О религиозных граффити в Белгороде
— Если эти граффити не кощунственны, являются выражением искренних чувств молодых людей, то это надо приветствовать. Если у молодого человека родился такой порыв изобразить Божью матерь или ангела, значит его сердце наполнено этими образами. Важно, чтобы это было сделано достойно, с любовью и хорошим вкусом.
Главное — это должно быть законно. Тут ещё очень важно соблюсти какую-то меру, чтобы это не приносило неудобства людям. Скажем, на фасаде частного дома — это будет нарушение закона. Это надо делать в каком-то отдельном месте. Может, властям надо подумать о том, чтобы перед праздниками отвести такое место и устроить конкурс на такой вид современного искусства.
Об отмене концертов в Белгороде
18 декабря мэрия рекомендовала организаторам не проводить концерт рэп-исполнителя Фейса, мотивируя своё решение тем, что в его песнях используется ненормативная лексика и пропагандируется употребление наркотиков.
— Мы, можно сказать, тоже пострадавшие. После выступления группы 25/17 на Всемирном дне православной молодёжи 2015 году один из «деятелей» написал в прокуратуру, что группа оскорбила его религиозные чувства. Так как организаторам концерта была митрополия, то обвинение в оскорблении чувств верующих было предъявлено нам, и мне пришлось писать объяснительную по этому поводу.
Там прозвучала фраза «Пьяный поп отпустил мне грехи». Мы знаем, что есть случаи, когда священнослужители себя недостойно ведут, но мы боремся с этим. Это никого не оскорбляет. Нас это не оскорбило. Когда такие казусы происходят, становится непонятным, как действовать, как реагировать на это всё.
Если есть прямые вызовы к тому, чтобы люди употребляли наркотики, расовой дискриминации, религиозному экстремизму, конечно же, это надо пресекать и не способствовать тому, чтобы такие люди получали доступ к широкой аудитории [...]. Закон есть закон. Мне кажется, что сейчас есть множество тем, которые должны сплотить людей в творчестве, а не разобщить их.
Об освящении опасных участков на дорогах
— [Мы освящаем дороги], если этот участок проходит через кладбища, где погребены останки людей [...]. Мы исправляем кощунственную, совершенно не уважительную политику, которая была в советское время по отношению к кладбищам, когда могли кладбища нескольких населённых пунктов отправить под воду и сделать там Белгородское море.
Как нам попросить прощения у людей, которые погребены под этими дорогами? Мы только освещаем это место и отправляем послание тем, кто погребён под этими дорогами: «Простите нас что мы не уберегли место вашего захоронения». Я знаю участок дороги Белгород–Шебекино. Оказалось что он проходит через кладбище, и пока там крест не установили, пока там не помолились, на этом месте были страшные случаи.
Конечно, это зависит от человека, но человек принадлежит миру небесному и миру земному. С одной стороны, он владеет навыками вождения, может ехать по правилам, но в какой-то момент с человеком происходит непонятное: он вдруг на каком-то участке дороги впадает в некую кому на несколько секунд. Этого хватает, чтобы произошло ДТП... Это наш долг перед теми, кто погребён под этими дорогами.
О гадании на Рождество
— Я должен сказать, что в крещенские вечера готовятся к Крещению. А вот гадание, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — всякая нечисть там восстаёт перед Рождеством, как Ирод Великий восставал, — гадание — это служение сатане. Очень многие люди, которые были подвержены различным спиритическим опытам — вызываниям духа, гаданиям, где суженый должен появиться, — потом оказываются искалеченными духовно.
Человек приходит на исповедь, а он безвольный человек. Нужно много приложить усилий, чтобы возвратить ему эту волю. Вы Господу помолитесь, чтобы Господь послал вам супруга или супругу хороших.
О гражданских браках
— В гражданских браках есть большой соблазн. Попробовал, что-то не устраивает и дальше пошёл. А последствия какие? Человек остаётся несчастным. Он надеется, устраивает свою жизнь. Чаще всего это боязнь взять на себя ответственность перед Богом и перед людьми. Этой ответственности, к сожалению, сейчас боятся очень многие молодые люди, которые живут в виртуальной реальности, далёкой от реальности настоящей.
Через гражданские браки происходит катастрофическое уменьшение рождаемости практически во всех европейских странах. Отсюда возникают и различные искушения. Человек идёт по дороге жизни и всё время наталкивается на какие-то препятствия, на какие-то испытания в виде искушений. Если он в союзе, то прежде чем поддаться этим испытаниям, он подумает, остановится и не совершит греха. Распутство приводит к тому, что дети не рождаются, человек делает несчастными тех, кто находится с ним рядом. Он идёт безответственно по жизни, нанося колоссальный урон другому человеку.
Муж должен заботиться о жене, как Христос заботится о церкви. А жена должна слушаться мужа. Это то, что способствует укреплению семьи. А когда включаются вопросы эмансипации, женского феминизма, когда включаются вопросы нетрадиционных ориентаций — всё это проистекает от того, что святость брака не признаётся обществом как союз между мужчиной и женщиной. Мне кажется, что в наш век нужно стремиться к такому жёсткому решению, когда родители должны настаивать на том, что дети их должны взять ответственность.
Об открытии нового кризисного цента для женщин
— Перед Днём православной молодёжи 14 февраля мы наметили открыть кризисный центр для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он уже готов, мы его осветим — это наш вклад в дело укрепления семьи. Иногда бывает, что женщина остаётся в семье и испытывает насилие со стороны мужа. Она всё это терпит ради своих детей. Этих случаев очень много, и ей просто некуда пойти. Мы открываем этот небольшой центр, чтобы устроить её жизни, хотя бы какую-то паузу, чтобы спокойствие пришло к ней, и особенно к ребёнку, потому что ребёнок является свидетелем этого насилия: в его неокрепшую душу входят отрицательные образы, которые потом срабатывают через много-много лет.
Полную версию пресс-конференции можно посмотреть на YouTube-канале Белгородской и Старооскольской епархии.