Андрей Ряховский начал играть в «Мир танков», когда ему было 26 лет. В 2010 году друзья уговорили его попробовать новую игру. С тех пор он прошёл долгий путь от рядового танкиста до киберспортсмена и игрока одного из сильнейших кланов игры The RED: Nova, успевая руководить координацией «Красного Альянса» на глобальной карте.
— 26 лет, работа…
— С женой ещё тогда только встречались, работа была. Несмотря на это, времени свободного было много, поэтому мог позволить себе заниматься тем, чем сам хотел. Я работал менеджером по продажам на одном из белгородских заводов. Сейчас тоже занимаюсь продажами, но уже более интересного товара… Пиво продаю.
— А играть как начали?
— До этого два года играли компанией в браузерную игру. Потом кого-то из друзей затянули «Танки», потом и до меня мода добралась. Почти сразу вступили с друзьями в какой-то неизвестный клан. Там я впервые попробовал стать ротным командиром.
— В смысле, полевым командиром?
— Да, только это неправильное название. Правильно говорить «ротный». Полевой командир появился во время первой и второй чеченской компаний. А в Великую Отечественную войну у нашей армии были ротные. В общем, когда я впервые стал командиром, у меня в подчинении находилось около 25 человек. Поиграл полгода, начал вникать в клановую политику, стратегию. Мы стали выигрывать на глобальной карте, показывали неплохие результаты и скоро с друзьями поняли, что клан для нас стал тесен. После выхода мы сразу попали в сообщество The RED. Это случилось, грубо говоря, через полгода после начала игры. Чтобы попасть к ним в клан, надо было пройти отбор. Мы договорились с ребятами из RED’а, что сыграем боёв десять против них. В итоге мы выиграли, причём выиграли лихо. Потом из роты развились в клан сообщества и стали называться The RED: Nova. В этом клане собрались в первую мою киберспортивную команду. Я был командиром. Ездили с ней на соревнования, были в Киеве, Минске и Питере.
— The RED — это известный клан?
— Да. Это одно из самых крупнейших сообществ в игре где-то с 2010 по 2015 годы. Оно вмещало в себя порядка 15 тысяч человек.
— Но ведь всего в клане может быть максимум 100 человек?
— Кланов The RED было 15. Помимо них, в «Красный Альянс» входило ещё порядка 30 кланов. Наше сообщество красило всю глобальную карту игры в красный цвет. Не было ни единого клана, который мог бы нам противостоять. Основной костяк составляли как раз эти 15 кланов, которые возглавляли игровой рейтинг с 2010 по 2013 годы. Там играли просто космические игроки, которые сейчас являются чемпионами мира в команде Natus Vincere. Это всё они. У командира всего сообщества The RED статистика была больше 90 процентов побед.
— У вас получилось стремительно попасть в топовый клан. Как вы это сделали? Наверное, много играли?
— Учитывая тот факт, что была и девушка, и работа, получалось, что вечерами по три-четыре часа.
— Три-четыре часа? Разве не нужно играть целыми днями, чтобы добиться результата?
— Главное — это три умения: умение командира, командный скилл и скилл отдельного игрока. Без скилла игрока остальные пункты бесполезны.
— Умение командира?
— Надо готовить тактику. Когда готовлюсь к играм, всегда продумываю стратегию в голове, а уже потом репетирую с командой. У меня никогда не было блокнота с ручкой. На одном турнире пользовался волшебной бумажкой с сетапами (подсказки по расстановке танков на разных картах — прим. ред.), где я подбирал конкретную технику под карты.
— Вы сказали, что собрали киберспортивную команду. Как вам это удалось?
— Такие команды формируются в кланах. Обычно в одном из наших кланов максимум четыре команды по семь человек. Это люди, которые натренированы на совместную игру одним составом.
— А как команда из клана потом попадает в состав, например, Natus Vincere?
— Надо показывать результаты на соревнованиях, побеждать в турнирах. И заинтересовать спонсора. Тогда у вас есть вероятность заключить контракт с каким-нибудь именитым брендом.
— О каких турнирах идёт речь?
— Сейчас есть внутриигровые турниры, которые проводит Wargeming. Там можно показывать результаты команды. Есть разные лиги, которые можно подобрать в зависимости от профессионализма команды. Когда я играл, разные компании, например ESL, Techlabs и Intel challenge, проводили свои внутриигровые турниры. И топ-8 или топ-16 команд приглашали на выезде сыграть между собой. Организаторы полностью оплачивали командам дорогу и проживание. Мы сформировали состав и начали тренироваться — каждый день часа по два играли на определённых картах. Потом начали побеждать на подобных турнирах, и нас приглашали играть на финал соревнований в Киев, Минск и Питер. Хотя в Питере нас почему-то не внесли в заявочный лист, и мы приехали просто как зрители.
— Как проходили соревнования?
— Расскажу про Киев. Это были наши первые соревнования, и они оказались самыми интересными. Туда приглашают команды по семь человек. В команде я был из Белгорода, парень из Карелии, двое — из Подмосковья, один — из Питера и один — из Киева. А поехало нас туда человек 15 вместе с командой поддержки. Мы на места семи человек заселили всех 15, отпраздновали это дело так, что всё стояло на ушах в гостинице. Дальше начался сам турнир, на который приехали ребята из Беларуси и Казахстана. Первый день — отборочный этап. Я всю команду строго держал и не давал никому расслабиться. Нам попалась просто «группа смерти». Получилось, что мы даже были на грани вылета, но нас спасла другая команда, которая выиграла свою последнюю игру. По очкам мы прошли в другой этап, и на следующий игровой день уже всё было по-серьёзному. В финал вышла команда The RED, самый главный наш клан, которая сейчас носит название Natus Vincere. Вторая команда была The RED: Rush и третьи были мы — The RED: Nova. За третье место нам дали 6 тысяч долларов.
— Получается, что на этом турнире вы в первый раз вживую увидели свою команду целиком?
— Да. Это было неожиданно. Когда слышишь голос человека, ты представляешь его одним, а когда видишь воочию… Приезжает игрок под ником Lerik39 и оказывается, что ему уже действительно даже не 39, а 41 год, и он серьёзный мужчина, у которого свой бизнес. Или, например, приезжает молодой 18-летний паренёк из Подмосковья, у которого ещё усы не растут. Это как-то необычно. Тем не менее, общая тема и командный дух нас объединяли. В игре возраст не чувствуется. Приятно было увидеть другие наши кланы. В конце турнира дружно тремя составами отметили победу.
— После соревнований что-то изменилось?
— Я устроился на полупрофессиональную работу. Помимо командования собственным кланом, в игре я также занимался координацией «Красного Альянса» на глобальной карте. Соотвественно у меня была официальная зарплата — больше 500 долларов. Я тогда каждый день по шесть-восемь часов тратил на игру, и где-то в течение года у меня в подчинении было около 30 тысяч человек, которые воевали на глобальной карте. Надо было отстроить диалог между командирами кланов, которых было около 40 человек. Мне было интересно, и одно время я даже хотел устроиться работать в Wargeming — даже резюме им присылал, правда, отклика не получил. Зато я прошёл несколько игровых собеседований, и меня взяли в компанию Teсhlabs работать комментатором на турнире в Минске. Такие компании, как Techlabs, занимаются разработкой игр и проведением разных турниров. Меня тогда поразил очень большой размах соревнований в Минске. Он проводился на ледовой арене, а там зрителей 10 тысяч.
— Вас без опыта позвали работать комментатором?
— Я понимаю, голос, да… Но, с другой стороны, когда ты долго играешь, особенно в роли командира… командир же в бою всегда говорит и не останавливается. Имея такую практику, совсем не сложно комментировать игру. После этого турнира дальше у меня не пошло. Турнир хоть и был масштабным, но там было много технических накладок, поэтому на фоне всего негатива компания даже прекратила заниматься «Танками», и я «отвалился». Сейчас даже немного жалею об этом. Мне до сих пор это интересно.
— А что происходило в этот момент с кланом?
— Дело в том, что рядовые игроки в наших кланах не получали деньги. Наше сообщество играло за идею. Была одна цель — доминирование. Сама игра начала коммерциализироваться где-то в 2014 году, когда пришли первые спонсоры. В какой-то момент появился человек, имя которого не назову, который начал скупать игроков. Тогда наши ряды похудели.
— Скупать с целью…
— С целью противостояния нам. Началось объединение всех кланов, которые не входили в наш альянс, — собралась, как её тогда называли, антиRed’овская коалиция. Мы начали бороться с баблом.
— Кто победил?
— Ну, от Red’а сейчас осталось клана три. Противники наши тоже распались. Время всё стирает. Появляются новые лидеры, новые кланы.
— Сейчас уже почти год, как вы не играете...
— Да, иногда захожу просто посмотреть. У меня в ангаре столько техники пылится... Его даже предлагали выкупить у меня за 40 тысяч. Не согласился — там столько воспоминаний с этим аккаунтом…
— Вы бы хотели вернуться в игру?
— Не знаю. С одной стороны, уже ни к чему, ведь теперь это совсем другая игра. С другой — я знаю своих друзей, которые ждут возвращения. Пишут мне часто: «Ну что, когда?». В общем, не знаю, состоится ли это легендарное возвращение или нет.
У компании «Ростелеком» есть хорошее предложение для тех, кто хочет «прокачаться» в игре Word of Tanks и получить конкуретное преимущество перед соперниками. На тарифе «Игровой» от «Ростелекома» пользователям доступен советский наградной танк Т-44-100 (Р), который будет укомплектован прокачанным до 100 процентов экипажем, и слот, который позволит хранить премиумный танк в ангаре пользователя. Вдобавок у экипажа появится особый навык «Боевое братство», который дополнительно усилит все его умения. Подключить новый тариф можно на сайте «Ростелекома».