В холле городской администрации собрались несколько горожан, члены КПРФ и курсанты полиции, которых привели «просто послушать». Депутаты
забегали в зал заседаний в приподнятом
настроении, улыбались, старались со
всеми здороваться и поздравляли
женщин с 8 Марта. Непонятно, были ли они в таком хорошем настроении из-за наступающих
праздников или из-за полной уверенности,
что обсуждаемая мера, если её примут, точно не коснётся их.
Первым к трибуне вышел депутат-одномандатник от партии «Единая Россия» Роман Полянский, который предложил сократить количество депутатов в Белгородском горсовете с 54 до 39.
— Численность населения Белгорода подходит к 400 тысячам человек, при этом 26-я статья Устава города Белгорода определяет, что городской совет состоит из 54 депутатов. Для сравнения в городах с аналогичной численностью населения, входящих в ЦФО, представительные органы работают в значительно меньшем составе, чем у нас, — обратился к собравшимся Полянский.
Пока он объяснял, почему нужно уменьшить количество мест в горсовете, его коллеги показывали друг другу депутатские значки и обсуждали смешное. На экран вывели слайд с городами, и Полянский начал считать депутатов и деньги, ведь сокращение депутатов, по его мнению, сэкономит городскому бюджету 4 миллиона рублей.
— Тверь — 33, Тула — 34, Курск — 36, Воронеж — подчёркиваю, что это миллионный город, — 36, Москва — многомиллионный город, вы знаете, — 45, Санкт-Петербург — 50, — продолжал считать депутатов Полянский, плавно перейдя к тому, что в 2012 году совет депутатов выбрал 27 одномандатных округов, границы и количество которых сейчас нельзя изменить. Это значит, что из 39 депутатов, проходящих по спискам от партий, останется 12 человек.
Предложение Полянского не понравилось первому секретарю Белгородского областного комитета ЛКСМ РФ Игорю Цевменко.
— Есть федеральный закон, который регламентирует процедуру изменения количества депутатов и «перенарезку» избирательных округов. Кроме этого, в области есть прецеденты, когда были пересмотрены избирательные округа. Речь идёт о Старом Осколе. Может мы будем руководствоваться федеральным законом? [...] Выведите [на экран] количество избирателей на каждого одномандатного депутата. У нас в городе сейчас наименьшее количество избирателей на одного депутата — 10 тысяч человек. Где вы найдёте город с таким количеством избирателей на депутата? [...] Хотелось бы увидеть статистику по одномандатным округам, конкретно: сколько они принимают обращений каждый год и каждый квартал, — высказался Игорь Цевменко.
С задних рядов стали аплодировать. Несколько курсантов, поддавшись общему порыву, попытались поддержать аплодисменты, но вовремя опомнились. Когда аплодисменты стихли, Роман Полянский объяснил первому секретарю Белгородского областного комитета ЛКСМ РФ, что эти вопросы не входят в повестку публичных слушаний, на всякий случай уточнив, не из КПРФ ли выступающий.
— Правильно. Как в Америке. Если ты из России — значит молчи! — закричал кто-то из зала в ответ на уточнение Полянского.
Цевменко продолжил говорить, что сокращение депутатов затронет права белгородцев на волеизъявление, потому что по спискам, например, смогут пройти только два депутата от КПРФ. К Цевменко подключился коллега по партии Александр Балакирев, который стал читать предложение ещё одного коммуниста Александра Городкова, не пришедшего на слушания. Основной мыслью выступления Балакирева-Городкова было пропорциональное распределение мест в горосовете среди «списочников» и одномандатников: 50 на 50.
— А как это 50 на 50? — поинтересовался у депутата Владимира Скурятина, сидящий рядом коллега.
— Это когда 14 одномандатников будет, например, и 14 «списочников», — пояснил депутату Скурятин.
Балакирев продолжал.
— Одномандатник-победитель — это, прежде всего, ставленник партии власти, которому открыта широкая дорога во все двери самых разных организаций в предвыборный период. Именно он желанный гость на мероприятиях с привлечением широкого круга населения с целью проведения агитации. Именно он всегда смотрит из-за витрин дорогих и не очень маркетов и магазинов. Другим остаётся только листовка на доске объявлений, которую тут же сдирают услужливые работники коммунальных служб [...]. На избранных по единому округу [депутатов], кроме депутатов «Единой России», администрация не может оказывать давление, тогда как другие депутаты зависимы. Не секрет, что даже при существующем составе депутатов, де-факто решение принимает администрация, а послушное большинство их штампует [...]. В общем, это позор, — прочитал Александр Балакирев часть письма его коллеги Городкова.
— Почему вы считаете, что вы не может победить? У нас Глотов шёл по одномандатному округу и победил, опередив кандидата от «Единой России», — возразила коммунистам единоросс Ирина Игнатова.
Отвечать от коммунистов к трибуне вышел Ярослав Сидоров, который несколько дней назад занимал пост секретаря Белгородского городского отделения КПРФ, но был исключён оттуда.
— Очень рад, что сегодня такая высокая активность, много коммунистов. Вот если они все бы так с депутатами-одномандатниками работали, то было бы больше толку, а не сюда приходили раз в год и пытались давить на совет. Оппозиционная партия, а выпрашивают корочки. Для чего [нужны] пять-шесть-десять человек, которые ничего не решают? Если вы хотите, чтобы голос КПРФ был услышан, то достаточно одного представителя, и от каждой партии — по одному. Вы всё равно не решаете, другие партии вообще голосуют вместе с партией власти. За пять лет я так и не понял, чем «зелёные» (речь о региональном отделении партии «Зелёные» в Белгородской области — прим. «Ф».), отличаются от «незелёных», «справедливые» (речь о региональном отделении партии «Справедливая Россия» — прим. «Ф») от несправедливых. В основном протестное голосование — это семь человек от КПРФ, и то по глупейшей установке ЦК: «не голосовать на бюджет» (депутаты от КПРФ уже несколько лет единственные голосуют против утверждения бюджета — прим. «Ф».). Какая от этого польза? Выйдите на улицу, спросите у любого гражданина: «Нужно нам 54 депутата или не нужно»? Скажут: «Вообще их разогнать»! [...] Нигде нет такого количества депутатов, полчища. Это дай сейчас каждому по лопате — полгорода будет очищено от снега [...]. Моё предложение: десять депутатов, по представителю пройдут — 27 одномандатников и 10 «списочников» — и увидим, кто работал с людьми, а кто не работал, — заявил Сидоров.
Один из горожан, пришедший на слушания, предложил вообще отказаться от «списочников» и оставить только 27 депутатов. Цевменко не выдержал речи Сидорова и попросил выступить. «Смотри, как идёт, как-будто в бой», — шутили депутаты, пока первый секретарь Белгородского областного комитета ЛКСМ РФ шёл к трибуне.
— Никто не обвиняет одномандатников в том, что они не дорабатывают. Ключевой вопрос в том, что сейчас округ в среднем — 10 тысяч, у кого-то 10,5 тысяч, у кого-то 11 тысяч избирателей. Это ещё не каждый избиратель обращается, далеко не каждый. Если увеличить до 14 тысяч одномандатный округ, то одномандатник уже не справится? Кроме того, я хочу вам напомнить, что горожане всё это видят и всё это знают. Что это за отношение к выбору белгородцев? Вы забыли, какая у нас была явка на муниципальных выборах? 25 процентов в среднем по городу...
— Можно ваше предложение. У нас регламент до трёх минут, — прервала выступление Цевменко председатель оргкомитета Ольга Медведева.
Цевменко продолжил.
— Если мы говорим об экономии, то, может, мы сократим тогда премии мэра, которые депутатам выписывают каждый квартал? Или про проект «Тысяча роз» забыли? Когда взяли ипотеку в иностранной валюте, а потом отдавали, когда курс поднялся. Никто же не понёс за это ответственность. По Глотову, о котором сегодня тоже говорили, ну, давайте говорить честно и открыто: в какой он сейчас фракции? Во фракции «Единая Россия», и вступил он туда довольно оперативно [...]. Предложение следующее: 20 одномандатных округов, 19 «списочников». Уважаемые депутаты, просьба всё-таки уважительно относиться к своим избирателям, за некоторых из вас проголосовало по 600 человек из 10 тысяч избирателей.
— 600 ни у кого не было, — возразил Владимир Скурятин.
Цевменко, избиравшийся с ним по одному округу, напомнил, что за Скурятина проголосовало всего 800 человек, и между ними началась перепалка, в которой они пытались выяснить, кто и сколько набрал процентов.
— Если вы выберете ту систему, которую вам предлагает администрация, ведь все мы прекрасно понимаем, под кого зачищается это политическое поле, чтобы не звучали оппозиционные голоса и другие предложения. Белгородцы вам этого точно не простят, а мы этому всячески поможем, — закончил выступление Игорь Цевменко.
Под конец слушаний собравшиеся стали высказывать уже совсем необычные предложения. Один из присутствующих посоветовал оргкомитету отложить пересмотр количества депутатов до сентября и провести референдум потому, что вопрос касается всех горожан, а депутат от ЛДПР предложила сократить количество депутатов до 27 «списочников», убрав всех одномандатников.
Организационный комитет включил все предложения в протокол публичных слушаний, который в течение трёх дней должны отправить в городской совет депутатов на рассмотрение.