспечивать её функции. Но если это становится целью, то это так же ненормально, как и организм, который охотится за кровью.
Настоятель Преображенского кафедрального собора — о грехе предпринимательства
— Предпринимательство — это зона изначально повышенного духовного риска. Когда Иисус Христос ходил на проповедь, а потом удалился в пустыню, чтобы себя испытать, ему нужно было обратить к себе людей, чтобы они поверили, послушали и пошли за ним. В конце 40-дневного поста к нему подступил дьявол и сказал: «Видишь камни, ведь ты, как всемогущий человек, можешь сделать их хлебом». Всё, больше ничего не надо, если ты сделаешь для людей вот такой поражающий воображение фокус, то они будут тебе подчиняться. Лукавство заключается в том, что тот, кто обладает возможностью накормить людей, — обладает властью, — считает настоятель Преображенского кафедрального собора Олег Кобец.
По мнению священнослужителя, основную роль в развитии созидательного предпринимательства должно сыграть государство.
— Если мы посмотрим на верхнюю прослойку власти, то увидим, что люди, которые пришли в бизнес в 90-е годы, непонятно каким образом, но благодаря своим миллиардам, они сейчас на верхних этажах. Поэтому, говоря о нравственности, духовных основах современного бизнеса, я думаю, что, в первую очередь, нужно говорить о той роли, которую должно сыграть государство в этой системе, — считает Олег Кобец.
Также представитель церкви полагает, что нужно разобраться в том, за что должен исповедоваться предприниматель, который производит продукцию с ГМО и использует антибиотики, и на кого ложится грех за то, что выпускаемая предприятием продукция приносит вред здоровью человека. В пример он прочитал строчку из декларации, которая была принята на Вселенском соборе.
— «Стремление к успеху любой ценой, презрение к жизни и здоровью другого преступно и порочно». Давайте напишем это на наших мясокомбинатах! А хлеб? То, что всегда было святым на Руси. Разве мы хлеб едим? Сейчас, когда молишься, не знаешь, может эти слова «Хлеб наш насущный» вообще выбросить. Хлеб, который не черствеет в течение двух недель, это что хлеб? — спрашивает Олег Кобец.
Общественная палата — о коммерсантах и православных предпринимателях
Заместитель председателя Общественной палаты Белгородской области Виктор Овчинников начал своё выступление с того, что у России сейчас нет своей экономической модели из-за того, что весь XX век предпринимательство в стране было запрещено законом.
— [Невозможно] ответить, какая сейчас в России экономическая модель, — где кредиты по 20-25 процентов, где налог в одном месте 13 процентов, а в другом — вообще 70, только его собирают другим способом, что это за экономическая модель? — удивляется зампредседателя Общественной палаты Белгородской области.
Овчинников считает, что для начала нужно определиться, кого называть предпринимателем, потому что у предпринимателей, по его мнению, больше ответственности, чем у обычных бизнесменов.
— У нас в понятие «предприниматель» включены коммерсанты. Я на рынке стою и продаю — чистая коммерция. Какой он предприниматель? Второе: определённому человеку передали гигантскую собственность, он её от лица государства обслуживает, и мы его предпринимателем называем.
У настоящего предпринимателя возникает идея, он её реализует за кредиты или инвестиции, и, пройдя кровью и потом творение своё, он и становится православным человеком, он понимает, что это ему Господь Бог идею дал [... ]. А значит уже надо думать о коллективе. Я, например, встречу человека, и он скажет: «Я никогда не дал рубля никому». А на предприятии у него все люди, как лошади, искупаны в хрустальных водах, отборным зерном накормлены, он и памятники золотые ставит за их труд. Я скажу: это и есть православный человек, хотя он ещё и никому ничего не дал. Он им дал, их детям и их семьям, он за это отвечает, а ни тогда, когда в коллективе у него развал, а он ходит деньги раздаёт, — говорит Виктор Овчинников.
А что думают сами предприниматели?
Один из лауреатов премии национальной премии «Бизнес-Успех», находившийся в аудитории, тоже присоединился к дискуссии и сказал, что в социально-ответственном предпринимательстве не надо замахиваться высоко. По мнению бизнесмена, каждый должен отвечать за себя и своё маленькое предприятие даже, если это магазин, так как ещё не все бизнесмены доросли до уровня предпринимателей, о которых говорит Виктор Овчинников.
Ещё один обладатель премии сказал, что Белгородская область — хорошее место для предпринимателей, которые хотят помогать людям, но в его понимании — через администрации.
— Губернатор обладает очень активной жизненной позицией, в его тезисах часто упоминается словосочетание «малая родина». Вот «малая родина» — это то, что вокруг нас, это те предприниматели, которые находятся на местах в сельских поселениях, деревнях. Это люди, которые не ищут славы, а просто каждый день оказывают посильную помощь местной администрации, администрации района, администрации области, когда у них получается. Благодаря им, появляются детские площадки, хоккейные коробки, футбольные поля, тротуары, скверы и скамейки, — рассказывает предприниматель.